Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему природному миру для 2 класса ii вариант»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
______ Л.С. Романова _________ А.В. Макридин « » ________ 2017 г. « » _________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ
ДЛЯ 2 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
первой категории
Мосеева Любовь Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2017 г.
Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./
Структура рабочей программы по окружающему природному миру предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2017-2018 учебный год;
Миссия СКО школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках окружающего природного мира.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету « Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель уроков окружающего природного мира во 2 классе II вариант МКОУ СКО школы – интернат VIII вида – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребёнок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе- сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребёнок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребёнка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребёнок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребёнок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растёт, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребёнок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные). Ребёнок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (жарка, засол, консервирование).
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
2.Общая характеристика учебного предмета
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучение другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по окружающему природному миру в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интерната в 2 классе II вариант рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Пропедевтика 8 часов
Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды.
2
Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка.
2
Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия. Экскурсия.
2
Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней.
2
Растительный мир 17 часов
Исследование природных объектов. Шишки и желуди.
2
Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев.
2
Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия в лес.
- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам,поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по окружающему природному миру во 2 классе II вариант:
Минимальный уровень:
Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
Достаточный уровень:
Проявление интереса к природным объектам.
Узнавание природного объекта, показывание.
Производить практические действия с различными природными материалами
Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.
5.Основное содержание предмета, практические работы.
Пропедевтический уровень
Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.
Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки), камешками и др. природными материалами.
Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание полисенсорного образа природного объекта.
Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.). Узнавание природного объекта.
Базовый уровень
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива)по внешнему виду (вкусу, запаху).
Животный мир
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (лиса, медведь). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Сад и огород. Труд в природе
Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов , а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.
Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.
Птицы: голубь, воробей (внешний вид, место обитания, какую пользу приносят для человека
1
Домашние животные: кошка, собака (внешний вид, повадки, пища, сравнение, какую пользу приносят для человека
1
Дикие животные: волк, лиса (внешний вид, образ жизни, питание).
1
Экскурсия в природу
1
Итого
7
Календарная план - сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Пн
1
Ср
1
Всего
1
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Пн
1
Ср
1
Всего
1
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды деятельности
Оборудование
Словарь
НРК
Пропедевтика
1
Исследование природных объектов. Вода.
1
Умение осуществлять действия с водой,
Емкость с водой
Вода
Водоемы Южного Урала
2
Исследование природных объектов. Свойства воды.
1
Выполнять инструкции учителя, переливание, погружение рук
Прозрачная, жидкая, течёт
3
Исследование природных объектов. Песок.
1
Умение осуществлять действия с песком
Песок
4
Исследование природных объектов. Свойства песка.
1
Выполнять инструкции учителя, пересыпание, погружение рук, строительство из песка
Песок , сыпется, лепится
5
Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия.
1
Умение осуществлять действия с землей и глиной, выполнять инструкции учителя, землю сыпем, глину лепим, устанавливать различия и сходства на начальном уровне.
Глина-лепится, земля – сыпется, поливается, цвет земли и цвет глины
Природа нашего края
6
Исследование природных объектов. Земля и глина. Экскурсия
1
7
Исследование природных объектов. Камешки.
1
Умение осуществлять действия с камушками небольшого размера, выполнять инструкции учителя, пересыпание камней ,погружение рук в камушки, строительство из камней
Камни, камушки
Камни, камушки,
цвет, форма
8
Исследование природных объектов. Свойства и внешний вид камней.
1
Камни, камушки
Камни, камушки,
цвет, форма
Растительный мир
9
Исследование природных объектов. Шишки и желуди.
1
Сравнивать наощупь и зрительно шишки и желуди между собой, находить сходства и различия во внешнем виде и наощупь
Шишки, желуди
10
Исследование природных объектов. Шишки и желуди. Сходства и различия.
1
Шишки, желуди, плоды
11
Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев.
1
Уметь выбирать правильный лист среди нескольких, называть его, осуществлять сбор листьев на экскурсии
Ветки и листья березы
Березовый лист, кленовый лист,
ветка,
крона
Деревья
Южного Урала
12
Сравнение листьев деревьев.
Экскурсия
1
Ветки и листья клена
13
Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия в лес.
1
Умение замечать во время экскурсии окружающую природу: листья, деревья, трава, небо