рабочая программа "начальный курс географии" 6 класс
Рабочая программа "начальный курс географии" 6 класс
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;»
-Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.;
•Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой ( М: Дрофа, 2007)
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. 1ачальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропе- (евтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных (веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его ;среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний I умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся 1риобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
? познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
? сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
? ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
? соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
-развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; -научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
-включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
-Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем то мире.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Освоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1 Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия(таблицы, карты и др.),организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Место предмета в базисном плане.Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента, и для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности выделяется 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа "начальный курс географии" 6 класс»
МБОУ «Дятьковская средняя общеобразовательная школа №3»
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
_________ Клименко О.М.
Протокол № ___ от
«____»___________2015 г.
«Утверждаю»
Директор
_____________ Ромашков Д.В.
Приказ №___ от «___»____2015 г.
ПРОГРАММА
по географии
«Начальный курс географии .»
6 класс Базовый уровень
Для 6 а,б,в,г классов
Учителя географии
Составитель:
Гришина Юлия Сергеевна
Г. Дятьково
2015год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;»
-Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.;
•Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой ( М: Дрофа, 2007)
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. 1ачальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропе- (евтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных (веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его ;среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний I умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся 1риобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
■ познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
■ сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
■ ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
■ соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
-развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; -научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
-включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
-Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем то мире.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Освоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1 Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия(таблицы, карты и др.),организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Место предмета в базисном плане.Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента, и для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности выделяется 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента.
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
• освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
• воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Структура курса
В структурном соотношении: курс состоит из Введения и четырех разделов: «Земля во вселенной», «Географические модели Земли», «Строение Земли и земные оболочки», «Население Земли»,.
. Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2.Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3.Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
Описывать:
—географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
Объяснять:
—особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (3 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ(12 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
Уметь:- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Практические работы:1. Чтение плана местности.
2. Измерение расстояний на плане.
3. Ориентирование на местности
Тема 2. Географическая карта (6 часов)
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.
Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь: - определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
3. .»Определение в контурной карте положение г. Брянска по заданным координатам».
РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (38часа)
Тема 1. Литосфера (11 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять:- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Практические работы:1.«Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых Брянской области.» 2. Работа в контурной карте «обозначение крупнейших горных систем мира». 3. . «Определение по картам абсолютных и относительных высот своей местности» .
Тема 2. Гидросфера (14 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Практические работы: 1 Определение по карте направлений течений крупных рек Брянской области.
2. Определение географического положения рек и озер Брянской области.
Тема 3. Атмосфера (10 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать: - объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Практические работы: 1.Определение средней суточной температуры воздуха, амплитуды суточных температур. 2.Описание погоды своей местности. 3. «Составление краткой хар-ки климата Брянской обл.»
Тема 4. Биосфера (9часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:-разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
Практические работы: 1.Описание по картам природных зон России и Брянской области. 2. Составление почвенного разреза. 3. Ознакомление с природными компонентами своей местности. Описание природного комплекса.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (5 часов)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Практические работы:1.Нанесение на контурную карту наиболее крупных населённые пунктов Брянской области.»
РАЗДЕЛ V. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.(1 час)
Что такое стихийные природные явления . Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать: численность населения Земли, основные расы.
Уметь:- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1.Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»),
2.При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3.Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4.Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5.Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6.Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное
Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.
3.При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других значений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6 Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, )йр., оз. Рица (Кавказ), Сарезское озеро (Памир), Мертвое море-озеро-310 %о, оз. Селигер (волдайская возв.)
Водопады: Анхель - 1054 м., Виктория, Ниагарский, Илья Муромец -141 м.(Курильские о-ва, о. Итуруп)
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски,
"ималаев и Кордильер.
Тема ’’Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды - это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Тематический план (70часов )
Название темы
Количество часов
экскурсии
Практические работы
Раздел 1. Введение. Земля как планета.
3
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.
Тема 2.1. План местности
Тема 2.2. Географическая карта
12
6
6
3
3
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки
Тема 3.1. Литосфера
Тема 3.2. Гидросфера
Тема 3.3. Атмосфера
Тема 3.4. Биосфера
44
11
14
10
9
3
2 3 3
Раздел 4. Население Земли
7
Раздел5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
1
Резервное время
3
Итого
70
17
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
План
факт
6а
6б
6в
6г
6а
6б
6в
6г
Раздел 1. Введение Земля как планета. (3часа)
1.
География как наука.
Путешествия и географические открытия.
1
2/09
2/09
2/09
2/09
2
Путешествия и географические открытия.
1
7.09
7.09
7.09
7.09
3
Земля- планета солнечной системы . Формы и размеры Земли.
1
9.09
9.09
9.09
9.09
Раздел 2 Виды изображений поверхности Земли.12(часов)
Тема1.План местности (6 часов).
4
Понятие о плане местности. Условные знаки.
1
14.09
14.09
14.09
14.09
5.
Понятие о масштабе. Виды масштабов. Пр. раб.«Измерение расстояний на плане.»
1
16.09
16.09
16.09
16.09
6.
Стороны горизонта .Ориентирование.
1
21.09
21.09
21.09
21.09
7.
Пр. раб.» Ориентирование на местности.»
1
23.09
23.09
23.09
23.09
8.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
1
28.09
28.09
28.09
28.09
9.
Пр. раб. «Чтение плана местности.»
1
30.09
30.09
30.09
30.09
Тема2. Географическая карта (6 часов).
10
Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах.
1
5.10
5.10
5.10
5.10
11.
Географическая широта. Пр. раб.» Определение географической широты.»
1
7.10
7.10
7.10
7.10
12.
Географическая долгота. Пр. раб.» Определение географической долготы.»
1
12.10
12.10
12.10
12.10
13.
Пр. раб.»Определение в контурной карте положение г.Брянска по заданным координатам»
1
14.10
14.10
4.10
4.10
14.
Изображение на физической карте высот и глубин.
1
19.10
19.10
19.10
19.10
15.
Обобщающее повторение.
1
21.10
21.10
21.10
21.10
Раздел 3. Природа земли и человека. Строение Земли. Земные оболочки.(38 часов)
Тема 1. Литосфера.(11).
16.
Земля и её строение.
1
26.10
26.10
26.10
26.10
17
Особенности геологического строения Брянской области.
1
28.10
28.10
28.10
28.10
18.
Горные породы и минералы.
1
9.11
9.11
9.11
9.11
19.
Пр. раб.«Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых Брянской области.»
1
11.11
11.11
11.11
11.11
20.
Движение Земной коры.Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
1
16.11
6.11
6.11
6.11
Формы рельефа Земной коры.(6 часов).
21.
Рельеф суши. Горы. ПР. раб. Вконтурной карте.
1
18.11
18.11
18.11
18.11
22.
Равнины суши.
1
23.11
23.11
23.11
23.11
23.
Пр. работа. «Определение по картам абсолютных и относительных высот своей местности»
1
25.11
25.11
25.11
25.11
24.
Рельеф дна мирового океана.
1
30.11
30.11
30.11
30.11
25.
Изображение на физической карте высот и глубин.
1
2.12
2.12
2.12
2.12
26.
Итоговый урок по разделу «Земная кора». Тестирование.
1
7.12
7.12
7.12
7.12
Тема 2.Гидросфера.Мировой океан.(14 часов)
27.
Вода на Земле. Круговорот воды в природе.
1
9.12
9.12
9.12
9.12
28.
Мировой океан- основная часть гидросферы.
Свойства океанических вод.
1
14.12
14.12
14.12
14.12
29
Св Свойства океанической воды.
1
16.12
16.12
16.12
16.12
30
Волны в океане.
1
21.12
21.12
21.12
21.12
31.
Движение воды в океане.
1
23.12
23.12
23.12
23.12
32.
Изучение мирового океана.
1
28.12
28.12
28.12
28.12
33.
Подземные воды.
1
11.01
11.01
11.01
11.01
34.
Реки. Жизнь рек.
1
13.01
13.01
13.01
13.01
33 35.
ПР. раб Определение по карте направлений течений крупных рек Брянской области.
1
18.01
18.01
18.01
18.01
36.
Озёра.
1
20.01
20.01
20.01
20.01
37.
Пр. раб «Определение географического положения рек и озер Брянской области»
1
25.01
25.01
25.01
25.01
38.
Болота. Ледники. Искусственные водоёмы.
1
27.01
27.01
27.01
27.01
39.
Б Болота и подземные воды Брянской области.
1
1.02
1.02
1.02
1.02
40.
Итоговый урок по теме гидросфера.
1
3.02
3.02
3.02
3.02
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли (10 часов).
41.
Состав и строение атмосферы. Человек и атмосфера.
1
8.02
8.02
8.02
8.02
42.
Изменение температуры воздуха. Пр. раб «Определение средней суточной температуры воздуха , амплитуды суточных температур.»
1
10.02
10.02
10.02
10.02
43.
Атмосферное давление.
1
15.02
15.02
15.02
15.02
44.
Ветры.
1
17.02
17.02
17.02
17.02
45.
Атмосферные осадки. Влага в атмосфере. Облака.
1
22.02
22.02
22.02
22.02
46.
Погода. Пр. раб. «Описание погоды своей местности.»
1
24.02
24.02
24.02
24.02
40 47
Климат. Пр. раб. «Составление краткой хар-ки климата Брянской обл.»
1
29.02
29.02
29.02
29.02
48.
Распределение солнечного света и тепла на земле.
1
2.03
2.03
2.03
2.03
49.
Причины , влияющие на климат.
1
7.03
7.03
7.03
7.03
50.
Итоговый урок по теме «Атмосфера.»
1
9.03
9.03
9.03
9.03
Тема 4. Биосфера (9 часов ).
51.
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
1
14.03
14.03
14.03
14.03
52.
Природные зоны Земли.
1
16.03
16.03
16.03
16.03
53
Пр. раб. «Описание по картам природных зон России и Брянской области.»
1
21.03
21.03
21.03
21.03
54.
Организмы в мировом океане.
1
23.03
23.03
23.03
23.03
55.
Воздействие организмов на земные оболочки.
1
4.04
4.04
4.04
4.04
56
Пр. раб.«Составление почвенного разреза.»
1
6.04
6.04
6.04
6.04
57.
Природные комплексы.
1
11.04
11.04
11.04
11.04
58
Пр. раб. «Ознакомление с природными компонентами своей местности. Описание природного комплекса.»
1
13.04
13.04
13.04
13.04
59
Обобщение по теме: « Атмосфера и климаты Земли»
1
18.04
18.04
18.04
18.04
Раздел 4. Население Земли.(7 часов)
60
Человечество -единый биологический вид,
1
20.04
20.04
20.04
20.04
61.
Численность населения Земли.
1
25.04
25.04
25.04
25.04
62.
Основные виды населённых пунктов.
1
27.04
27.04
27.04
27.04
63
Пр. раб. «Нанесение на контурную карту наиболее крупных населённые пунктов Брянской области.»
1
2.05
2.05
2.05
2.05
64.
Человек - часть биосферы. Стихийные природные явления.
1
4.05
4.05
4.05
4.05
65
Обобщение по теме: «Население Земли»
1
9.05
9.05
9.05
9.05
66
Стихийные природные явления
1
11.05
11.05
11.05
11.05
67.
Обобщение знаний. Итоговый урок.
1
16.05
16.05
16.05
16.05
68-70.
Резервные уроки.
3
18.05-30.05
18.05-30.05
18.05-30.05
18.05-30.05
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль. «География Брянского края»
№
Наименование раздела
К-во часов
Практические работы
текущие/ оценочные
1.
Введение. Физико-географическое положение.
1
1
2.
Геологическое строение и рельеф.
3
3.
Погода и климат.
3
2
4.
Воды.
3
5.
Почвы, растительность и животный мир.
3
1
6.
Ландшафты и охраняемые территории
2
1
7.
Экология и население.
2
Итого
17
4
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «География Брянского края»
№
Тема урока
К-во уроков
Дата проведения
часов
План.
факт.
1.
Физико-географическое положение Брянской области. Пр. раб.»Определение в контурной карте положение г. Брянска по заданным координатам».
1
2.
Особенности геологического строения .
1
3.
Полезные ископаемые.
1
4.
Рельеф.
1
5.
Особенности климата. Пр. раб.»Составление краткой хар-ки климата Брянской обл.»
1
б.
Сезоны года. ПР.раб.«Составление хар- ки сезонов года.»
1
7.
Особенности погоды.
1
8.
Реки Брянской обл.
1
9.
Озёра и искусственные водоёмы.
1
10.
Болота и подземные воды.
1
11.
Почвы. Пр. раб.«Составление почвенного разреза.»
1
12.
Растительный мир.
1
13.
Животный мир.
1
14.
Естественные и антропогенные ландшафты. Пр. раб.» Определение изменения ландшафта под влиянием хозяйственной деятельности человека.»
1
15.
Охраняемые природные территории и объекты.
1
16.
Современная экологическая обстановка.
1
17.
Население.
1
Программа
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 клас
Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.
Базовый
учебник
ГерГерасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс - М.: Дрофа, 2008.
* Воробцова Т.Н. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т Герасимовой, Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Мет пособие. - Волгоград: Учитель, 2002.