kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2017-2018 уч.г. соответствует требованиям ФГОС,прописаны УУД по каждому разделу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»


Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол №______________

«_____»_____________________ 2017 г.

Руководитель ШМО

__________________Селиванова Е.Г.


Согласовано:

Зам. по УВР МОАУ СОШ № 35 г. Орска

___________________________Кубрякова Н.С.

«_____»_____________________ 2017 г.



Утверждаю:

Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска

____________________________ Бадаева Е.Н.

«_____»_____________________ 2017 г.

Приказ №________от «__» «_______»2017г.



Рабочая программа по окружающему миру

2 класс

начальное общее образование

срок реализации данной программы:2017-2018 уч.год

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа: 68 часов



Разработал учитель:

Кубрякова Наталья Станиславовна,

учитель начальных классов, ВП,

высшая кв.категория

г. Орск, 2017



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» (ред.2015г.)

  4. Учебного плана образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год

  5. Локального акта образовательного учреждения «Структура рабочей программы курса (предмета)» от 30.04.2017г.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.

Реализуется УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой,учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2016.

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир разработана в соответствии с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012), с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.


1.1.Общая характеристика учебного предмета

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» во 2 классе — формирование целостной картины мира, осознание в нём человека на основе единства рационально-научного познания, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные задачи:

-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
       Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.


Систематический курс окружающего мира представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че­ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж­но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»

  2. Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы­полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».

  3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче­му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»

  4. Человек и общество :чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Ро­дина — Россия».

  5. История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события про­изошли в его истории, как развивались экономика, культу­ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ­лено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.

5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации.


1.2. Описание места учебного предмета , курса в учебном плане


Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс – 66 часов, II-IV классы по 68 часов. Всего 270 часов.


1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым

статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности,

- понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире,

-в развитии общемировой культуры;

-понимание особой роли России в мировой истории,

-воспитание чувства гордости за национальные достижения;

-воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,

независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

В области личностных УУД:
· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
· определять характер взаимоотношений человека с природой.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты обучения:

Ученик может научиться:

-«читать» информацию, представленную в виде схемы;

-воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).


В области регулятивных УУД:
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

-учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

-средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


В области познавательных УУД:
- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
-проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития –умение объяснять мир.

В области коммуникативных УУД:
-ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-выразительно читать и пересказывать текст.

-вступать в беседу на уроке и в жизни.

-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты обучения.

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к уровню подготовки учащихся


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

-называть:

правила здорового и безопасного образа жизни; правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры; основные права граждан России и права ребёнка; основные древние города Руси и России (не менее 3-4);

-различать: -прошлое, –настоящее, –будущее; -год-век (столетие); -предметы неживой и живой природы, изделия; -представителей растительного и животного мира и места их обитания; -этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

-решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

соотносить событие с датой его происхождения;

характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

описывать объект окружающего мира, передавать своё отношение к нему;

устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях.


В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество

Выпускник научится:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от

вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


1.5. Основное содержание учебного предмета (68 часов)


Основная идея программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

В программе 2 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.

Введение. Что окружает человека (1 ч.)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч.)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живет рядом с тобой (6ч.)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч.)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы — жители Земли (9 ч.)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч.)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. (2ч.)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей. Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, в учреждение культуры (КСЦ) и быта (Дом быта).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1.

Введение.

Что окружает человека

2

2.

Кто ты такой

13

3.

Кто живёт рядом с тобой

6

4.

Россия — твоя Родина

11

5.

Мы — жители Земли

12

6.

Природные сообщества

21

7.

Природа и человек

2

8

Комплексная проверочная работа

1

9

итого

68



1.6. Методическое обеспечение учебного предмета

Учебник:

1. Виноградова Н.Ф.: учебник «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2016.


Пособия для учащихся:

Виноградова Н.Ф.: рабочие тетради «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2016.


Методическая литература:

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2016 г.



ЭОРы, ЦОРы:

  1. Министерство образования РФ. – Режим доступа: www.informika.ru; www.ed.gov.ru; www.edu.ru

  2. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RUSEDU». – Режим доступа: www.rusedu.ru

  3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: www.mega.km.ru

  4. Сайты энциклопедий. – Режим доступ: www.rubricon.ru; www.encyclo-pedia.ru

  5. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: www.rusolymp.ru

  6. ЭОР «Окружающий мир», «Вентана-Граф», 2013












1.7.Календарно-тематический план предмета (68 часов)


Календарные сроки

урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Освоение предметных знаний

УУД

1четверть (18 часов)

Введение. Что тебя окружает? (1 час)


1

Что окружает человека.

1

Уметь сравнивать объекты природы
и объекты, созданные человеком; выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.

Кто ты такой? (14 часов)



2

Я, ты, он, она…Все мы люди.

1

Уметь соотносить научный текст с рубрикой «Картинная галерея»; сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы.

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»).

Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее».


3

Наши помощники органы чувств.

1

Углубить знания
об органах чувств. Уметь использовать слово «чувство» как

научный термин и синоним нового слова «ощущение».

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов».


4

Наши помощники органы чувств.

1

Углубить знания
об органах чувств. Уметь использовать слово «чувство» как

научный термин и синоним нового слова «ощущение».

Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?».


5

Поговорим о здоровье.

1

Углубить знания о
здоровье.

Учебный диалог: «Что такое здоровье?». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной».


6

Поговорим о здоровье.

1

Углубить знания о
здоровье.

Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел».


7

Режим дня.

1

Задуматься над вопросами: «что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?».

Уметь различать время по часам; соблюдать режим буднего и выходного дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время.

Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Учебный диалог: «Правила организации жизни школьника дома»,


8

Режим дня.

1

Задуматься над вопросами: «что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?».

Уметь различать время по часам; соблюдать режим буднего и выходного дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время.

Чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», учебный диалог, обсуждение проблемы «Что можно делать одновременно», рассказ учителя о часах и времени. Упражнение на определение времени по часам.


9

Физическая культура.

1

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 – 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Смешинки»


10

Физическая культура.

1

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.


11

Почему нужно правильно питаться.

1

Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны?
(Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.) Как вести себя за столом? Что значит есть правильно? Как себя закаливать? Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?».


12

Почему нужно правильно питаться.

1

Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны?
(Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.) Как вести себя за столом? Что значит есть правильно? Как себя закаливать? Всегда ли солнце, воздух и вода- наши друзья»?

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице.


13

Почему нужно правильно питаться.

1

Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны?
(Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.) Как вести себя за столом? Что значит есть правильно? Как себя закаливать? Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Работа в парах: «Полезен ли сахар». Дидактическая игра: «Умеешь ли ты есть?»


14

Почему нужно быть осторожным.

1

Знать: основные правила поведения на дороге, знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие, предупреждающие.

Уметь выполнять Правила дорожного движения.

Знать правила поведения с незнакомыми людьми.

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».


15

Почему нужно быть осторожным.Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье». Тест.

1

Знать: основные правила поведения на дороге, знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие, предупреждающие.

Уметь выполнять Правила дорожного движения.

Знать правила поведения с незнакомыми людьми.

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением» Учебный диалог: «Можно ли изменить себя?» Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек»

Кто живёт рядом с тобой (3 часа)



16

Что такое семья.

1

Знать об особенностях семьи как части общества; о правах
и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Работа с учебником. Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей». Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста).


17

Что такое семья.

1

Знать об особенностях семьи как части общества; о правах
и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье.

Оценка жизненной ситуации «Помощник». Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье». Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье. Рассказ от первого лица по воображаемой ситуации «Жили на чердаке старые вещи…».


18

Что такое семья.

1

Знать об особенностях семьи как части общества; о правах
и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье.

Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). Рассказы детей: «Семейные праздники». Учебный диалог: «Как выбрать подарок». Дифференцированные задания: чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день». Рассказ-описание: «Мой воскресный день».

2 четверть (14 часов)

Кто живёт рядом с тобой (3 часа)


1

О правилах поведения.

1

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе,
со сверстниками
и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору). Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».


2

О правилах поведения.

1

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе,
со сверстниками
и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «У Вари был чиж». Учебный диалог: Обсуждение разных жизненных историй. Беседа «Правила

дружбы»


3

О правилах поведения.

1

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе,
со сверстниками
и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

Обсуждение текста учебника.

Ролевая игра: «Какие мимика и жесты могут обидеть». Учебный диалог «Правила поведения в театре» (на основе иллюстративного материала). Ролевая игра: сценки в театре. Работа в группах: оценка поведения детей.

Россия – твоя Родина (11 часов)


4

Родина – что это значит.

1

Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми
и детьми. Интерес
к истории родного края.

Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города.

Характеристика понятий «Родина», «родной край».

Подбор синонимов к слову «Родина».

Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям.

Ориентироваться в понятии«Родина»,

приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»:

называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы


5

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1

Знать общие исторические сведения из жизни славян; как Русь начиналась.

Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов)


6

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1

Знать общие исторические сведения из жизни славян; как Русь начиналась.

Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?». Чтение и обсуждение текста «Как Русь начиналась».


7

Москва – столица России.

1

Знать основные положения по теме урока: Москве было 860 лет
(в 2007 г.); как Москва строилась; кто основал город; князь Юрий Долгорукий, князь Иван Калита – в чем их заслуги; внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской; достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец).

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Ролевая игра: «Путешествие по Москве».


8

Москва – столица России.

1

Знать основные положения по теме урока: Москве было 860 лет
(в 2007 г.); как Москва строилась; кто основал город; князь Юрий Долгорукий, князь Иван Калита – в чем их заслуги; внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской; достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец)

Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России»


9

Города России.

1

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации.

Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России»


10

Родной край - частица Родины.

1

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации.

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами.


11

Как трудятся россияне.

1

Знать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни».

Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами.


12

Как трудятся россияне.

1

Знать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни».

Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза». Составление описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда происходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Какие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой картины? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины?


13

Все профессии важны.

1

Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься
о будущей специальности.

Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника). Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки).


14

Мы – граждане России. Проверь себя

«Россия — твоя Родина». Тест.

1

Знать понятие «многонациональный народ России»; что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру.

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России герба и флага. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «Устный счёт»

3 четверть (20 часов)

Россия – Твоя Родина (2 часа)


1

Мы – граждане России.

1

Знать понятие «многонациональный народ России»; что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру.


Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».


2

Россия – многонациональная страна.


1

Знать понятие «многонациональный народ России»; что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру.

Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». Выставка: «Культура разных народов».

Мы – жители Земли (9 часов)



3

Твоё первое знакомство со звёздами.

Проверочная работа (рубежный контроль).

1

Знать: Солнечная система, девять планет; Солнце – источник света, тепла, энергии; знать пословицы
и поговорки о солнце.

Характеристика планет Солнечной системы.

Характеризовать кратко Солнечную систему;

выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растениякак живого существа.








Учебный диалог: «Почему

люди смотрят на звезды?»

Работа с текстом «Солнечная «семья»» и схемами

учебника. Воображаемая ситуация: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий?»


4

Твоё первое знакомство со звёздами.

1

Знать: Солнечная система, девять планет; Солнце – источник света, тепла, энергии; знать пословицы
и поговорки о солнце.


Рассказ учителя: как представляли Солнечную систему наши предки? Сравнение схем, изображающих Землю в представлениях предков и современных учёных. Работа с рубрикой «Что происходило на Земле давным - давно».


5

Чем Земля отличается от других планет?

1

Знать: отличие Земли от других планет; небесные тела; Луна – спутник Земли.

Чтение и обсуждение текста «Чем Земля отличается от других планет?». Подготовка и обсуждение выводов: «Солнце – ближайшая к Земле звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна».


6

Чем Земля отличается от других планет?

Проверь себя

«Мы – жители земли». Тест.

1

Знать: отличие Земли от других планет; небесные тела; Луна – спутник Земли.

Работа в группах: проведение опыта – изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий: полнолуние, молодой месяц, выпуклая Луна. Упражнения на ориентирование по глобусу.


7

В некотором царстве…

1

Знать основные положения по теме урока: четыре царства живой природы; представители каждого царства; основные качества животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство).

Заполнение схемы «Царства живой природы». Дидактическая игра: «Кто больше». Рассказ-описание: «О чём нам могли бы рассказать звери и птицы». Чтение и обсуждение текста «Бактерии». Рассматривание бактерий (с использованием микроскопа, слайдов, компьютерных иллюстраций).


8

Грибы.

1

Знать основные положения по теме урока: четыре царства живой природы; представители каждого царства; основные качества животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство).

Дидактическая игра: «Кто

больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника «Гриб – какой он?». Подготовка вывода: грибы – царство природы, грибы отличаются по внешнему виду, строению и пользе для человека. Рассказ-описание «Какой он, Гриб?»


9

Какие животные живут на Земле.

1

Знать о разнообразии животного мира
на планете Земля, их значение.

Экскурсия в музей. Вопросы для обсуждения: 1. Какие животные объединяются в группы (классы); 2. Чем они похожи на других представителей этой группы и чем отличаются; 3. Какой главный (существенный) признак животных данного класса (данной группы)?


10

Разнообразие растений.

1

Знать основные положения по теме урока: растение – живое существо; сходства
и различия с животными.

Воображаемая экскурсия в биологический музей. Дети выступают в роли экскурсоводов, рассказывают о том, какие бывают растения (с опорой на иллюстрации). Дидактическая игра: «Кто больше назовёт растений».


11

Разнообразие растений.

1

Знать основные положения по теме урока: растение – живое существо; сходства
и различия с животными.

Работа с гербарием (натуральными объектами): составление описаний (паспортов) растений. Учебный диалог: «Какие бывают цветки и плоды».

Природные сообщества (9 часов)




12

Среда обитания.

1

Знать, что живое существо привыкает к определённой природной среде.

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.



Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород).


Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения.



Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.


Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество».

Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности.

Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды.

Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).

Приводить примеры лекарственных растений луга.

Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человекарастения.

Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Описывать сезонный труд в саду и в огороде (по проведённым наблюдениям).

Различать плодовые и ягодные культуры.

Беседа: «Каждое живое существо привыкает к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.


13

Лес и его обитатели.

1

Знать основные положения по теме урока: лес – многоэтажный дом; ярусы; паспорт дерева; хвойные и лиственные деревья.

Заочная экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея» и текстами учебника «Лес – многоэтажный дом».


14

Деревья леса.

1

Знать названия деревьев на пришкольном участке.

Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща».


15

Кустарники леса.

1

Знать названия травянистых растений на пришкольном участке.

Экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей.

Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.








16

Травянистые растения леса.

1

Знать травянистые растения леса.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши».


17

Травянистые растения леса.

1

Знать травянистые растения леса.

.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста

учебника В. Рождественского о подорожнике.


18

Животные леса.

1

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери; представителей всех ярусов и подземелья.


Дидактическая игра «Кто

больше?» (классификация по принадлежности к классу). Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста).


19

Животные леса.

1

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;

представители всех ярусов и подземелья.


Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описательный рассказ по заданному началу. Учебный диалог: обсуждение проблемной задачи: «Почему кроты являются зверями?».


20

Животные леса.

1

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;

представителей всех ярусов и подземелья.


Чтение и обсуждение текста «Птицы – лесные жители». Дидактические игры: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Решение проблемной ситуации: «Почему птицы осенью улетают». Просмотр видеофильма: «Внешний вид и особенности поведения птицы», «Птичьи голоса».

4четверть (16 часов)


Природные сообщества (14 часов)


1

Животные леса.

1

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;

представителей всех ярусов и подземелья.


Анализ текста, поиск информации на тему «Признаки пресмыкающихся». Рассказ учителя: «Неожиданная встреча. Как уберечь себя от змеи».


2

Животные леса.

1

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;

представителей всех ярусов и подземелья.

Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог? «Почему жуки так называются?». Коллективный вывод: «Какую пользу приносят муравьи».


3

Что мы знаем о воде.

1

Знать три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки»…


4

Что мы знаем о воде.

1

Знать, что свойства воды выясняются опытным путем; три состояния воды.

Знать, что вода – источник жизни
на земле.


Составление схемы «Круговорот воды в природе». Опыты: определение свойств воды и её состояний


5

Водоёмы и их обитатели.

1

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов.

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот.

Учебный диалог: «Какие бывают водоёмы, какие животные могут жить в разных водоёмах»? (на основе рисунка-схемы).


6

Водоёмы и их обитатели.

1

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов.

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот.

Наблюдения: внешний вид, передвижение, питание рыб (в аквариуме). Обсуждение текста «Чем рыба отличается от других животных»? Коллективный вывод: «Рыбы – живые существа».


7

Водоёмы и их обитатели.

1

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов.

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот.

Классификация морских животных по признаку «рыбы – млекопитающие». Дифференцированное задание: работа с рубрикой «Этот удивительный мир»; составление описательного рассказа по картине И. Айвазовского «Корабль у берега».


8

Водоёмы и их обитатели.

1

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов.

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот.

Индивидуальное задание: рассматривание рисунков животных – обитателей болот, составление рассказа-описания. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Кто такие земноводные?», «Природе нужны все». Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию.


9

Водоёмы и их обитатели.

1

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2–3 представителя животного и растительного мира водоемов.

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот.


Рассказ учителя: «Почему у водоплавающих такие лапы и клювы»? Индивидуальные задания: рассказ-описание «Растения болот». Чтение учителя: «Поход на дальнюю речку». Учебный диалог «Растения рек» (с использованием иллюстративного материала и текстов учебника). Рассказ учителя: «Когда цветут кувшинки. Растения, которые находятся под защитой». Обобщающая беседа: «Вспомним всё, что мы знаем о водоёмах и реках».


10

Луг и его обитатели.

1

Экскурсия на луг. Наблюдение и сравнение сообществ луг и лес. Ответы на вопросы: есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? Работа с текстами учебника.

Знать, каким животным раздолье на лугу
(насекомые или пауки – животные?); что луг – украшение Земли.

Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Коллективный вывод: «Травянистые растения луга. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».


11

Луг и его обитатели.

1

Экскурсия на луг. Наблюдение и сравнение сообществ луг и лес. Ответы на вопросы: есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? Работа с текстами учебника.

Знать, каким животным раздолье на лугу
(насекомые или пауки – животные?); что луг – украшение Земли.

Дидактическая игра «Кто больше?». Работа с таблицей: классификация по принадлежности «насекомые, птицы, звери». Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Пересказ текста «Зачем пчёлы танцуют». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Почему луг нужно беречь?».


12

Поле и его обитатели.

1

Знать отличие луга и поля; что поле – большой огород; несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур.

Работа с гербарием: зерновые культуры. Работа со схемой: обобщение информации по теме «Полевые культуры».


13

Поле и его обитатели.

1

Знать отличие луга и поля; что поле – большой огород; несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур.

.

Описательный рассказ по картине Г. Мясоедова «Косцы». Учебный диалог: «Животные поля», решение проблемных вопросов: «Узнай по описанию», обсуждение проблемы: «Зависит ли питание животных луга от их места обитания».


14

Сад и его обитатели.

Проверь себя

«Природные сообщества»Тест.

1

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Плодовые культуры»: описание, сравнение внешнего вида, особенности произрастания. Дидактическая игра: «Угадай на вкус».

Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками».чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод – птица южная?». Устное мини-сочинение «Яблонька».

Природа и человек (2 часа)


15

Человек – часть природы.

Комплексная итоговая работа.

1

Знать, что такое Красная книга, какие растения и животные вашего края занесены в Красную книгу.

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе». Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете» и обсуждение вывода «Есть ли на свете вредные существа?»


16

Человек – часть природы.

1

Знать, что такое Красная книга, какие растения и животные вашего края занесены в Красную книгу.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Красная книга России». Обсуждение жизненных ситуаций (учебник).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Автор: Кубрякова Наталья Станиславовна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepomatiematikie3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267589"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450412300"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "102477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402507936"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepookruzhaiushchiemumiru3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416034"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства