Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе)»
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
2018 -2019 учебный год
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребѐнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи: - создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельности
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В подготовительной к школе группе.
Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Количество детей – 10.
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения
Календарно – тематическое планирование
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Волшебница - вода
1
«Детская лаборатория»
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории
2
«Свойства воды. Плавающая рыбка»
Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами6 вода отталкивает мыльные жидкости.
3
«Вода-растворитель. Очищение воды»
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
4
«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»
Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.
Октябрь
«Горы, камни и песок»
1
«Круговорот воды в природе»
Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.
2
«Песок – природный фильтр»
Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
3
«Камни. Какими бывают камни»
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям
4
«Что такое горы»
«Вулкан»
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.
Ноябрь
«Воздух»
1
«Прогулки невидимки»
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом
2
«Воздух невидим»
Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух
3
«Воздух есть везде»
Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
4
«Воздух помогает рыбам плавать»
Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Декабрь
«Магнит»
1
«Магниты»
Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием
2
«Притягивание через предметы»
Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.
3
«Как человек использует магниты»
«Когда магнит вреден»
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
4
«Рисует магнит или нет»
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.
Январь
«Снег и лед»
1
«Замерзание жидкостей»
Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
2
«Почему снег греет?»
Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
3
«Лед и соль»
Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей
4
«Откуда берётся иней?»
Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Февраль
«Растения»
1
«Растения»
Формировать умение различать семена различных растений.
2
«Способы размножения растений»
Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.
3
«Хитрые семена»
Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях
4
«Лабиринт»
Установить, как растение ищет свет
Март
«Дерево»
1
«Тонет - не тонет»
Знакомство со свойствами коры дерева
2
«Посадим деревце»
Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
3
«Есть ли у растения органы дыхания?»
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
4
«Почему осенью опадают листья?»
Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.
Апрель
«Разное»
1
«Исчезающий мелок»
Познакомить со свойствами мела
2
«Цветное молоко»
Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды
3
«Секретное письмо»
Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.
4
«Яйцо утонет или всплывет?»
Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
Май
«Разное»
1
«Тайный похититель варенья»
Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев
2
«Заплесневелый хлеб»
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия