Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через уроки, кружки, факультативы, элективные курсы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-практическим конференциям и участию в региональных конкурсах исследователей окружающей среды. Системно-деятельностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности школьников основан на знаниях, умениях, способностях, личностных качествах учащихся проявляющихся в их деятельности. До последнего времени в школе преобладали фронтальные формы организации занятий, в ходе которых ученик являлся пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества "учитель-ученик", проявить индивидуальность, способность творчески мыслить. Для решения данной проблемы необходимо вовлечь всех школьников в учебную исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Именно исследовательская деятельность готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер. Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьёзных исследований этого недостаточно. Проведенный опрос учащихся показал, что рекомендуемые программой практические и лабораторные работы по биологии и химии не удовлетворяют потребности в исследовании у половины обучающихся, а третья часть учащихся хотели бы принять участие в более серьёзной исследовательской работе, причем часть учащихся выбрали коллективную исследовательскую работу, а некоторые предпочитают работать индивидуально, что, очевидно, объясняется потребностью восьмиклассников в самоактуализации и самореализации личности. Исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе именно в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушившегося на человека. Возрастание доли репродуктивного восприятия мира человеком, характеризующегося потреблением готовых форм, предлагаемых массовой культурой, так называемого "клипового восприятия", ведет к атрофии способности анализировать и вырабатывать собственное отношение к содержанию информации. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по её добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в своих силах. Ученик вовлекается в процесс исследования и, овладев алгоритмом его, реализует поставленные цели. Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у школьника важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний. Широко применяется ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. На занятиях формируется умение отстаивать свое мнение, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Содержание курса позволяет осуществить межпредметные связи с курсами биологии, химии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания, средства гигиены - то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности исследования. Руководитель лишь советует, ориентирует школьников в мире информации -методологии, литературе, проблематике. учебно-исследовательская деятельность - это процесс совместной деятельности учащихся и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению и проектированию. Для решения задачи вовлечения школьников в процесс исследования создана рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика", предназначенная для школьников восьмого класса. Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через уроки, кружки, факультативы, элективные курсы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-практическим конференциям и участию в региональных конкурсах исследователей окружающей среды. Системно-деятельностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности школьников основан на знаниях, умениях, способностях, личностных качествах учащихся проявляющихся в их деятельности. До последнего времени в школе преобладали фронтальные формы организации занятий, в ходе которых ученик являлся пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества "учитель-ученик", проявить индивидуальность, способность творчески мыслить. Для решения данной проблемы необходимо вовлечь всех школьников в учебную исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Именно исследовательская деятельность готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер. Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьёзных исследований этого недостаточно. Проведенный опрос учащихся показал, что рекомендуемые программой практические и лабораторные работы по биологии и химии не удовлетворяют потребности в исследовании у половины обучающихся, а третья часть учащихся хотели бы принять участие в более серьёзной исследовательской работе, причем часть учащихся выбрали коллективную исследовательскую работу, а некоторые предпочитают работать индивидуально, что, очевидно, объясняется потребностью восьмиклассников в самоактуализации и самореализации личности. Исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе именно в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушившегося на человека. Возрастание доли репродуктивного восприятия мира человеком, характеризующегося потреблением готовых форм, предлагаемых массовой культурой, так называемого "клипового восприятия", ведет к атрофии способности анализировать и вырабатывать собственное отношение к содержанию информации. Только понимание недостаточности информации не может сподвигнуть учащегося на действия по её добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной исследовательской деятельности, в процессе которой учащиеся испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, школьник желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в своих силах. Ученик вовлекается в процесс исследования и, овладев алгоритмом его, реализует поставленные цели. Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у школьника важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний. Широко применяется ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. На занятиях формируется умение отстаивать свое мнение, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Содержание курса позволяет осуществить межпредметные связи с курсами биологии, химии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания, средства гигиены - то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует от учащегося максимальной самодисциплины и самостоятельности исследования. Руководитель лишь советует, ориентирует школьников в мире информации -методологии, литературе, проблематике. учебно-исследовательская деятельность - это процесс совместной деятельности учащихся и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению и проектированию. Для решения задачи вовлечения школьников в процесс исследования создана рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика", предназначенная для школьников восьмого класса.