План-конспект комбинированного фронтального занятия по развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью. Проведён совместно с учителем 4б класса.
Тема: «Красота и добро». Звук и буква Д.
Цели:
1 Формирование понятия красоты, как эстетической категории, и ее проявлений в природе и произведениях искусства. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Воспитание чувства прекрасного и любви к искусству.
2.Автоматизация звука [Д] в словах, выделение его из слов
Задачи: Объединение различных видов искусства. Ввести понятие красоты природной, рукотворной, духовной. Учить видеть красоту в обыденном, суметь увидеть даже в самом невзрачном. Развитие самостоятельной образной деятельности – дать возможность проявить творчество, воображение, выдумку, фантазию.
Оборудование: поднос с росписью, платок Паутинка, картина художника о природе, картинка солнышко, песня «Улыбка»
Ход занятия
Организационный момент: Дети входят в класс в красивых шляпках под музыку «Улыбка»
I Учитель:
1. - Какие красивые барышни да добры молодцы ко мне пожаловали!
Здравствуйте!
- И я сегодня так старалась, наряжалась и все это для того, чтобы понравиться вам. Я вам нравлюсь? - Почему?
- Предлагаю улыбнуться друг другу, вспомнив песенку, что может произойти от улыбки:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется.
2. - И такими веселыми, довольными предлагаю отправиться на «выставку красивых вещей». Детям предлагается встать удобно и красиво.
- Друзья, полюбуйтесь – сколько красивых вещей?
- Так какие предметы и вещи вы видите на нашей выставке? (дети перечисляют)
- Кому понравился поднос?
- Чем он вам понравился?
- Назовите-ка, пожалуйста, признаки этого предмета, какой он (круглый, красивый, яркий)
- А мне понравилось солнышко!
- Красное солнышко! А что солнышко дарит людям? (свет, тепло, хорошее настроение)
- А какая вещь из присутствующих здесь предметов тоже может согреть человека, создана для тепла?
- Отчего такое название косынка - па-у-тин-ка, как вы думаете?
- На что похожи узоры? Что напоминают?
- Кто же сотворил такое чудо?
- Ее создала мастерица-рукодельница.
Ребята, а есть красота, которую создает матушка-природа, а художник заметил ее и перенес на холст, написал картину. Какое время года написал художник?
- Что изображено на этой картине?
- Какие цвета выбрал художник, чтобы передать морозец зимнего дня и искрящийся холодок опушенных инеем веток?
- Как бы вы назвали эту картину?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Вы заметили, какие разные перед вами вещи?
Поднос – декоративная посуда,
Паутинка – как кружево, которое создала мастерица-рукодельница.
Картина – написал художник, которую можно рассмотреть
Какие разные вещи! А мы говорим про них, что все они какие?… (красивые).
- Так что же такое красота?
Обобщение: красота – это то, что приносит человеку радость.
II. - А попробуем передать красоту в рисунке?
- Присаживайтесь за столики, потому, что мы сейчас будем рисовать! Я приготовила листочки для вас. (Ищу) Да где же они?! (в поисках листочков уходит за дверь, а в комнату вбегает Клякса)
Клякса: Здрасьте, девчонки! Здрасьте, мальчишки!
Вы знаете кто я такая?!
Я – ее высочество Клякса!
Растрещались тут как сороки – красота, доброта!
Какие умненькие нашлись!
Листочки искали? Вот они, ваши листочки! (раздает листочки)
Вот она ваша красота! Ха-ха-ха!
Это я вам клякс понаставила!
Ну что вы теперь скажите?
И уж точно красоту не сделаете
У вас ничего не получится! Так вам и надо! (убегает)
Учитель-логопед: (возвращается) Листочки не нашла, но повстречала «кляксу». Что она тут делала?
- Листочки испортила?! … А может можно что-то исправить? Какие изображения необычные, причудливые! На что они похожи, что они вам напоминают?
- Давайте-ка дорисуем их, сотворим красоту!
Во время работы звучит вальс снежинок
- Выходит кляксу можно превратить в снежинку, бабочку, в цветок! В маленький цветочек, в легкий мотылечек!
- Мне было так приятно смотреть на вас во время работы. Если бы вы видели себя. Вы были такими красивыми! У каждого в глазах, как-будто горели волшебные искорки! Знаете, почему? Вы творили красоту и добро! И от этого кляксы превратились в рисунки.
- А сейчас давайте все вместе посмотрим, что же у нас получилось! возьмите листочки и повесьте их на доску. - Что получилось из клякс?
Заходит учитель. Какие красивые рисунки получились!
III. Физминутка
- Ребята, скажите, какая музыка помогла вам нарисовать такие необычные рисунки? Какая музыка по характеру?
- Как она звучала? (спокойно, плавно, не спеша, в ритме вальса).
- Да, это был вальс снежинок.
- Давайте под вальс придумаем красивые движения. Покажите вальс в своих движениях. Каждый будет танцевать свой вальс.
IV.Учитель: Предлагается достать из контейнеров с крупой буквы и составить из них слово: ДОБРО
Что такое добро? Хороший человек и другим желает добра!
- Учитель предлагает пожелать своим друзьям добра.
Загадывают желания
V.Учитель-логопед: А какая первая буква в слове ДОБРО? Буква Д.
Но прежде, чем мы продолжим разговор о букве д, давайте вспомним, все, что мы знаем о звуке д.
Фонетическая характеристика звука [д].
- Звук [д] гласный или согласный? Почему?
- Звук [д] может быть твердым и мягким! Произнесите твердо звук [д]. Произнесите мягко звук [д].
- Звук [д] глухой или звонкий? (звонкий)
А вы знаете стихи о букве Д?
Этот домик- буква Д.
В домике окошко.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
V .Учитель:
Упражнение «Передача добра»
-взялись за руки и от соприкосновения наших ладошек между ними появились маленькие искорки добра! И вот я вижу эти искорки добра вспыхнули в ваших глазах! А губы озарила улыбка! - Трудно, тяжело творить добро?
Добро – это красота души!
- Доброта, она как врач – может поднять и улучшить настроение! Как ваше настроение сегодня?
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - добра.
Логопед: Добрый человек любит природу и сохраняет ее.
Учитель: Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им.
Логопед: Уважает старших, не обижает младших, заботится о животных. Не стесняйтесь делать добрые дела.
Дети читают стихи:
1 ребёнок: Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело.
Ради счастья людей.
2 ребёнок:
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле. А.Лесных
Итог: - У каждого ребёнка в руках бенгальский огонь, всем предлагается загадать желание и когда бенгальский огонь сгорит, желание сбудется.
Описание:
План-конспект комбинированного внеклассного занятия для детей с глубокой умственной отсталостью. Проведён совместно с учителем 4б класса.
Занятие проведено в 4б классе, где обучаются дети-инвалиды с умеренной степенью умственной отсталости. В данном классе учащиеся занимаются по программе с глубокой умственной отсталостью. Все дети имеют грубое системное недоразвитие речи, обусловленное интеллектуальной недостаточностью: у 4-х учащихся лепетная речь; 2 – безречевые дети; 2 с аутичным компонентом. Нарушена координация движений, крупная и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера. Ребята быстро утомляются, пресыщаются деятельностью, произвольное внимание отсутствует практически у всех детей. Поэтому материал подобран согласно уровню развития детей. Особое внимание уделяем на организационный момент, в котором задаётся эмоциональный фон всего занятия. Дети были красиво одеты, на голове у детей были шляпки: на мальчиках - синие, на девочках - красные и жёлтые. Заходили в класс с учителем-логопедом под музыку «Улыбка», где их встречала учитель класса с восхищением, какие: «Какие красивые барышни да добры молодцы ко мне пожаловали!» В течение всего занятия поддерживался эмоциональный настрой. Занятие было оснащено эстетически оформленной наглядностью, хорошо организовано рабочее место учителя и детей. После каждого этапа работы использованная наглядность убиралась, чтобы дети не отвлекались при переходе к следующему этапу, а внимание их не рассеивалось. В конце занятия, тоже был использован сюрпризный момент, каждый ребёнок получил бенгальский огонь, и пока огонь горел, дети загадывали желание. Занятие прошло эмоционально, детям было интересно.