Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" (5И класс) для обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" (5И класс) для обучающихся с умственной отсталостью
Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе АООП (2 вариант) школы-интерната № 15.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………….......................................................................................................18
Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе АООП (2 вариант) школы-интерната № 15.
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи образовательные:
- формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;
- формировать временные представления;
- формировать представления о растительном и животном мире.
Задачи коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать тактильные ощущения кистей рук и расширение тактильного опыта;
Задачи воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
-воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формирование умений планировать свою деятельность.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.
Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). Организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на предмет «Окружающий природный мир» отводится 2 часа в неделю, соответственно рабочая программа составлена на 70 часов в год (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения предмета
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета
(70 часов)
Растительный мир (17 ч.)
Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, георгин, тюльпан, роза, лилия, пион). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений.
Животный мир (18 ч.)
Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание значения диких животных в природе. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц (дятел, сова). Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь). Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка, муравей). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Объекты природы (7 ч.)
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Временные представления (28 ч.)
Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (гроза, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Тематическое планирование
№ урока
в году
Тема программы, тема урока.
Кол-во часов
в теме
Самост.
работы
Практ.
работы
Контр.
работы
Основные виды учебной деятельности учащихся:
Временные представления
10
Называют признаки осени, осенние месяцы.
Узнают части суток, дни недели, называют их последовательность.
Соотносят части суток, дни недели с различными видами деятельности.
Называют отличительные признаки растений осенью.
Выбирают правильный лист среди нескольких, называют его.
Знают, как животные готовятся к зиме.
Называют и показывают доступными способами занятия людей осенью.
Знают явления природы: туман, ветер, их отличительные особенности.
1
Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень).
1
2
Признаки осени.
1
3
Осенние месяцы.
1
4
Различение дней недели.
1
5
Времена суток.
1
6
Растения осенью.
1
7
Животные осенью.
1
8
Занятия людей осенью.
1
9
Явление природы: туман.
1
10
Явление природы: ветер.
1
Объекты природы
2
Узнают овраг на картинке и в реальной жизни.
Узнают равнину на картинке и в реальной жизни.
Знают их значение для природы.
11
Формы земной поверхности: овраг.
1
12
Формы земной поверхности: равнина.
1
Растительный мир
10
Узнают (различают) ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различают лесные и садовые ягоды.
Знают значения ягод в жизни человека.
Знают способы переработки ягод.
Знают значение растений в природе и жизни человека.
Знают строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотносят цветения цветочно-декоративных растений с временем года.
Знают значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнают травянистые растения.
51
Садовые растения: астра, георгин.
1
52
Садовые растения: тюльпан, роза.
1
53
Садовые растения: лилия, пион.
1
54
Дикорастущие растения: ромашка, фиалка.
1
55
Дикорастущие растения: колокольчик, василек.
1
56
Дикорастущие растения: подснежник, ландыш.
1
57
Значение цветочно-декоративные растений в природе и жизни человека.
1
Временные представления
13
Называют признаки весны, весенние месяцы.
Называют отличительные признаки растений весной.
Знают поведение животных весной.
Имеют представление о занятиях людей весной.
Узнают (различают) явления природы (гроза, гром).
Называют признаки лета, летние месяцы.
Называют отличительные признаки растений летом.
Знают о жизни животных летом.
Имеют представление о труде людей летом на садовых участках.
58
Времена года. Весна. Природа весной.
1
59
Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна).
1
60
Весенние месяцы.
1
61
Растения весной.
1
62
Поведение диких животных весной.
1
63
Занятия людей весной.
1
64
Явление неживой природы: гроза.
1
65
Явление неживой природы: гром.
1
66
Времена года. Лето. Природа летом.
1
67
Летние месяцы.
1
68
Животные и растения летом.
1
69
Труд людей летом.
1
70
Повторение пройденного материала.
1
Итого:
70
Календарно-тематическое планирование
Дата
Изменения
№
уро
ка
Тема программы, тема урока
Кол-
во
часов
Сам.
работа
Провер.
работа
Контр.
работа
Временные представления
10
01.09
1
Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень).
1
03.09
2
Признаки осени.
1
08.09
3
Осенние месяцы.
1
10.09
4
Различение дней недели.
1
15.09
5
Времена суток.
1
17.09
6
Растения осенью.
1
22.09
7
Животные осенью.
1
24.09
8
Занятия людей осенью.
1
29.09
9
Явление природы: туман.
1
01.10
10
Явление природы: ветер.
1
Объекты природы
2
06.10
11
Формы земной поверхности: овраг.
1
08.10
12
Формы земной поверхности: равнина.
1
Растительный мир
10
13.10
13
Ягода: смородина, клубника.
1
15.10
14
Ягода: малина, крыжовник.
1
20.10
15
Ягода: земляника, черника.
1
22.10
16
Различие садовой и лесной ягоды.
1
05.11
17
Съедобные грибы: белый гриб, лисичка.
1
10.11
18
Съедобные грибы: опенок, шампиньон.
1
12.11
19
Съедобные грибы: подберёзовик, подосиновик.
1
17.11
20
Несъедобные грибы: мухомор, поганка.
1
19.11
21
Способы переработки грибов.
1
24.11
22
Значение грибов в природе и жизни человека.
1
Животный мир
9
26.11
23
Строение, основные признаки домашних животных.
1
01.12
24
Узнавание (различение) домашних животных.
1
03.12
25
Уход за домашними животными, их значение.
1
08.12
26
Детеныши домашних животных.
1
10.12
27
Знакомство с дикими животными: кабан.
1
15.12
28
Знакомство с дикими животными: тигр.
1
17.12
29
Детеныши диких животных.
1
22.12
30
Значение диких животных в природе.
1
24.12
31
Сравнение диких и домашних животных.
1
Объекты природы
3
12.01
32
Растения леса.
1
14.01
33
Животные леса.
1
19.01
34
Значение леса в природе и жизни человека.
1
Временные представления
5
21.01
35
Времена года. Зима. Природа зимой.
1
26.01
36
Экскурсия. Зима.
1
28.01
37
Зимние месяцы.
1
02.02
38
Занятия людей зимой.
1
04.02
39
Поведение животных зимой.
1
Животный мир
9
09.02
40
Наблюдение за птицами в зимний период. Кормление птиц.
1
11.02
41
Знакомство с зимующими птицами: дятел.
1
16.02
42
Знакомство с зимующими птицами: сова.
1
18.02
43
Знакомство с перелетными птицами: грач.
1
25.02
44
Знакомство с перелетными птицами: ласточка.
1
02.03
45
Знакомство с водоплавающими птицами: лебедь.
1
04.03
46
Знакомство с домашними птицами: утка, гусь.
1
09.03
47
Знакомство с домашними птицами: индюк.
1
11.03
48
Значение птиц в жизни человека, в природе.
1
Объекты природы
2
16.03
49
Луг в природе и жизни человека.
1
18.03
50
Правила поведения в лесу.
1
Растительный мир
7
30.03
51
Садовые растения: астра, георгин.
1
01.04
52
Садовые растения: тюльпан, роза.
1
06.04
53
Садовые растения: лилия, пион.
1
08.04
54
Дикорастущие растения: ромашка, фиалка.
1
13.04
55
Дикорастущие растения: колокольчик, василек.
1
15.04
56
Дикорастущие растения: подснежник, ландыш.
1
20.04
57
Значение цветочно-декоративные растений в природе и жизни человека.
1
Временные представления
13/11
22.04
58
Времена года. Весна. Природа весной.
1
27.04
59
Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна).
1
29.04
60
Весенние месяцы.
1
04.05
61
Растения весной.
1
06.05
62
Поведение диких животных весной.
1
11.05
63
Занятия людей весной.
1
13.05
64-65
Явление неживой природы: гроза, гром.
1
18.05
66
Времена года. Лето. Природа летом.
1
20.05
67
Летние месяцы.
1
25.05
68
Животные и растения летом.
1
27.05
69-70
Труд людей летом. Повторение пройденного материала.
1
Всего:
70/68
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Список рекомендуемой учебно - методической литературы:
1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар,изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида (5-9 классы) / под ред. И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2013.Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы. — СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
Средства обучения:
Технические и электронные средства обучения:
1.Компьютер.
2.Проектор.
Экранно-звуковые информационно-коммуникативные средства: обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природном мире; презентации, видеофильмы, аудиозаписи.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1. Камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала
(в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
2. Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
3. Муляжи овощей, фруктов;
4. Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
5. Изображения сезонных изменений в природе;
6. Рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе.