kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа химического кружка "Исследователи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа химического кружка "Исследователи" ориентированна на учащихся 7-8 классов, начинающих изучать химию, позволяет расширить их проектную деятельность. Программа расчитана на 34 часа (1 час в неделю).

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа химического кружка "Исследователи" »








Рабочая программа кружка

«Исследователи»














2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Исследователи» разработана для учащихся 8 класса.

При разработке программы использовались следующие документы:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

- Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106)

- Устав образовательного учреждения


На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

  1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы.

  2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.

  3. Постановка задачи.

  4. Фиксирование и предварительная обработка данных.

  5. Обсуждение результатов исследования.

  6. Оформление результатов работы.

  7. Представление исследовательской работы на конференции.

Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.

Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Урала. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel. Все работы объединяются в сборнике «Юный исследователь».
 Новизна. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Цель программы:

Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.

Задачи:

1.Выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, водных ресурсов, почвы, воздушных масс, растительного и животного мира;

2.организовать формирование познания законов природы, расширение кругозора, обучение принципам химического анализа, мониторинга окружающей среды;

3.научить оформлению документирования результатов исследований, наблюдений (заполнение бланков, описание пробных площадей, сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и т.д.)

Программа дополнительного образования опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в кружке является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках работы кружка предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Методы. На исследовательских занятиях широко используются следующие методы:

  • Лекционные занятия;

  • Экологические игры;

  • Аналитический метод;

  • Исследовательская деятельность;

  • Наблюдение с последующей регистрацией явлений;

  • Конкурс исследовательских работ.

Программа реализуется по 1 часу в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • активное приобщение к исследовательской деятельности по изучению природной среды и экосистемы родного края;

  • приобретение навыков научного эксперимента;

  • развитие наблюдательности, пробуждение интереса к изучению конкретных экологических вопросов;

  • лучшее усвоение программы биологии, экологии и географии;

  • принимать участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



занятия

Тема занятия

Дата

1

Исторические методы Исследования

сентябрь

2

Приборы измерения

сентябрь

3

Современные способы исследования

сентябрь

4

Мониторинг и его значение

сентябрь

5

Выбор темы исследование

октябрь

6

Цели и задачи исследовательского проекта

октябрь

7

Подбор теоретического материала по выбранной теме

октябрь

8

Составление плана работы

октябрь

9

Подбор целесообразных практических методов исследования

ноябрь

10

Практические приемы исследования

ноябрь

11

Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»

ноябрь

12

Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»

ноябрь

13

Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»

декабрь

14

Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»

декабрь

15

Химия стирает, чистит и убирает

декабрь

16

Химия – хозяйка домашней аптечки

декабрь

17

Химия – помощница садовода

январь

18

Химия и ювелирные украшения

январь

19

Химия-творение природы и рук человека

январь

20

Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»

февраль

21

Сбор фотографического материала

февраль

22

Работа с выбранными темами исследования

февраль

23

Работа с выбранными темами исследования

февраль

24

Работа с выбранными темами исследования

март

25

Анализ достижения цели и задач.

март

26

Ознакомление с едиными правилами оформление материалов проекта

март

27

Оформление материалов проекта –теоретической части.

март

28

Оформление материалов проекта – практической части

апрель

29

Составление диаграмм, работа с ИКТ в режиме Exel и Word

апрель

30

Составление схем, таблиц, работа с ИКТ в режиме Exel и Word

апрель

31

Подготовка авторефератов к защите исследовательского проекта

апрель

32

Школьная научная конференция

май

33

Школьная научная конференция

май

34

Школьная научная конференция

май





  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема № 1 (3 часа )

Как написать исследовательскую работу


1.Основные вопросы. Методы Исследования.

2.Требования к знаниям и умениям. Научить обучающихся методам и способам исследовании, умения распределять обязанности в группе

3.Самостоятельная работа. Организация творческих групп. Выбор тем исследовательской работы. Составление плана работы.

4.Тематика практических работ. Выбор темы исследовательских и практических работ предложенных руководителями рабочих групп.



Тема № 2 (12 часов)

Работа с выбранными темами


1.Основные вопросы. Работа с выбранными темами исследования.

2.Требования к знаниям и умениям. Беседа с руководителями групп о выборе тем для дальнейшего исследования (экскурсии, работа в библиотеке). Знакомство с работой лабораторного оборудования «Архимед»

3.Самостоятельная работа.

4.Тематика практических работ.

1. «Наблюдения за жизнью …»

2. «Экология школьных помещений ОАО «РЖД» школа – интернат №10

э её влияние на здоровье обучающихся».

3. «Содержание нитратов в овощах и фруктах».

4. «Лесная аптечка».

5. «Контрольная закупка».

6. «Исследование воды».

7. «Мониторинг окружающей среды»



Тема № 3

Оформление исследовательских работ ( 15часов)


1.Основные вопросы. Как правильно оформить исследовательскую работу или творческий проект. Презентация.

2.Требования к знаниям и умениям. Научить правильному оформлению исследовательских работ, на какие вопросы обратить больше внимания в своих работах, составление диаграмм, работа с ИКТ в режиме Exel и Word, как подготовить презентацию к своей работе.

3.Самостоятельная работа. Самостоятельно оформить свою работу соблюдая требования, которые предъявляются к творческим проектам: титульный лист; оглавление; цели, задачи, актуальность; основная часть; выводы и рекомендации; литература; приложения.

4.Тематика практических работ. Подготовить презентации к своим работам.


Тема № 4

Презентация исследовательского проекта (4 часа)

Проведение школьной научно – практической конференции

Выбор состава комиссии по оценки проектов. Защита исследовательских проектов.




  1. Методическое обеспечение

Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.

Приемы, используемые в работе: Беседа с ребятами об актуальности и новизне во время работы над исследовательскими проектами; встречи с работниками парка; экскурсии по территории Национального парка, посещение памятника природы Карстовый мост «Куперля»; работа в библиотеке; изучение материалов имеющихся в школьном музее, и в музее НП «Башкирия».

Формы занятий. Изучение специальной литературы, сбор информации, опрос местных жителей, закладка пробных площадок, наблюдение и изучение флоры и фауны на территории парка, ведение записей в дневниках наблюдений, проведение познавательных и развивающих игр.

Дидактический материал. Учебно-методическая литература; методические пособия; аудио- и видеоматериалы; учебники; натуральные объекты.

Техническое оснащение. Для выполнения практической части необходимо оборудования: компьютеры; переносной экран; проектор; письменные принадлежности; рулетка; калькулятор; портновские иглы; бечевка; колышки; энтомологические сачки для «кошения»; полевые дневники; морилки; пробирки; часы; ватные матрасики; бинокли.

Формы подведения итогов. Выступление ребят перед сверстниками и педагогами с исследовательскими работами и презентациями. Подготовка материалов для выпуска сборника «Юный исследователь».


















    1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:


1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм: материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.

2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 208 с.

3. Брем А. Жизнь животных: Насекомые. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 224 с.

4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.

5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.

6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа:БИРО, 2008. 125 с.

7. Булаев М.А. Организационно-финансовое обеспечение и безопасность полевых туристских лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск,2005. 194 с.

8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с

9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель,2009. 208 с.

10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.


Дополнительная литература:


11. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с

12. Кондрашова Л. Энциклопедия животных. М.: Эксмо.2007. 126 с.

13. Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.:АО МДС,1996. 188 с.

14. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. экология для устойчивого развития Башкортостана. Уфа: ГУЛ «Табигат». 2006. 154 с.

15. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.

16. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе.Волгоград:Учитель,2007. 66 с

17. Грудинова Л.А., Сборник инструкции и методических рекомендации по обеспечению безопасности при проведение туристко - краеведческих мероприятий с учащимися. Красноярск, 2005. 69 с.







Методическая рекомендация

«Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»


Введение.

Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека. В школах большое количество детей проводят значительную часть своего времени. И их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.

Санитарно- гигиеническое состояний помещений характеризуют ряд важных показателей.

1.Размеры помещения.

2.Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор.

3.Венитиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у обучающихся.

4. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора.


Цель работы:

«Экология школьных помещений и её влияние на здоровье обучающихся».

Задание 1

Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.

Оборудование

- рулетка.

Выполнение работы.

1.С помощью рулетки измерить длину, высоту и ширину класса.

2.Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.

3.Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного обучающегося, разделив полученный результат на количество посадочных мест.

Обработка результатов и выводы.

Полученные данные занесите в таблицу:


Таблица № 1

Площадь и кубатура помещения, приходящего на одного обучающегося.

Школьное помещение

Площадь,м2


Кубатура, м 3

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинеты (классы)


2,0


4-5






Сделайте выводы о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.

Подумайте, рационально ли используется площадь помещения?

Задание 2

Оценка внутренней отделки помещения.

Выполнение работы.

План:

1.Отделка стен.

2.Цвет стен, потолка, пола.

3.Соответствие цветовых гамм.

4.Качество покрытия пола.

5.Чистота стен.

Обработка результатов и выводы.

Полученные данные занесите в таблицу:


Таблица № 2

Отражающая способность окрашенных поверхностей стен.

(Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или вымытые).

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%




Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные

- любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества;

- при южной ориентации помещения рекомендуются более холодные тона окраски их стен ( светло-серый, светло-голубой, зеленоватый), при северной- более теплые (желтовато-охристые, светло-розовый, бежевый).

Задание 3

Изучение вентиляционного режима помещения.

Оборудование

Рулетка

Выполнение работы

1.Определите необходимый вентиляционный объем воздуха ( V вент, м3/ч), т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание СО2 не превысила допустимого уровня (0,1%):

К 3

V вент = P-q 4


Где К – количество СО 2, выделяемое за один астрономический час л/ч ( ребенок при умственной работе выделяет столько литров СО 2, сколько ему лет);

Р – предельно допустимое содержание СО 2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1 л/м3);

¾ часа – продолжительность урока;

q – содержание СО 2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м3).

2.Определите кратность обмена воздуха( D)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО 2 не превысило допустимого уровня.

V вент

D = V ,

Где V вент – вентиляционный объем воздуха;

V - объем воздуха на 1 обучающегося в классе.

Обработка результатов и выводы.


Таблица 3

Норма вентиляционного обмена.

Помещение

Кратность обмена воздуха


Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Школьный кабинет


6,0-3,0





На основании полученных данных сделайте вывод о вентиляционном режиме в помещении. Ответьте на вопросы.

- Почему не рекомендуется проветривать помещение во время урока?

- Нужно ли открывать дверь во время проветривания?

-Изучите режим проветривания помещения в школе. Сделайте выводы и практические предложения.


Задание 4

Изучение естественной освещенности класса.

Оборудование

Рулетка

Выполнение работы.

1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.

2.Рассчитайте общую площадь окон.

3.Рассчитайте площадь застекленной части окон ( 10% общей поверхности окон приходится на переплеты)

4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.

5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле:

So ,

СК = S

Где S o – площадь застекленной части окна;

S – площадь пола.

6. Определите коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

Обработка результатов и выводы.


Таблица 4

Естественная освещенность класса.

Помещение

Световой коэффициент


Коэффициент заглубления


Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Класс


1/4 - 1/6


1/2


Сделайте выводы о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам.









































Методическая рекомендация

«Взаимодействие руководителя группы и ребят при работе над проектом»



Для успешной работы над проектом или исследовательской работы все участники процесса должны знать, в чем состоит их задача.

1.Роль руководителя при работе над исследовательской работой:

- Консультирует. Руководитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности. Направляет деятельность ребят в решение поставленных задач.

- Мотивирует. Во время работы над проектом руководитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед школьниками ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения, не навязывая своих волевых решений.

- Наблюдает. Во время наблюдения ,руководитель получает информацию, которая ему необходима во время консультации, он умело направляет деятельность ребят, формирует компетентность в работе над проектом.

2. Роль ребят при работе над проектом, он:

-Выбирает. Право выбора предоставленное ребятам в выборе темы исследовательской и проектной работы, формирует чувство причастности. Выбор должен закрепится в сознание ребят, и как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношения с ребятами. Речь не только о ролевом участие в командной работе. Взаимодействие с руководителем позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Работа на маршрутах и во время экскурсии, заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с новых позиции. Со взрослыми они вступают в сотрудничество, со сверстниками в дружеские отношения, так как без единой команды ( группы) выполнить исследовательскую работу намного сложнее.

-Оценивание. На каждом этапе работы возникают различные объекты оценки. Ребята оценивают свою работу: информацию со стороны её полезности для проекта. В тоже время они оценивают продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Даже не самый удавшейся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, формирует личный интерес к новому знанию, если провал проекта обусловлен неверно подобранной информацией или непроверенными данными.

Этапы работы над проектом.

1.Выбор темы проекта.

2.Планирование работы

3.Выполнение исследовательской работы

4.Анализ достижения цели и задач.

5.Оформление материалов проекта

6.Защита проекта. Презентация



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа химического кружка "Исследователи"

Автор: Балбашова Юлия Александровна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства