Рабочая программа по предмету "Технология" для 2 класса
Рабочая программа по предмету "Технология" для 2 класса
В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утвержденным на 2016 – 2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчета 34 учебных недель, 1 час в неделю, т. е. 34 часа в год. Резервное время отведено за счет уплотнения учебного материала по темам: Изделия по мотивам народных образцов. Декоративно-прикладные изделия различного назначения и составляет 2 часа на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 2 часа будут использованы в конце учебного года на обобщение материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Содержание тем учебного предмета «Технология» во 2 классе
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях – 8 часов
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника – 9 часов
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов Обработка ткани. Изделия из ткани – 6 ч.+ 4ч.
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения – 5 часов
Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Проекты. «О чём рассказывают наши вещи». Проектирование вещей с ярко выраженным характером:
1. Чайная чашка для сказочного героя (лепка).
2. Украшение для определённого персонажа (комбинированная техника).
3. Дом для сказочного героя (комбинированная техника).
Учебно- тематический план
Тема раздела
Количество часов
по программе
Н.М.Конышевой
Количество часов
по рабочей программе
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях
8 ч.
8 ч.
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.
В соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 19, утвержденным на 2016 – 2017 учебный год, рабочая программа составлена из расчета 34 учебных недель, 1 час в неделю, т. е. 34 часа в год. Резервное время отведено за счет уплотнения учебного материала по темам: Изделия по мотивам народных образцов. Декоративно-прикладные изделия различного назначения и составляет 2 часа на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 2 часа будут использованы в конце учебного года на обобщение материала.
Календарно - тематическое (поурочное) планирование по технологии
2 класс 2016-2017 учебный год
34 часа
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты УУД
Примечание
план
факт
личностные
метапредметные
предметные
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8 ч.)
1
Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
1 ч.
Понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Р.: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
П.: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Знать:
-простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
-способ использования линейки для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
-способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
-что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
-условные обозначения, используемые в
технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
-способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги;
-что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
РТ № 1с.3
2
Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами. (Рыбка.)
1 ч.
РТ № 1 с 4-5
3
Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками-оригами.
1 ч.
РТ № 1 с 6-7
4
Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией (орнамент).
1 ч.
РТ № 1 с 8-9
5
Симметрия и асимметрия в композиции (картина для сказочного героя).
1 ч.
РТ № 1 с 10--11
6
Приемы разметки и вырезания форм с поворотной симметрией (композиция с лилией).
1 ч.
РТ № 1 приложение 9, стр. 20
7, 8
Композиции на плоскости из засушенных растений (аппликации на плоскости).
2 ч.
С. 44–47; 48–51
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. (9 ч.)
9
Объемно-пространственные композиции из природных материалов (скульптуры из природных материалов).
1 ч.
Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
К.: формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
П.: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
планировать предстоящую практическую работу.
Знать:
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
Уметь:
-правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
-читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
С. 52–55.
10
Построение прямоугольника от двух прямых углов.
1 ч.
РТ № 1 с 12-13,
11
Развертка. Построение прямоугольных разверток. (Подставка для кисти).
1 ч.
РТ № 1 с 14-15,стр.18-19
12
Образ и конструкция открытки (новогодняя поздравительная открытка)
1 ч.
Приложение 11,1 2
Стр.21
13, 14
Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия (коробка – упаковка для подарка).
2 ч.
Приложение 13, стр.22-23
15, 16
Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики (фонарик – елочное украшение).
2 ч.
Приложение 14
17
Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики (елочка).
1 ч.
С. 82–85.
Изделия по мотивам народных образцов (4 ч.)
18
Изделия по мотивам народных образцов (весеннее печенье «Тетерки»).
1 ч.
Р.: следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов
Изделия по мотивам народных образцов (кукла из ниток).
2 ч.
С. 88–91.
21
Игрушка по мотивам народных образцов (игрушка-свистулька).
1 ч.
С. 92–97.
Обработка ткани. Изделия из ткани (6 ч.)
22, 23
Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей (дорожная игольница).
2 ч.
Осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Р.: руководствоваться правилами при выполнении работы;
П.: осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
Уметь:
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа.
Знать:
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
С. 105–109.
24
Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити. Выполнение бахромы (салфетка с бахромой).
1 ч.
С. 110–111
25, 26
Шов «вперёд иголку» (Салфетка с бахромой; завершение работы).
2 ч.
С. 112–113
27
Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. (Декоративная игольница). Обтягивание деталей простой формы. Шов «через край». (Декоративная игольница; завершение работы).
1 ч.
С. 114–116.
С. 117–119
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (5 ч.)
Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
устойчивое стремление к творческому досугу;
К.: проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Знать:
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
-что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
С. 120–125; 126–128.
30
Барельеф. Композиция, стилизация (Декоративная пластина из пластилина).
1 ч.
С. 129–134.
31
Предмет и среда. Декоративная ваза как предмет интерьера (ваза из пластилина).
1 ч.
С. 135–140.
32
Итоговая самостоятельная работа (книжка-календарь).
Подведение итогов года. Итоговая выставка.
1 ч.
С. 141–144).
33, 34
Резерв
2 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология» во 2 классе
Обучающиеся научатся:
рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
отбирать картон с учетом его свойств;
применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Учащиеся должны иметь представление:
о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.