kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по коррекционным занятиям "Познай мир" в 4 классе VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Сконцентрированы усилия на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционным занятиям "Познай мир" в 4 классе VIII вида»

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»




Рассмотрено

Руководитель МО____/Е.В.Буданова/

«_______»августа 2015 г.

Согласовано

Зам.директора____/И.Г.Самохвалова/

«___» августа 2015 г.

Утверждено

Директор _____/И.П.Чепурышкин/

«____» августа 2015 г.






Рабочая программа коррекционного занятия

«Познай мир»



Класс: 4





Разработчик:

Полякова Людмила Викторовна,

учитель начальных классов

















Починок

2015




Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного занятия «Познай мир 4 класс» составлена на основе :
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013.

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» на 2014-2015 учебный год;

4. Учебного плана школы- интерната на 2015-2016 учебный год;


5.Авторской программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой.

Цели и задачи предмета

Цели :

- развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

- развитие познавательных навыков;

- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

- ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

- обучение ребёнка более сложным формам поведения;

- развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

- развитие внимания;

- развитие мышления.

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

- восполнение пробелов в формировании психофизических функций;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях и умениях.



Общая характеристика учебного предмета

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Сконцентрированы усилия на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.



Учебный план на изучение курса коррекционных занятий «Познай мир» в 4 классе отводит 2 часа в неделю, всего 68 уроков.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

(предполагаемые результаты):

- приобретение и расширение коммуникативных навыков;

- развитие навыков социального и межличностного взаимодействия в соответствии с  

  психофизическими возможностями детей;

- обогащение эмоционального опыта.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирования познавательных интересов;

  • расширения практического опыта детей;

  • привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).

Содержание программы учебного предмета

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.


Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Модуль 1. Коррекция психомоторики.

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

Раздел 3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета;

  • Развитие и коррекция формы;

  • Развитие и коррекция восприятия величины;

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 4. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 5. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговая диагностика обучающихся.

Тематическое планирование по курсу коррекционных занятий «Познай мир»

в 4 классе (68 часов)



Тематическое планирование разработано на основе «Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы» под ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» 2013 г.

Тема

Количество часов




1.

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

6



Развитие психомоторики

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

18



3.

Тактильно-двигательное восприятие

5



Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.


4.

Формирование сенсорных эталонов цвета.

11

5.

Развитие и коррекция восприятия формы.

10

6.

Развитие и коррекция восприятия величины.

9

7.

Развитие пространственно-временного восприятия.

7

8.

Итоговое обследование

2


Итого

68 часов


Календарно-тематическое планирование по курсу коррекционных занятий «Познай мир» в 4 классе (68 часов)

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

1-2

Наблюдение. Фиксирование и анализ данных наблюдения.



3-7

Развитие ориентировки в собственном теле, в частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных.

Д/И«Покажи и назови»



8-9

Группировка предметов по цвету.

Д/И «Красивый букет из разноцветных листьев».

Дидактическое упражнение «Разложи по цвету»



10-11

Расширение представлений об окружающей действительности.

Д/И «Ботаническое лото».



12-13

Беседа по иллюстрациям «Труд людей осенью».Д/И «Собираем урожай».



14-15


Как надо знакомиться. Д/И «Давайте познакомимся».



16-17



Развитие навыков общения.

Д/И «Играем вместе» (выбор водящего, настольная игра, подвижная игра, выполнение правил).



18-19

Упражнения на понимание схемы своего тела.




20-21

Лепка силуэтов. Определение положения губ. Определение положения кончика языка (поднят – опущен).



22-23

Выкладывание изображений из геометрических фигур.



24-25

«Разрезные картинки».




26-27

Игры и упражнения по теме «Овощи, фрукты, ягоды»



28-29

Чтение рассказов Е.Чарушина «Про больших и маленьких», рассматривание иллюстраций, беседа.



30-31

Упражнения в обращении с просьбой, составление диалогов.



32-33

Узнавание знакомых предметов среди других. Д/И «Найди свой предмет».



34

Расположение предметов на плоскости по подражанию, в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа).



35

Нахождение середины листа, краёв, углов (верхний, нижний, левый, правый).

Разрезные картинки, пазлы.



36-37

Д/И « Назови слово противоположное данному»



38

Упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.



39

Навинчивание гаек. Рисование узора, соединяя точки.



40-41

Нахождение и выделение в тексте (наборе значков) заданной формы, предпета.



42

Игра «Что изменилось?».



43

Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова».



44-45

Серии картинок, связанных одним сюжетом.

Картинки с изображением нелепых ситуаций. «Что не правильно?».



46

Чтение книги «А что у вас?»

Беседа о профессиях.



47

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения «Светофор».



48

Д/И «В поликлинике».



49

Дни недели. Чтение стихотворения «Мы спросили у Емели».



50

Соотнесение расписания уроков с днями недели.



51

Лепка знакомых предметов.



52

Рисование лабиринтов, узоров, штриховок.



53

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук.



54

Д/И «Что неправильно нарисовал художник».



55-56

Разучивание стишков на слух, по пиктограмме.



57-59

Упражнения на овладение общими понятиями, мыслительными операциями.



60-63

Развивающие игры «Природа вокруг нас».



64-68

Правила поведения в общественных местах (обыгрывание ситуаций).





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.

2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.

3.Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования для индивидуального использования при дистанционном обучении. В частности персональный компьютер фирмы Appel и набор мультимедийного оборудования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по коррекционным занятиям "Познай мир" в 4 классе VIII вида

Автор: Полякова Людмила Викторовна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства