Воспитатель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо в синем конверте. Это письмо написла нам бабушка Федора (воспитатель читает письмо).
Давайте и нашу посуду приведём в порядок.
Воспитатель: Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.
Какого цвета фигуру мы расколдуем первой, Ислам? (Дети: кызыл - красную)
Тогда слушайте первую загадку.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп ложить
И котлету положить.
(Дети: тарелка - тэлинкэ)
Согласна
Какого цвета фигуру мы расколдуем второй, Рома? (Дети: яшел - зеленый) Тогда слушайте вторую загадку.
Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду.
(Дети: ложка -калак )
Молодцы.
Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей, чынаякКамила? (Дети: сары - желтый) Тогда слушайте третью загадку.
Носит воду Хозяину в угоду; При нем живет, Пока не упадет.
(Дети: Чашка - чынаяк)
Молодцы.
Ребята, давайте поиграем с посудой “Нарсэ юк”.
Но сначала скажите, что изображено на доске. (Дети: ложка - колак) Какого цвета ложки, перечисли Настя ( желтый -сары, зеленый - яшел, красный -кызыл , синий -зэнгэр ). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза. Ислам, нинди кашык юк? (Ислам: сары ) и т.п.
Скажите, что теперь изображено на доске. (Дети: тарелка - ) Какого цвета тарелки, Илья, перечисли мне (желтый -сары, зеленый -яшел , красный -кызыл , синий - зэнгэр). Молодцы. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из фигур). Открываем глаза. Рома, нинди тэлинкэ юк? (Задание выполняется по аналогии с предыдущим).
Посмотрите, что случилось с моей картинкой. Я знаю, что мне может помочь и ракрыть картинку. Наиля, выйди к доске и помоги нам. Спасибо. Ребята, посмотрите какая красивая, синяя чашка - зэнгэр чынаяк. Давайте скажем хором, вместе.
Примечание: Слово зэнгэр чынаяк говорим вместе, индивидуально, шепотом.
Зэнгэр-зэнгэр чынаяк, (ладошки в виде чашки, покачивания)
Зэнгэр-зэнгэр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)
Эйе шул, эйе шул (наклон вперёд)
Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)
Эйе шул, эйе шул, (наклон вперёд)
Зэнгэр, зэнгэр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)
-Молодцы ребята! (дети садятся).
Гимнастика для глаз.
Вы так хорошо спели песню. За это зэнгэр чынаяк исполнит вам танец. Дети внимательно смотрите за синей чашкой.
Продолжим изучать посуду в наших тетрадях. Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 13. ”Найди чайную пару”.
(Такое же задание на ИД) Послушайте задание. Нужно к каждому блюдцу подобрать чашку такого же цвета. Первое задание на доске будет выполнятьь Айрат. Итак, Айрат, назови какого цвета это блюдце? (воспитатель показывает на зеленое блюдце – Айрат: яшел). Подбери чашку такого же цвета. А вы ребята, наклейте чашку такого же цвета к подходящему блюдцу... Айрат, ..... Наиля, какого цвета ты подобрала чашку к красному блюдцу?
А на доске это задание выполнит Ислам. Молодец.
Какого цвета это блюдце, Кирилл? (воспитатель показывает на красное блюдце – Кирилл: кызыл). Наклейте чашку такого же цвета на это блюдце . А на доске это задание выполнит Наиля. и т.д.
Проверка: ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильно ли вы выполнили задание, исправьте ошибки, если они есть.
Физкульминутка (Дети встают около столов)
Менэ минем курчагым,(кузлэрен курсэтэлэр)
Ике кузе бар анын.
Э менэ бу – борыны,(барысын да шулай курсэтеп баралар)
Бу, билгеле, муены .
Колакларын курсэтим
Чэчен сыйпап иркэлим
Бигрэк матур битлэре,
Авызында тешлэре.
Э менэ болар - кулла,
Чэбэк – чэбэк уйныйлар.(кулларын чэбэклилэр)
Кечкенэ аяклары
Бик матур тыпырдыйлар.(тыпырдыйлар)
Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр!
Игра с карточками (дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, продолжим наши игры. Сейчас я раздаю вам разные карточки. На карточках изображены ложки, тарелки и чашки. Я назову цвет, а вы поднимите руку с карточкой вверх, если у вас на картинке изображение такого же цвета. Давайте попробуем. (желтый, красный, зеленый, синий). А теперь я усложну нашу игру. Я назову не только цвет, но и определённый предмет. Попробуем? (Дети: да) (Воспитатель:кызыл чашка, зэнгэр кашык и т.д)
Игра в глухой телефон .
Выбирается ведущий. Участники рассаживаются в ряд, ведущий загадывает какое-нибудь слово и на ушко сообщает его первому участнику. Первый так же шепотом передает слово второму и так до конца. Последний участник должен озвучить, что же он услышал. Если слово названо верно - последний участник становится ведущим, если же на выходе получилась какая-то "абра-кадабра" - ведущий остается прежним, и под дружный хохот участников он загадывает новое слово.
Ребята, а ведь в конверте для вас ещё что-то есть. Бабушка Федора прислала вам свои чистые чашки. Она просит вас беречь любую посуду, хорошо относиться. А вот эти чашки бабушка Федора просит вас раскрасить дома. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде). Какие цвета мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы.