Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассной работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Она реализует основные положения концепции образования и содержание повышенного уровня, рассчитанное на одарённых детей, детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный исследователь"»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу «Клуб юных исследователей» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова.
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.
Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.
Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. "Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
личностно-ориентированное;
использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия;
представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез;
приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда". (В.В. Гузеев)
Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассной работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Она реализует основные положения концепции образования и содержание повышенного уровня, рассчитанное на одарённых детей, детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Цель программы:
- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
- стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи программы:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой активности детей;
- стимулирование интереса к наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Сроки реализации программы: 3 - 4 класс (2015 – 2017 г.), 2 часа в неделю, всего - 64 занятия в год.
Практическая значимость занятий заключается в том, что:
- проектная деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
- актуализирует субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе; идёт от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;
- проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся во внеурочное время в форме игр - исследований, игр - выступлений, экскурсий - наблюдений, творческих конкурсов и конференций.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
- Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
- Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.
- Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися и с помощью методик в конце каждого года обучения. (Приложение №1)
Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы.
2. Умение видеть проблему.
3. Умение выдвигать гипотезы.
4. Умение давать определения понятиям.
5. Умение обобщать и классифицировать.
6. Умение и навыки наблюдения.
7. Умения и навыки осуществлять наблюдения.
8. Умение анализировать и делать выводы.
9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов).
10. Умение работать с текстом.
11. Умение доказывать, защищать свои идеи.
Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конференциях учебно-исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой)
Содержание курса
блок занятий. Вводные занятия (2 часа)
1. Я познаю мир. ( Результаты проведенных наблюдений детей в летнее время).
2. По дорогам исследований. (Результаты опытов, которые проводили дети в летнее время).
2 блок занятий - тренировочные занятия. (8 часов)
3. Мой город – именинник Знакомьтесь - презентация!
4. Саратов. Шаблон проекта
5. Саратов. Игра-путешествие. Как работать в команде
6. Саратов. Брейн-ринг
7. Саратов. Поиск и обмен информацией (Игра в «ученых»).
8. Саратов. Коллаж. Викторина
9. Саратов. Доклад о проделанной работе. Игра
10. Саратов. Итог. Проект «Я и мой город»
3 блок занятий. Школа наш дом (9 часов)
11. Виртуальная экскурсия по школе Наблюдения в исследовании. Урок-игра.
12. Мозговой штурм: «Интерьер». Игра-фантазия
13. Разработка проекта. Опыты и исследования. Урок-игра.
14. Разработка маршрута исследования, распределение обязанностей.
15. Игра-тест «Передай другому».
16. Энциклопедии.
17. Игра «Преобразуй».
18. Создание эскизов, макетов.
19. Презентация проектов «Школа будущего».
4 блок занятий - Исследования и Окружающий мир (3 часа)
20. Что можно исследовать в окружающем мире.
21. Животные рядом с нами. Мини-конференция.
22. Птицы нашего края. Игра в исследователей.Мини-проект.
5 блок занятий - Исследования и Русский язык (3 часа)
23. Что можно исследовать в русском языке.
24.История возникновения некоторых слов и выражений. Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
25. Что такое жаргонизмы? Зачем нужны фразеологизмы. Мини-проект.
6 блок занятий - Исследования и Математика (3 часа)
26. Из истории некоторых чисел. Мини-конференция.
27. Старинные меры длины и веса. Работа с разными источниками информации.
28. Старинные денежные единицы. Мини-проект.
7 блок занятий - «Мой дом – мой друг» (8 часов)
29. Заочная экскурсия по дому
30. Размышляем, разрабатываем
31. Разработка маршрута исследования и распределение задач.
32. Проведение первичного среза знаний по теме исследования.
33. Поиск информации в различных источниках.
34. Преобразование, обмен, обработка собранной информации. Игра «Передай другому».
35. Создание рисунков, фотографий по теме: "Мой дом - мой друг".
52. Презентация проекта «Сколько весит твоё здоровье?»
10 блок занятий - Мир моих увлечений (8 часов)
53.Хобби. Викторина.
54. Игра «Знаю-не знаю».
55. Брейн-ринг «Интересно знать».
56.Мини-конференция.
57. Идём в библиотеку. Работа с каталогом книг.
58. Анкетирование. Проведение работы в школе.
59.Обработка информации.
60.Презентация-концерт.
11блок занятий – заключительные занятия (4 часа)
61.Итоговое занятие. Тестирование.
62. Итог. Проект-отчёт о проделанной работе
63.Резерв.
64.Резерв.
Рекомендации по организации и содержанию занятий в третий год обучения
На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. (Дети проводили наблюдения и опыты по совместно составленной с ними учителем программе.)
На занятиях второго блока продолжается игра в исследователей, в ходе которой большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде. В ходе занятий данного блока проводятся тренинги. На них происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы.
В ходе занятий третьего блока расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации.
На занятиях четвертого блока юные исследователи понимают, что в мире много интересного и необычного, которое можно и нужно исследовать. Продолжая и углубляя программу уроков окружающего мира, дети изучают окружающий мир, который находится рядом с нами.
В ходе занятий пятого блока дети узнают, что можно проводить исследования и в мире русского языка.
На занятиях шестого блока благодаря проведенным исследованиям раскрываются некоторые тайны математики. На данных занятиях младшие школьники также знакомятся с опытом старших школьников, которые имеют больший опыт в проведении исследований.
При проведении занятий седьмого блока дети продолжают знакомиться с технологией проведения исследования.
На заключительных занятиях кружка третьеклассники выступают с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.
Все занятия кружка «Клуб юных исследователей» проводятся в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр - исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.).
Кроме того, для исследования окружающего мира необходимо уметь вести наблюдения. Поэтому большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава.
При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизор, видео, магнитофон, видео- и аудиокассеты. Дети работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими журналами для детей.
Подготовительный этап:
а. создание замысла проекта и разработка структуры;
б. разработка и создание организационного материала.
Этап реализации проекта:
а. организационный;
б. поиск;
в. промежуточные результаты и выводы;
Этап защиты проекта и рефлексии результатов.
Так как важнейшей задачей современной школы является создание условий для расширения и обогащения "Я - концепции" ребёнка в совместной с другими людьми творческой деятельности в окружающем мире, тематика проектов строится по предлагаемому плану.
Тематика проектов
№ п/п
Название проекта
Дата
1
Я и мой город
2
Школа будущего
3
Птицы и животные нашего края
4
Жаргонизм
5
Старинные денежные единицы
6
Мой дом – мой друг
7
Мы такие разные
8
«Сколько весит твоё здоровье?»
9
Если был бы я волшебником
Учебно-тематический план
№
Тема
Виды деятельности учащихся, формы работы
Планируемые результаты
Творческая, исследовательская проектная деятельность учащихся
Кол. часов
план
факт
Вводные занятия (2 ч.)
1
Я познаю мир
Беседа. Рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время.
Рассказывают о наблюдениях во время каникул.
Составление рассказа.
03.09
2
По дорогам исследований
Введение в учебно-исследовательскую работу. Виды исследовательских работ
Формы исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д. Типология проектов.
Формы презентации проектов.
Знают виды исследовательских работ, формы исследования. Умеют определять типы проектов.
Составление рассказа-рассуждения.
08.09
Мой город - именинник (к 425- летию города Саратова)
(8 часов)
3
Мой город - именинник
Знакомьтесь - презентация!
Интерактивная экскурсия по городу.
Уметь составлять маршрут; уметь называть улицы и памятники города по приметам, описанию.
Составляют рассказ-рассуждение. Задание по составлению презентации.
15.09
4
Саратов. Шаблон проекта
Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).
Уметь составлять шаблон проекта.
Рассказ-рассуждение.
17.09
5
Саратов. Игра-путешествие
Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).
Уметь составлять маршрут исследования; распределять обязанности.
Выполнять задания с рассуждением по теме.
22.09
6
Саратов. Брейн-ринг
Проведение первичного среза знаний по теме исследования.
Уметь правильно отвечать на вопросы по теме «Саратов»
Подготовка вопросов команде-сопернику.
24.09
7
Саратов. Поиск и обмен информацией
Поиск информации в различных источниках.
Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов. Создание и усовершенствование рисунков.
Уметь добывать информацию с помощью разных источников.
Создание и усовершенствование рисунков.
29.09
8
Саратов. Коллаж. Викторина
Оформление собранного материала (композиционное размещение, монтаж, создание коллажа "Мой город - именинник").
Уметь обрабатывать и оформлять собранный материал.
Создание коллажа "Мой город - именинник"
01.10
9
Саратов. Доклад о проделанной работе. Игра
Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе.
Уметь грамотно рассказывать о проделанной работе.
Доклад.
06.10
10
Саратов. Итог.
Проект «Я и мой город»
Презентация проекта на родительском собрании, на внутри школьном конкурсе проектов "Саратов 22 века".
Уметь представлять подготовленный материал чётко, кратко, образно.
Проект «Я и мой город»
08.10
Школа наш дом
(9 часов)
11
Виртуальная экскурсия по школе
Экскурсия по школе.
Беседа об организации внеурочной деятельности учащихся в школе.
Уметь описывать маршрут экскурсии.
Представить «Виртуальную экскурсию» в форме сочинения.
13.10
12
Мозговой штурм: «Интерьер». Игра-фантазия
Мозговой штурм по теме: "Как сделать интерьер школы (класса) красивее, удобнее, чтобы она стала домом".
Уметь рассуждать по заданной теме.
Игра-фантазия
15.10
13
Разработка проекта
Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).
Уметь определять тему, цель, идею проекта, ход проекта.
Заполнение шаблона разработки проекта
20.10
14
Разработка маршрута исследования, распределение обязанностей
Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).
Уметь разрабатывать маршрут исследования.
Разработка маршрута исследования
22.10
15
Игра-тест «Передай другому»
Проведение первичного среза знаний по теме исследования.
Уметь работать в группе.
Игра-тест «Передай другому»
27.10
16
Энциклопедии
Поиск информации в различных источниках.
Уметь добывать информацию из различных источников.
Уметь выполнять задания по теме, отвечать на вопросы, доказывая, аргументируя.
Тестирование.
26.04
62
Итог. Проект-отчёт о проделанной работе
Представление мультимедийной презентации и буклетов на классном часе компьютерных презентаций.
Уметь представлять подготовленный материал чётко, кратко, образно.
Проект-отчёт.
28.04
63
Резерв
Повторение
05.05
64
Резерв
Повторение
12.05
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
основы проектирования, этапы подготовки и планирования проекта;
способы получения и обработки информации;
типологию проектов.
Учащиеся должны уметь:
выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы; выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности; структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Прогнозируемый результат:
- устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2013.
2. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2014.
3. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №1.
4.Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №5.
5. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2013, №2
6. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2013, №6, 7. 2014, №1.