Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:________________
Директор школы:
Приказ № _____ от __________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру - 3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
2015 – 2016 учебный год
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 3 класс в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная литература:
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 3 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.:Вентана-Граф, 2013.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 3-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/авт.-сост. О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Тематическое планирование составлено на основе: авторской программы «Окружающий мир» 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с. (Начальная школа XXI века)
учитель начальных классов
Ермакова К.А.
Пояснительная записка
Осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную среду, место человека в ней, в познании обучающимся самого себя, своего Я.
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся:
- Экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания;
- Нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;
- Исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Определены следующие функции:
- Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у обучающихся разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.
- Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.
- Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Тема: «Земля – наш общий дом».
• Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Тема «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)».
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему природу нужно беречь. Тема: «Земля – наш общий дом».
• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою Родину, семья как ячейка общества. Тема: «Как трудились люди в старину.
• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура, искусство в нашей стране. Темы: «Наша Родина – от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».
Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1. Организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и др.);
2. Усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности обучающихся.
Исходя из этого, обучение требует использование различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты. Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе направлена на создание учителем ситуаций удивления, вопроса, передвижения, предположения, которые становятся основой для проявления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.