kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века». 

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Программа рассчитана на 68 часов.

Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века" »

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»


Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол №______________

«_____»______________________ 2013 г.


Утверждена:

Директор МОАУ

«Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Орска»

_____________________________ Бадаева Е.Н.

«_____»_____________________ 2013 г.












Рабочая программа по окружающему миру

3 класса

УМК «Начальная школа 21 века»




Составитель:

учитель начальных классов

Селиванова Елена Геннадьевна



г. Орск, 2013 г.

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)


УМК «Начальная школа 21 века»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Программа рассчитана на 68 часов.

Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа­ющую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.


Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от­дельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору со­держания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей –природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действитель­ности.

  1. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об­щекультурным сведениям -- о творческой деятельности лю­дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специаль­ный раздел «Расширение кругозора школьников».

  1. Необходимость принципа экологизации содержания по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром(рубрики «Человек и растение», «Человек и животное», «Человек и природа», а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу « Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (Элементы социальной экологии).

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в основной школе.

  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чув­ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.


Отбор конкретного естественно научного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.

    1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

    2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки или понятий на этап осознания существенных его характеристик;

- зависимость усвоения связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознание оперирование усвоенными терминами понятиями;

- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического знания этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содер­жательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че­ловека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Это содержание представлено темами: «Мы —школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы­полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче­му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Родная страна: от края до края» (3 класс), «Человек —живое существо (организм)» (4 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родной край», «Наша страна – Россия» (1 класс), «Россия - твоя Ро­дина» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек - защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события про­изошли в его истории, как развивались экономика, культу­ра, просвещение в нашей стране.

Темы: « Наша Родина – от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину»( 3 класс); «Человек – творец культурных ценностей» (4 класс)

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

  1. Организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

  2. Усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты. Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках и в классе направлена на создание учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все 4 года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, современная Россия.

Планируемые результаты обучения по окружающему миру:



К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Содержание программы 3 класс (68 часов)

Земля — наш общий дом (7часов)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.


Человек изучает Землю (4часа)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.


Царства природы (27часов)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни;

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).


Наша Родина: от Руси до России (11часов)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


Как люди жили в старину (12часов)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились в старину (7 часов)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

Называть древние города, описывать их достопримечательности;

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».


Учебно-методические средства обучения:


- Сборник примерных программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир - рабочие тетради. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.


















Календарно – тематическое планирование (68 часов)


Календарные сроки

урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Освоение предметных знаний

УУД

1 четверть (18 часов)

Земля – наш общий дом (7 часов)


1

Где и когда ты живешь.


1

Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России.

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение собы-тия со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха.

Знакомство с рубриками учебника.

Игра «Кто где?».

Работа с учебником

и рабочей тетрадью.

Рассказы детей

«Поездка на дачу».


2

Солнечная система.


1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы.

Игра «Узнай и назови». Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Составление таблицы «Характеристика Солнца».

Рассказ учителя

о Н. Копернике.


3

Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи.


1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы.

Выполнение упражнений в рабочей тетради и обсуждение текста учебника.


4

Условия жизни на Земле.

Практическая работа: проращивание семян фасоли.

1

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года.

Демонстрация опытов. Обсуждение их результатов.


5

Условия жизни на Земле.

Роль света и тепла в жизни растений.

1

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года.

Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа). Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений.


6

Условия жизни на Земле.

Вода – условие жизни на Земле.

1

Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств.

Беседа с использованием рисунков учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».


7






Условия жизни на Земле.

Воздух условие жизни на Земле.

Практическая работа: «Свойства воздуха».

1

Условия жизни на Земле: воздух. Охрана природных богатств.

Опыт «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа. Состав воздуха.

Человек изучает Землю (4 часа)


8

Человек познает мир.

Экскурсия в природу.

1

Экскурсия.

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом.

Экскурсия.


9

Человек познает мир.

Практическая работа с картой.

1

Глобус как модель Земли. Знакомство с понятием «карта».

географическая карта. историческая карта.

Беседа о том, из каких источников человек познаёт мир. Знакомство с новыми понятиями: меридианы и параллели.


10

Человек познает мир.

1

Работа с картой.

Работа с картой.


11

Человек познает мир.

1

Работа с картой.

Работа с картой.

Царства природы (27 часов)


12

Бактерии.


1

Какие бывают бактерии.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные».

Работа с рубрикой «Выскажем предпо­ложения». Рассказ учителя. Чтение и обсуждение текста.


13

Грибы.


1

Какие бывают грибы.

Воображаемая ситуа­ция: «В лес за гриба­ми». Учебный диа­лог: «Чем грибы отличаются от расте­ний?» (работа с учеб­ником). Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы».


14

Грибы.

1

Какие бывают грибы.

Беседа, работа в парах.


15

Растения культурные и дикорастущие.


1

Знать некоторые особенности растений разных мест обитания.

Путешествие с растениями (работа с рисунком на внутренней стороне обложки). Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Дидактические игры: «Узнай по вкусу». Работа в группах: «Паспорт» растения. Классификация растений: дикорастущие, культурные.


16

Если бы на Земле не было растений

Контрольная работа №1

по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю».

1

Знать некоторые особенности растений разных мест обитания.

Сам. работа.


17

Растения прекрасные, но опасные.


1

Демонстрация гербариев, муляжей плодов. Работа в парах составление рассказов «Растения – кладовая витаминов», «Ядовитые растения».

Работа с гербарием, работа в парах, составление рассказов.


18

Разнообразие растений на Земле.

Практическая работа с гербарием.

1

Демонстрация гербария.














Практическая работа с гербарием.

2 четверть (14 часов)


1

Разнообразие растений на Земле.





1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями.


Работа в группах:

составление «пас-

портов» растений.

Работа с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея».


2

Как живет растение.



1

Знать о том, как происходит питание растений.

Фронт. работа.


3

Как живет растение.


1

Знать о том, как происходит питание растений.

Работа в парах.


4

Размножение растений.


1

Знать способы размножения растений.

Практическая работа: выращивание растения из листа. Работа с иллюстративным материалом.

Выполнение заданий в рабочей тетради.


5

Размножение растений.

Опыт с живыми комнатными растениями.

1

Знать способы размножения растений.

Опыт с комнатными растениями, работа в группах.


6

Размножение растений.


1

Знать способы размножения растений.

Работа в парах.


7

Культурные растения в жизни человека.

1

Знать, когда и почему возникло земледелие.

Фронт. работа.


8

Культурные растения в жизни человека.

1

Знать, когда и почему возникло земледелие.

Работа в группах.


9

Красная книга России.


1


Знать о том, какие страницы есть в Красной книге.

Фронт. работа.


10

Красная книга России.


1

Знать о том, какие страницы есть в Красной книге.

Работа в группах.


11

Разнообразие мира животных.


1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Конструирова-ние плаката «Мир фау­ны». Работа со схемой и текстом учеб­ника. Групповая работа: примеры разных животных.


12

Разнообразие мира животных.


1

Понятия: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные.

Работа в группах.


13

Животные – живые существа (организмы).

1

Знать, как животные ориентируются в окружающей среде, питание животных, передвижение. Знать условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Музейная экспози­ция. Работа с учебни­ком и рабочей тетра­дью. Минутка для любознатель-ных

(подготовка к проекту).



14

Животные – живые существа (организмы).

Контрольная работа №2

по теме: «Царства природы».

1

Знать о размножении животных. Знать особенности поведения некоторых животных.

Сам. работа.

3 четверть (20 часов)


1

Беспозвоночные животные.


1

Знакомство с беспозвоночными животными.







Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста. «Разнообразие насекомых».

работа в парах

(см. учебник).


2

Беспозвоночные животные.

1

Знакомство с беспозвоночными животными.

Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста. «Разнообразие насекомых».

работа в парах

(см. учебник).


3

Позвоночные животные.

1

Различать группы животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог.


4

Позвоночные животные.


1

Различать группы животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог.


5

Природные сообщества.


1

Знать, как животные приспосабливаются к условиям жизни (цепи питания).

Работа с рубрикой «Выскажем предполо­жения», обсуждение текстов учебника. Парная (групповая) работа «Пищевые цепи».


6

Почему люди приручили диких животных.




1

Знать, как люди приручили диких животных. Заповедники.

Рассказ учителя с использованием

Иллюстратив-ного материала. Воображаемая экскурсия в Уссурийский заповедник.

Наша Родина: от Руси до России (11 часов)


7

Как люди узнают о прошлом.


1

Знать источники , из которых люди узнают о прошлом. Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племён.

Различение названий российского государства в разные исторические времена.

Рассматривание форзаца «Как мы

узнаем о прошлом». Рассказ учителя о восточнославян­ских племенах. Учебный диалог «Выскажем предпо­ложения». Работа с рисунком- схемой.


8

Восточнославянские племена.

1

Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племён.

Рассматривание форзаца «Как мы

узнаем о прошлом». Рассказ учителя о восточнославян­ских племенах. Учебный диалог «Выскажем предпо­ложения». Работа с рисунком- схемой.


9

Первые русские князья.

1

Знать первых русских князей.

Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.


10

Первые русские князья.

1

Знать первых русских князей.

Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.


11


Первые русские князья.

1

Знать первых русских князей.

Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.


12

Как Москва стала столицей.


1

Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в её состав.

Беседа: оживление опыта детей. Работа с исторической кар­той. Рассказы учите­ля. Работа с рубрика­ми «Жил на свете че­ловек...» и «Картин­ная галерея».


13

Иван IV Грозный – первый русский царь.

1

Знакомство с первым русским царём.

Беседа: оживление опыта детей. Работа с исторической кар­той. Рассказы учите­ля. Работа с рубрика­ми «Жил на свете че­ловек...» и «Картин­ная галерея».


14

Петр I Великий.

1

Знакомство с Петром 1. Создание русского флота.

Рассказ учителя «Пётр I». Работа с рубрикой «Картин­ная галерея». Учеб­ный диалог «Созда­ние русского флота». Воображаемая экс­курсия по Санкт-Петербургу.


15

Екатерина II Великая.

1

Знакомство с Екатериной 2 Великой.

Сообщение учите­ля — вступление в тему. Чтение и об­суждение текста учебника, составле­ние плана пересказа. Работа с рубрикой «Картинная галерея».


16

Последний российский император Николай II.

1

Знакомство с императором Николаем 2.

Рассказ учителя о Николае II и о ре­волюции. Рассматри­вание фотографий царской семьи.


17

Советская Россия. СССР.

1

Знакомство с понятиями: большевики, президент, Федеральное собрание.


Работа с текстом учебника. Построе­ние схемы (ленты времени).

Как люди жили в старину (12 часов)


18

Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России».

1


Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

Самостоятельная работа.


19

Из истории племен.

1

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Дидактическая игра

«Как меня зовут?».

Чтение и обсуждение текста учебника.

Составление схемы

«Как появились имена». Работа в группах: обсуждение былин. Рассказ

учителя: «Имя, отчество, фамилия».


20

Какими людьми были славяне.

1

Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины.


Минутка повторения. Работа с рубрикой «Выскажем пред-

положения». Составление словесного

портрета славянина.

Работа с рубрикой

«Картинная галерея». Ролевая игра «Фотоателье».

4 четверть (16 часов)


1

Какими людьми были славяне.

1

Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины.


Минутка повторения. Работа с рубрикой «Выскажем пред-

положения». Составление словесного

портрета славянина.

Работа с рубрикой

«Картинная галерея». Ролевая игра «Фотоателье».


2

Скажи, какой у тебя дом…

1

Знать, как выглядели жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома.

Обсуждение пословицы. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Рассказ учителя. Словарная работа. Игра - моделирование «Крестьянская изба». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составление плана текста.


3

По одежке встречают.

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

Экскурсия.

Экскурсия.


4

По одежке встречают.

1

Знать, как изготавливали одежду (обувь, головные уборы).

Работа в парах.

Беседа.


5

По одежке встречают.

1

Знать, как изготавливали одежду (обувь, головные уборы).

Работа в парах.

Беседа.


6

Русская трапеза.

1

Знать, чем питались крестьяне. Знать, чем питались в богатых домах.

Работа с пословицами. Чтение и обсуждение текста учебника. Словарная работа. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».


7

Верования языческой Руси.

1

Знать языческие праздники.

Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину».

Рассказ учителя

«Народные праздники».


8

Верования языческой Руси.

1

Знать языческие праздники.

Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину».

Рассказ учителя

«Народные праздники».


9



Принятие христианства на Руси.

1

Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Рассказ учителя «Христианская вера».

Обсуждение текста «Принятие христианства на Руси».

Как трудились в старину (7 часов)


10

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий». Работа с рисунком – схемой «Что такое земледелие?»

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль».


Беседа на основе полученных ранее знаний. Обсуждение: «Выскажем предположения». Работа

с текстом учебника и иллюстрациями.


11

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Обсуждение проблемы: «При каких условиях человек трудится лучше?»

Беседа на основе полученных ранее знаний. Обсуждение: «Выскажем предположения». Работа

с текстом учебника и иллюстрациями.


12

Что создавалось трудом ремесленника?

1

Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремесла?»

Учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказ детей «Моя любимая игрушка». Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубриками «Знакомься: наша Родина» и «Жил на свете человек...». Обсуждение текста «Маленькие ремесленники».


13

Что создавалось трудом ремесленника?

1

Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремесла?»

Учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказ детей

«Моя любимая игрушка». Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубриками «Знакомься: наша Родина» и «Жил на свете

человек...». Обсуждение текста «Маленькие ремесленники».


14

Что создавалось трудом рабочего?

1

Знакомство с гончарным ремеслом. Знать, как изготавливали оружие.

Обсуждение проблемы: какой труд легче

и результативнее — машинный или руч­ной? Работа с текстом учебника. Рассматривание и описание различных полезных ископаемых. Выполнение заданий в рабочей тетради. «Минутка для любознатель-ных».


15

Что создавалось трудом рабочего?

Контрольная работа №4.

1

Чтение и обсуждение текста учебника: «На каком заводе легче работать?»

Сам. раб.


16

Открытия, которые совершил человек в XIX – XХвеках.

1

Знать, как и когда появился пароход, автомобиль, самолёт. Знать, как и когда прошло освоение космоса.

Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Автор: Селиванова Елена Геннадьевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepomatiematikie3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267589"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450412300"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepookruzhaiushchiemumiru3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416034"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства