Муниципальное автономное образовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» Утверждаю:________________ Директор школы: Приказ № _____ от __________ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по математике - 3 класс УМК «Начальная школа XXI века» 2015 – 2016 учебный год Общее количество часов: 136 Количество часов в неделю: 4 Учебник: Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 3 класс в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011. Дополнительная литература: 1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя, – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 3. Кочурова Е. Э. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2013. 4. Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. 5. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 3 класс: методика обучения, - М.: Вентана-Граф, 2012. 6. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Дружим с математикой», 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011 год. Тематическое планирование составлено на основе: авторской программы «Математика» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева (предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). учитель начальных классов Ермакова К.А. Пояснительная записка Курс математики 3 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности. Программа курса «Математика» реализует основные положения концепции образования младших школьников. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение обучающимися начальных классов основам математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решений задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения в начальной школе. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение обучающимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач; • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике • величины; • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от выполненной работы. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у обучающихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности; происходит становление потребности и мотивов учения. Курс содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает также четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. Общее содержание обучения математике представлено следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией». В третьем классе продолжается формирование у обучающихся важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии. Третьеклассники работают теперь с использованием соответствующих определений, правил и терминов. Арифметическая составляющая позволяет подготовить прочную базу для дальнейшего формирования вычислительной культуры и развития вычислительных навыков учеников в 4 классе: формулируются сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, позволяющие научить третьеклассников рационализации вычислений в области целых неотрицательных чисел в пределах 100 (включая умножение и деление на однозначное и на двузначное число, а также случаи деления на трехзначное число, когда в частном получается одна цифра). В третьем классе вводятся общеизвестные правила порядка арифметических действий в составных выражениях со скобками и без них. Раздел «Величины и их измерение» представлен в программе следующими вопросами: длина отрезка (ломаной) и ее единицы (километр, миллиметр), масса и ее единицы (килограмм, грамм), вместимость и ее единицы (литр), время и его единицы (век, год, сутки, неделя, час, минута, секунда). Обучающиеся знакомятся с обозначением единиц величин, соотношениями между единицами величин. В третьем классе вводится термин «высказывание», разъясняется, какое предложение является высказыванием, а какое нет, рассматриваются верные и неверные высказывания. Развиваются логико-математические представления и их алгебраическая подготовка. Вводится понятие «выражение с переменной». Содержание геометрической линии курса нацелено на дальнейшее формирование у школьников геометрических и пространственных представлений: углубляются и расширяются знания о ранее изученных геометрических фигурах. Дети знакомятся с новыми видами фигур (ломаная, прямая). Рассматриваются разнообразные отношения между фигурами, способы их взаимного расположения на плоскости. Дети учатся построению фигур с помощью чертежных инструментов (деление окружности на равные части с помощью циркуля, построение прямых, пересекающихся под прямым углом, построение симметричных относительно данной оси фигур на клетчатом фоне). Ведущими темами в курсе 3 класса являются темы: «Умножение на двузначное число»; «Деление на двузначное число». Так как в 3 классе закладывается формирование основных способов умножения и деления многозначного числа на многозначное, и эта тема находит продолжение в 4 классе, очень важно отработать приемы умножения и деления многозначного числа на многозначное. Тема «Повторение» включена в начале за счет сокращения темы «Тысяча», т.к. эта тема рассматривалась раньше во 2 классе. При изучении тысячи дети вновь возвращаются к рассмотрению всех тех вопросов в 3 классе. В конце года тема «Повторение» включена за счет резервных часов. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника. Содержание курса математики направлено на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у обучающихся значимые арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, о величинах и их измерений, геометрических фигурах; создать условия для овладения обучающимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умение устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике. Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у обучающихся «уметь учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, баз данных; формирование соответствующих умении на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.