Рабочая программа по развитию речи для детей с интеллектуальным недоразвитием
Рабочая программа по развитию речи для детей с интеллектуальным недоразвитием
У обучающихся воспитанников в ходе изучения данного предмета формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи для детей с интеллектуальным недоразвитием»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Центра образования детей с ОВЗ
Приказ от ___________№_______
__________________Н.В.Карасёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
2 класс
Учитель С.Г.Горяева
2016-2017 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по развитию речи, реализуемой во 2 классе ГКОУ РО «Центра образования детей с ОВЗ».
Нормативные акты и учебно-методические документы на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» № 24/4.1.-4851/м от 08.08.2014г.
ФГОС НОО.
Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
У обучающихся, воспитанников в ходе изучения данного предмета формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, воспитанников, коррекции и мышления.
Цель: Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Задачи:
формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
формировать модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формировать компитенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Учебный предмет «развитие речи» является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план «Центра образования детей с ОВЗ» обусловлено значительным отставанием детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. На экскурсиях обучающиеся, воспитанники познакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети научатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогут закреплению полученных знаний и умений.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
По учебному плану на изучение предметной области «Развития речи» отводится 34 часа в год (1 час в неделю) Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый, образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Программа по развитию речи для 2 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень усвоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 вида комнатных растений, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Рабочая программа включает оценку планируемых результатов:
Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты
связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Устный опрос обучающихся является одним из методов учёта знаний умений и навыков. При оценки устных ответов по развитию речи принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.Оценка «5» ставится обучающему, если он обнаруживает понимание материала. Может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ. Привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится , если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи. Оценка «3» ставится , если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делать это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя
Оценка «2» ставится , если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке, искажает их смысл; не использует помощь учителя. Оценка «1» за устный ответ не ставится.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 176с.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 320с. – (Коррекционная педагогика).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Авторы-составители: А.К.Аксёнова, Т.И.Бугаева. научный руководитель проекта-канд.психол.наук, проф. И.М.Бгажнокова. – Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.
Учебник «Ознакомление с окружающим миром» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. Авторы-составители: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова .изд. «Просвещение» 2003.-111с.
Лазерный комплекс (сканер, принтер, ксерокс) «hp» Laser Jet M1132 MFP.
- погода (ясно, пасмурно, дождь,снег), погода каждый день;
- изменения в природе, жизни растений и животных в различные месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц, холод, снег, гололедица, мороз,