kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка «Я – исследователь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику ассоциативного поведения;
  • интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Я – исследователь»»

«Согласовано»

Заместитель директора

по воспитательной работе

«МОУ «Татищевский лицей»

___________/________________/

«___» ______________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Татищевский лицей»

______________ / ____________________/

«___» ______________ 20____г.


Приказ от _______________ № ______













Рабочая программа

кружка «Я – исследователь»

для 2-х классов

на 20____ – 20____ учебный год








Составитель

Пинтера Ирина Ивановна

Учитель начальных классов

Высшей категории







20___ год



Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;

  • развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • профилактику ассоциативного поведения;

  • интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;

  • укрепление психического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка

Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)

  • дифференцированное обучение;

  • владение методами контроля.

Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.

Цель программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;

  • развитие творческой исследовательской активности детей;

  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам -

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-9 лет.

Сроки реализации образовательной программы 1 год.

Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

Формы организации коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты освоения программы.

  • включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,

  • выполнение мини-исследований,

  • участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),

  • умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;

  • умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.


Результаты исследовательской деятельности

  • плакат

  • коллаж

  • стенгазета

  • поделки

  • фотоальбом

  • книжка раскладушка









Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь».

Содержание работы.

Портфолио юного исследователя



Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

2

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку:



Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.

Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

3

«Наша школа»




Проблемный вопрос:

Школа будущего, какая она?

Учебный вопрос:

Правила поведения в школе?

Выставка рисунков: «Класс будущего».

Анкетирование: Какой вы представляете школу в будущем?

4-5

«В здоровом теле – здоровый дух»




Основополагающий вопрос

Как построить свою жизнь , чтобы быть здоровым и красивым?

Проблемные вопросы

Что нужно, чтобы быть здоровым?

Какой режим дня необходимо соблюдать?

Что важнее вкусная или полезная еда?

Какие виды спорта предпочитают ваши ровесники?

Увлечение компьютером, это вредная привычка?

Учебные вопросы

Что такое витамины?

Где найти витамины?

Нужны ли правила гигиены? Как влияет питание на нашу жизнь?

К чему ведёт безответственное отношение человека к своему здоровью?

6

Отчет о проделанной работе



Презентация, конкурс рисунков, стенгазета по теме.

7-9

«Моя коллекция»




Основополагающий вопрос:

Как познать мир?

Проблемные вопросы:

Коллекционирование - это хобби?

Что мы коллекционируем?

О чем рассказывают коллекции?

Учебные вопросы

От какого слова происходит слово "коллекция"?

Что коллекционируют люди?

О чем рассказывают коллекции?

Можно ли через коллекции познать мир?

10

Отчет о проделанной работе



Альбом с коллекцией

11-12

«Приключение Снеговичка»




Основополагающий вопрос:

Как познать мир?

Проблемные вопросы:

Когда пришел к нам Новый год?

Какие символы Нового года есть в разных странах?

Учебные вопросы:

Нужно ли рубить елочки?

Чем можно заменить символ Нового года – елочку?

13

Экологическая акция: «Елочке не холодно в лесу»



Создание листовок «Береги Елочку»

14

Конкурс поделок: «Новогодний фейерверк»



Елочка из «бросового» материала

15-16

«Животные нашего края»




Основополагающий вопрос:

Как познать мир?

Проблемные вопросы:

В чем природные особенности нашего края?

Откуда пришли названия животных ?

Как животные предсказывают погоду?

Учебные вопросы

Какие редкие животные обитают в нашей местности?

17

Отчет о проделанной работе



Книжка раскладушка «Животные нашего края»

18-19

«Охрана природы своего края»




Основополагающий вопрос:

Как познать мир?

Проблемные вопросы:

В чем природные особенности нашего края?

Откуда пришли названия растений?

Как растения предсказывают погоду?

Какие растения можно посадить в школьную клумбу?

Учебные вопросы

Какие первоцветы растут в нашем крае?

Зарисовки весенних деревьев.

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

20

Отчет о проделанной работе



Презентация «Красная книга растений нашего края»

21-22

«Симметрия вокруг нас»




Основополагающий вопрос:

Как познать мир?

Проблемные вопросы:

Есть ли будущее без симметрии?

Учебный вопрос:

Где мы встречаем симметрию в природе, в изделиях человека?

23

Отчет о проделанной работе



Презентация «Симметрия в изделиях человека»

24-26

«Человек и космос»




Проблемный вопрос:

Что мы знаем о космосе?

«Животные – космонавты»

Написание сказок, сочинений на темы: «Если бы я полетел в космос» «Мое космическое путешествие»

Кроссворды, загадки о космосе


27

Отчет о проделанной работе



Создание альбома загадок, сочинений и сказок,

28-30

«Они сражались за Родину»




Выставка книг и открыток о ВОВ.

Аппликация «Салют у Вечного огня»

Стенгазета «Они сражались за Родину»

31-32

«Праздники моей семьи»




Конкурс рисунков «Моя семья в праздники и в будни»

Фотовыставка «Я и моя семья»;

33-34

Подведение итогов работы за год.

Рефлексия



Анализ исследовательских работ.
















































В результате работы по программе:


Учащиеся должны знать:

  1. основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  3. основные источники информации;

  4. правила оформления списка использованной литературы;

  5. способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  6. источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объект исследования;

  2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  4. работать в группе;

  5. пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  6. вести наблюдения окружающего мира;

  7. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  8. работать в группе.


























Литература

  • Методические рекомендации по использованию метода проектов МОУ Куркинской общеобразовательной школы

  • О.А.Зубова «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»

  • Смирнова Светлана Владимировна, Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»

  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе / Зиновьева Е.Е., 2010

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008.

  • Савенков А. И. Психология исследовательского обучения / Савенков А.И. М.: Академия, 2005.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа кружка «Я – исследователь»

Автор: Пинтера Ирина Ивановна

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kruzhka_iunyi_issledovatel_opytno_eksperimentalnaia_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "511137"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558274928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь» "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-kraieviedchieskogho-kruzhka-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "242486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445462637"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-mir-ghlazami-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "127583"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415344809"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "рабочая программа химического кружка "Исследователи" "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-khimichieskogho-kruzhka-issliedovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "233521"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443117902"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Юный исследователь""
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-kruzhka-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "315433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459876826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства