kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через уроки, кружки, факультативы, элективные курсы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-практическим конференциям и участию в региональных конкурсах исследователей окружающей среды. Системно-деятельностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности школьников основан на знаниях, умениях, способностях, личностных качествах учащихся проявляющихся в их деятельности. До последнего времени в школе преобладали фронтальные формы организации занятий, в ходе которых ученик являлся пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества "учитель-ученик", проявить индивидуальность, способность творчески мыслить. Для решения данной проблемы необходимо вовлечь всех школьников в учебную исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Именно исследовательская деятельность готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер. Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьёзных исследований этого недостаточно. Проведенный опрос учащихся показал, что рекомендуемые программой практические и лабораторные работы по биологии и химии не удовлетворяют потребности в исследовании у половины обучающихся, а третья часть учащихся хотели бы принять участие в более серьёзной исследовательской работе, причем часть учащихся выбрали коллективную исследовательскую работу, а некоторые предпочитают работать индивидуально, что, очевидно, объясняется потребностью восьмиклассников в самоактуализации и самореализации личности. Исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе именно в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушившегося на человека. Возрастание доли репродуктивного восприятия мира человеком, характеризующегося потреблением готовых форм, предлагаемых массовой культурой, так называемого "клипового восприятия", ведет к атрофии способности анализировать и вырабатывать собственное отношение к содержанию информации. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по её добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в своих силах. Ученик вовлекается в процесс исследования и, овладев алгоритмом его, реализует поставленные цели. Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у школьника важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний. Широко применяется ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. На занятиях формируется умение отстаивать свое мнение, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Содержание курса позволяет осуществить межпредметные связи с курсами биологии, химии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания, средства гигиены - то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности исследования. Руководитель лишь советует, ориентирует школьников в мире информации -методологии, литературе, проблематике. учебно-исследовательская деятельность - это процесс совместной деятельности учащихся и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению и проектированию. Для решения задачи вовлечения школьников в процесс исследования создана рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика", предназначенная для школьников восьмого класса. Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через уроки, кружки, факультативы, элективные курсы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-практическим конференциям и участию в региональных конкурсах исследователей окружающей среды. Системно-деятельностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности школьников основан на знаниях, умениях, способностях, личностных качествах учащихся проявляющихся в их деятельности. До последнего времени в школе преобладали фронтальные формы организации занятий, в ходе которых ученик являлся пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества "учитель-ученик", проявить индивидуальность, способность творчески мыслить. Для решения данной проблемы необходимо вовлечь всех школьников в учебную исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Именно исследовательская деятельность готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер. Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьёзных исследований этого недостаточно. Проведенный опрос учащихся показал, что рекомендуемые программой практические и лабораторные работы по биологии и химии не удовлетворяют потребности в исследовании у половины обучающихся, а третья часть учащихся хотели бы принять участие в более серьёзной исследовательской работе, причем часть учащихся выбрали коллективную исследовательскую работу, а некоторые предпочитают работать индивидуально, что, очевидно, объясняется потребностью восьмиклассников в самоактуализации и самореализации личности. Исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе именно в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушившегося на человека. Возрастание доли репродуктивного восприятия мира человеком, характеризующегося потреблением готовых форм, предлагаемых массовой культурой, так называемого "клипового восприятия", ведет к атрофии способности анализировать и вырабатывать собственное отношение к содержанию информации. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по её добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в своих силах. Ученик вовлекается в процесс исследования и, овладев алгоритмом его, реализует поставленные цели. Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у школьника важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний. Широко применяется ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. На занятиях формируется умение отстаивать свое мнение, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Содержание курса позволяет осуществить межпредметные связи с курсами биологии, химии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания, средства гигиены - то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности исследования. Руководитель лишь советует, ориентирует школьников в мире информации -методологии, литературе, проблематике. учебно-исследовательская деятельность - это процесс совместной деятельности учащихся и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению и проектированию. Для решения задачи вовлечения школьников в процесс исследования создана рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика", предназначенная для школьников восьмого класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" »

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун




Утверждена на методическом Утверждаю

совете «…» августа 2014 года директор МОУ СОШ №18 с. Харагун

Полякова С.В.. ………………

« 01 » …сентября…………2014 год








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


8 класс

факультативный курс «Мир глазами ученика»








Программу составил учитель химии

высшей квалификационной категории

Баулина Наталья Васильевна










с. Харагун 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Факультатив рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 8 класса, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам.

Окружающий человека мир многолик и многогранен. С детства человек исследует этот мир, и добытые самостоятельным путём знания становятся прочным фундаментом для последующего обучения и будущего профессионального самоопределения. Рассматривая исследование, как процесс выработки нового знания, как один из видов познавательной деятельности, необходимо отметить, что человек в этом случае проявляет наибольшую степень самостоятельности и творчества, проявить которую и позволяет данный факультативный курс.

Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания – то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, реактивами.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Конечно, учащиеся при этом получают новые знания в избранной ими области.

Факультатив реализует ситуацию теоретико-экспериментального и частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации.

Условиями, осваивающимися на этой стадии осуществления учебно-исследовательской деятельности, выступают: возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению добытых знаний; развитие самостоятельности и активности; вовлечение в практическую деятельность.

На данной ступени учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания. Педагог знает направление поиска, предлагает пройти этот путь учащимся, зная наверняка искомый результат, а также дает возможность одаренным детям самостоятельно решить проблему.

При изучении подобных явлений ребята выносят первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Причем такие представления достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности.

Организация экспериментальной работы дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, то есть стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.


Помня правило «бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», факультатив дает возможность не только успевающим, но и отстающим ученикам использовать свои сильные стороны.


Формы организации работы по программе:

  • Занятия в кабинете;

  • В компьютерном классе;

  • Экскурсии

  • Работа в библиотеке


Оптимальной формой организации исследовательской деятельности является работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит тогда в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатов. Учащиеся продвигаются в направлении понимания сути явления, осознают свою значимость, для этого самостоятельно ориентируются в направлении дальнейших поисков, определяя при этом линию своей деятельности и поведения.


Технологию организации деятельности учащихся можно представить схемой:


Ввод информации практическая обсуждение

(задача: в системе работа результатов

учитель – ученик)


индивидуальная парная


групповая

презентация отчет


Содержание курса позволяет осуществить межпредметные связи с курсами химии, биологии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. А приобретенные умения организации и проведения учебных исследований потребуются при изучении школьных дисциплин.

Данный курс рассчитан на реализацию занятий на базе школы, так как кабинет химии и биологии оснащен необходимым оборудованием на 82%, что достаточно для реализации данной программы.


Цель: научить школьников методам организации и проведения учебно-исследовательской деятельности, определять наилучший способ решения встающих задач, находить ответы на возникающие вопросы.


Задачи:

  • представление возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету – химии;

  • способствовать расширению и углублению химических знаний;

  • уточнить способность и готовность ученика осваивать химию на повышенном уровне

  • формировать учебные умения, необходимые для приобретения и совершенствования знаний, а также для самообразования.


Требования к результатам усвоения


В результате изучения учащиеся должны знать:

  • технику безопасности при проведении экспериментов;

  • отличия физических явлений от химических реакций;

  • способы очистки веществ;

  • понятия насыщенного и ненасыщенного растворов;

  • состав воздуха;

  • физические свойства воды, способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами;

  • качественные реакции на основные катионы и анионы;

  • основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков;

  • титрование как способ анализа веществ


Уметь:

  • анализировать качественный состав химических соединений;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • проводить количественный анализ;

  • монтировать простейшие химические установки;

  • анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать.


Методические рекомендации:

  • Использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий позволяющих организовать субъектную оценку деятельности учащихся

  • Организация презентации и защиты своих познавательных результатов, достижений

  • Преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся

  • Использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях

  • Опору на субъектный опыт учащихся

  • Возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, свое видение проблемы и т. д.)

  • Использование открытых (с не определенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий

  • Использование избыточной информации для выработки умений работы в условиях неопределенности

  • Системный подход

  • Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников:

– познавательная – как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь решил бы проблему;

– социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ;

– психологическая – как я себя чувствовал, понравилась мне работа (в группе, с заданием) или нет и почему);


В качестве диагностики результативности реализации программы используется:

  • оценка уровня учебно-исследовательской работы;

  • отслеживание успешности выступления учащихся на школьных, районных, региональных конкурсах и конференциях


Оценку работы учащихся при защите проектов осуществляю по следующим критериям:

  • активное участие всех членов группы в реализации проекта;

  • объем изученного материала и качество анализа собранной информации;

  • соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям;

  • качество сообщения о результатах проекта;

  • убедительность ответов на вопросы по докладу;

  • полнота выполнения исследовательской работы;

  • достижение поставленных целей.





УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование темы

Всего часов

Количество часов

Теор.

Практ.

1.

Физические и химические явления. Экскурсия.

1


1

2.

Очистка воды от примесей

1


1

3.

Насыщенные и ненасыщенные растворы

1


1

4.

Минеральные и газированные воды.

1


1

5.

Состав атмосферного воздуха

1


1

6.

Анализ чипсов

1


1

7.

Определение характера среды природными индикаторами

1


1

8

Определение степени засоленности почвы. Экскурсия на пришкольный участок.

1


1

9.

Как рождаются и растут кристаллы (в лаборатории и природе)

1


1

10.

Технология изготовления красок. Древнейшие краски.

1


1

11.

Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки.

1


1

12.

Состав мороженого

1


1

13.

Комплексное исследование дрожжей

1


1

14.

Исследование выбранных объектов. Создание проектов

2

1

1

15.

Защита проектов

1

1



Итого

17

2

15


Содержание курса


Тема 1. Физические и химические явления.

Цель: научиться различать физические и химические явления, расширить и углубить знания по теме. Определение явлений в природе в процессе экскурсии.

Взаимодействие молока с раствором уксусной кислоты. Нагревание и изгибание стеклянной трубочки. Пропускание углекислого газа через известковую воду. Действие серной кислоты на кусочек мела. Растворение иода в воде. Действие спирта на белок куриного яйца.


Тема 2. Очистка воды от примесей.

Цель: познакомить с основными способами очистки веществ.

Очистка воды фильтрованием, перегонкой. Способы предупреждения загрязнений воды бытовыми отходами.


Тема 3. Насыщенные и ненасыщенные растворы.

Цель: дать понятие о растворах насыщенных и ненасыщенных

Вода – необходимое условие всех природных химических процессов.

Растворы насыщенные и ненасыщенные, практическое значение.

Тема 4. Минеральные и газированные воды.

Цель: познакомить с элементами химического анализа.

Анализ прохладительных напитков. Определение углекислого газа, наличие кислот, красителя.


Тема 5. Состав атмосферного воздуха.

Цель: познакомить с элементами химического анализа.

Химическое загрязнение воздуха оксидами азота, серы, углерода, тяжелыми металлами. Автотранспорт – источник загрязнения.

Исследование воздуха на содержание твердых примесей. Изучение кислотности осадков.


Тема 6.Анализ чипсов.

Цель: формирование понятия качественная реакция.

Проведение анализа чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия и на калорийность.


Тема 7. Определение характера среды природными индикаторами.

Цель: познакомить с элементами химического синтеза.

Определение характера среды природными индикаторами: сок столовой свеклы, лакмус, чай, сок черной смородины, красной капусты.


Тема 8. Определение степени засоленности почвы.

Цель: формирование понятий качественная и количественная реакции.

Определить степень засоленности почвы пришкольного участка. Экскурсия. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат, нитрат-, ионов в почвенной вытяжке.


Тема 9. Как рождаются и растут кристаллы (в лаборатории и природе)

Цель: познакомить с элементами химического синтеза.

Восхитительный мир кристаллов. Изучение методов выращивания: из насыщенного раствора( медленное охлаждение и медленное испарение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ. Кристаллы в природе.


Тема 10. Технология изготовления красок. Древнейшие краски.

Цель: познакомить с элементами химического синтеза.

Краски. Из чего они состоят. Краски разных времен. Получение пигментов и изготовление акварельных красок.


Тема 11. Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки.

Цель: познакомить с элементами химического анализа и синтеза.

Состав школьных мелков. Анализ, получение и усовершенствование.

Покрытие кусочков мела полимерной пленкой.

Тема 12. Состав мороженого

Цель: познакомить с элементами химического анализа.

Мороженое – взбитый и замороженный продукт разнообразных вкусов, состоящий из молока, ягод, фруктов, орехов, сахарозы, шоколада жиров, ароматических веществ и прочих пищевых добавок. Исследование наличия белка, аминокислот, углеводов, крахмала фосфат- ионов, жиров, лимонной кислоты.


Тема 13. Комплексное исследование дрожжей

Цель: познакомить с элементами химического анализа.

Ознакомление с органическим составом дрожжей, их морфологией, размножением (почкованием), убеждение в наличии энергетического обмена у дрожжей.


Тема 14. Исследование выбранных объектов. Создание проектов

Цель: уметь применять полученные знания и умения в исследовании выбранных веществ.


Литература


1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995

2. Ольгин О.М.Опыты без взрывов. – М.:Химия, 19953.

3.Оржековский П.А., Титов Н.А. Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков // химия в школе – 1991.– «5.– с.62-65

4.Смирнов Ю.Н. Мир химии.– СПб.: МиМ-Экспресс, 1995

5.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.– М.: Химия, 1995

6.Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996

7. Ван Клив 22 экспериментов, Издательство «АСТ-ПРЕСС» 1993

8. Интернет ресурсы:

http://bio.1september.ru

Естественно-научный портал http://en.edu.ru

www.vschool.ru

www.chem.msu.ru












Свою работу и работу учащихся строю в соответствии с алгоритмом деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву.


Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовительный

Определение темы и цели проекта

Обсуждают их, выбирают одну из тем

Предлагает темы проектов


Выделение подтем в теме проекта

Выбирают для себя подтему или предлагают новую

Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта


Формирование творческих групп

Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды

Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбираемых подтем)


Подготовка материалов к исследовательской работе

Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу


Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания

Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ

2.Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректируют и дополняют предложения учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., ее обобщение

Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы представления результатов( отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

5.Презентация

Предоставление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу, привлекая учителей школы, учащихся старших классов, компетентных по данной проблеме, приглашенных специалистов

6.Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает совместно с экспертной группой учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета















Оценивание исследовательского проекта


1.Оформление работы

п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность)

3

2

Формулировка цели исследования или решаемой задачи

5

3

Описание исторических аспектов проблемы

2

4

Новизна и полнота изученной литературы

5

5

Ясность, логичность и последовательность изложения материала или описания работы

10

6

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

20

7

Сложность выполнения работы

20

8

Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т. п.)

10

9

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

15

Итого

90



2.Защита работы


п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Своевременность представления тезисов доклада

1

2

Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи

1

3

Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы

1

4

Лаконизм изложения

1

5

Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т. п.)

4

6

Четкость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

2

Итого

10





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика"

Автор: Баулина Наталья Васильевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства