рабочая программа химического кружка "Исследователи"
Рабочая программа химического кружка "Исследователи"
Рабочая программа химического кружка "Исследователи" ориентированна на учащихся 7-8 классов, начинающих изучать химию, позволяет расширить их проектную деятельность. Программа расчитана на 34 часа (1 час в неделю).
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа химического кружка "Исследователи" »
Рабочая программа кружка
«Исследователи»
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Исследователи» разработана для учащихся 8 класса.
При разработке программы использовались следующие документы:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
- Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106)
- Устав образовательного учреждения
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы.
Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
Постановка задачи.
Фиксирование и предварительная обработка данных.
Обсуждение результатов исследования.
Оформление результатов работы.
Представление исследовательской работы на конференции.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Урала. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel. Все работы объединяются в сборнике «Юный исследователь». Новизна. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Цельпрограммы:
Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.
Задачи:
1.Выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, водных ресурсов, почвы, воздушных масс, растительного и животного мира;
2.организовать формирование познания законов природы, расширение кругозора, обучение принципам химического анализа, мониторинга окружающей среды;
3.научить оформлению документирования результатов исследований, наблюдений (заполнение бланков, описание пробных площадей, сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и т.д.)
Программа дополнительного образования опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в кружке является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках работы кружка предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методы. На исследовательских занятиях широко используются следующие методы:
Лекционные занятия;
Экологические игры;
Аналитический метод;
Исследовательская деятельность;
Наблюдение с последующей регистрацией явлений;
Конкурс исследовательских работ.
Программа реализуется по 1 часу в неделю.
Ожидаемые результаты:
активное приобщение к исследовательской деятельности по изучению природной среды и экосистемы родного края;
приобретение навыков научного эксперимента;
развитие наблюдательности, пробуждение интереса к изучению конкретных экологических вопросов;
лучшее усвоение программы биологии, экологии и географии;
принимать участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия
Тема занятия
Дата
1
Исторические методы Исследования
сентябрь
2
Приборы измерения
сентябрь
3
Современные способы исследования
сентябрь
4
Мониторинг и его значение
сентябрь
5
Выбор темы исследование
октябрь
6
Цели и задачи исследовательского проекта
октябрь
7
Подбор теоретического материала по выбранной теме
октябрь
8
Составление плана работы
октябрь
9
Подбор целесообразных практических методов исследования
ноябрь
10
Практические приемы исследования
ноябрь
11
Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»
ноябрь
12
Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»
ноябрь
13
Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»
декабрь
14
Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»
декабрь
15
Химия стирает, чистит и убирает
декабрь
16
Химия – хозяйка домашней аптечки
декабрь
17
Химия – помощница садовода
январь
18
Химия и ювелирные украшения
январь
19
Химия-творение природы и рук человека
январь
20
Работа с лабораторным оборудованием «Архимед»
февраль
21
Сбор фотографического материала
февраль
22
Работа с выбранными темами исследования
февраль
23
Работа с выбранными темами исследования
февраль
24
Работа с выбранными темами исследования
март
25
Анализ достижения цели и задач.
март
26
Ознакомление с едиными правилами оформление материалов проекта
март
27
Оформление материалов проекта –теоретической части.
март
28
Оформление материалов проекта – практической части
апрель
29
Составление диаграмм, работа с ИКТ в режиме Exel и Word
апрель
30
Составление схем, таблиц, работа с ИКТ в режиме Exel и Word
апрель
31
Подготовка авторефератов к защите исследовательского проекта
апрель
32
Школьная научная конференция
май
33
Школьная научная конференция
май
34
Школьная научная конференция
май
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1 (3 часа )
Как написать исследовательскую работу
1.Основные вопросы. Методы Исследования.
2.Требования к знаниям и умениям. Научить обучающихся методам и способам исследовании, умения распределять обязанности в группе
3.Самостоятельная работа. Организация творческих групп. Выбор тем исследовательской работы. Составление плана работы.
4.Тематика практических работ. Выбор темы исследовательских и практических работ предложенных руководителями рабочих групп.
Тема № 2 (12 часов)
Работа с выбранными темами
1.Основные вопросы. Работа с выбранными темами исследования.
2.Требования к знаниям и умениям. Беседа с руководителями групп о выборе тем для дальнейшего исследования (экскурсии, работа в библиотеке). Знакомство с работой лабораторного оборудования «Архимед»
3.Самостоятельная работа.
4.Тематика практических работ.
1. «Наблюдения за жизнью …»
2. «Экология школьных помещений ОАО «РЖД» школа – интернат №10
э её влияние на здоровье обучающихся».
3. «Содержание нитратов в овощах и фруктах».
4. «Лесная аптечка».
5. «Контрольная закупка».
6. «Исследование воды».
7. «Мониторинг окружающей среды»
Тема № 3
Оформление исследовательских работ ( 15часов)
1.Основные вопросы. Как правильно оформить исследовательскую работу или творческий проект. Презентация.
2.Требования к знаниям и умениям. Научить правильному оформлению исследовательских работ, на какие вопросы обратить больше внимания в своих работах, составление диаграмм, работа с ИКТ в режиме Exel и Word, как подготовить презентацию к своей работе.
3.Самостоятельная работа. Самостоятельно оформить свою работу соблюдая требования, которые предъявляются к творческим проектам: титульный лист; оглавление; цели, задачи, актуальность; основная часть; выводы и рекомендации; литература; приложения.
4.Тематика практических работ. Подготовить презентации к своим работам.
Тема № 4
Презентация исследовательского проекта (4 часа)
Проведение школьной научно – практической конференции
Выбор состава комиссии по оценки проектов. Защита исследовательских проектов.
Методическое обеспечение
Основные методы и формы работы с детьми. Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.
Приемы, используемые в работе: Беседа с ребятами об актуальности и новизне во время работы над исследовательскими проектами; встречи с работниками парка; экскурсии по территории Национального парка, посещение памятника природы Карстовый мост «Куперля»; работа в библиотеке; изучение материалов имеющихся в школьном музее, и в музее НП «Башкирия».
Формы занятий. Изучение специальной литературы, сбор информации, опрос местных жителей, закладка пробных площадок, наблюдение и изучение флоры и фауны на территории парка, ведение записей в дневниках наблюдений, проведение познавательных и развивающих игр.
Техническое оснащение. Для выполнения практической части необходимо оборудования: компьютеры; переносной экран; проектор; письменные принадлежности; рулетка; калькулятор; портновские иглы; бечевка; колышки; энтомологические сачки для «кошения»; полевые дневники; морилки; пробирки; часы; ватные матрасики; бинокли.
Формы подведения итогов. Выступление ребят перед сверстниками и педагогами с исследовательскими работами и презентациями. Подготовка материалов для выпуска сборника «Юный исследователь».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм: материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.
2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 208 с.
3. Брем А. Жизнь животных: Насекомые. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 224 с.
4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.
5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.
6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа:БИРО, 2008. 125 с.
7. Булаев М.А. Организационно-финансовое обеспечение и безопасность полевых туристских лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск,2005. 194 с.
8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с
9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель,2009. 208 с.
10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.
Дополнительная литература:
11. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с
12. Кондрашова Л. Энциклопедия животных. М.: Эксмо.2007. 126 с.
13. Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.:АО МДС,1996. 188 с.
14. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. экология для устойчивого развития Башкортостана. Уфа: ГУЛ «Табигат». 2006. 154 с.
15. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
16. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе.Волгоград:Учитель,2007. 66 с
17. Грудинова Л.А., Сборник инструкции и методических рекомендации по обеспечению безопасности при проведение туристко - краеведческих мероприятий с учащимися. Красноярск, 2005. 69 с.
Методическая рекомендация
«Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»
Введение.
Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека. В школах большое количество детей проводят значительную часть своего времени. И их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.
Санитарно- гигиеническое состояний помещений характеризуют ряд важных показателей.
1.Размеры помещения.
2.Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор.
3.Венитиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у обучающихся.
4. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора.
Цель работы:
«Экология школьных помещений и её влияние на здоровье обучающихся».
Задание 1
Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.
Оборудование
- рулетка.
Выполнение работы.
1.С помощью рулетки измерить длину, высоту и ширину класса.
2.Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.
3.Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного обучающегося, разделив полученный результат на количество посадочных мест.
Обработка результатов и выводы.
Полученные данные занесите в таблицу:
Таблица № 1
Площадь и кубатура помещения, приходящего на одного обучающегося.
Школьное помещение
Площадь,м2
Кубатура, м 3
Полученный результат
Санитарно-гигиеническая норма
Полученный результат
Санитарно-гигиеническая норма
Кабинеты (классы)
2,0
4-5
Сделайте выводы о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.
Подумайте, рационально ли используется площадь помещения?
Задание 2
Оценка внутренней отделки помещения.
Выполнение работы.
План:
1.Отделка стен.
2.Цвет стен, потолка, пола.
3.Соответствие цветовых гамм.
4.Качество покрытия пола.
5.Чистота стен.
Обработка результатов и выводы.
Полученные данные занесите в таблицу:
Таблица № 2
Отражающая способность окрашенных поверхностей стен.
(Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или вымытые).
Цвет поверхности
Отражающая способность, %
Белый
80%
Светло-желтый
60%
Светло-зеленый
40%
Светло-голубой
30%
Темно-голубой
6%
Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные
- любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества;
- при южной ориентации помещения рекомендуются более холодные тона окраски их стен ( светло-серый, светло-голубой, зеленоватый), при северной- более теплые (желтовато-охристые, светло-розовый, бежевый).
Задание 3
Изучение вентиляционного режима помещения.
Оборудование
Рулетка
Выполнение работы
1.Определите необходимый вентиляционный объем воздуха ( V вент, м3/ч), т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание СО2 не превысила допустимого уровня (0,1%):
К 3
V вент = P-q 4
Где К – количество СО 2, выделяемое за один астрономический час л/ч ( ребенок при умственной работе выделяет столько литров СО 2, сколько ему лет);
Р – предельно допустимое содержание СО 2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1 л/м3);
¾ часа – продолжительность урока;
q – содержание СО 2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м3).
2.Определите кратность обмена воздуха( D)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО 2 не превысило допустимого уровня.
V вент
D = V ,
Где V вент – вентиляционный объем воздуха;
V - объем воздуха на 1 обучающегося в классе.
Обработка результатов и выводы.
Таблица 3
Норма вентиляционного обмена.
Помещение
Кратность обмена воздуха
Полученный результат
Санитарно-гигиеническая норма
Школьный кабинет
6,0-3,0
На основании полученных данных сделайте вывод о вентиляционном режиме в помещении. Ответьте на вопросы.
- Почему не рекомендуется проветривать помещение во время урока?
- Нужно ли открывать дверь во время проветривания?
-Изучите режим проветривания помещения в школе. Сделайте выводы и практические предложения.
Задание 4
Изучение естественной освещенности класса.
Оборудование
Рулетка
Выполнение работы.
1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.
2.Рассчитайте общую площадь окон.
3.Рассчитайте площадь застекленной части окон ( 10% общей поверхности окон приходится на переплеты)
4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.
5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле:
So ,
СК = S
Где S o – площадь застекленной части окна;
S – площадь пола.
6. Определите коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.
Обработка результатов и выводы.
Таблица 4
Естественная освещенность класса.
Помещение
Световой коэффициент
Коэффициент заглубления
Результат
Санитарно-гигиеническая норма
Результат
Санитарно-гигиеническая норма
Класс
1/4 - 1/6
1/2
Сделайте выводы о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам.
Методическая рекомендация
«Взаимодействие руководителя группы и ребят при работе над проектом»
Для успешной работы над проектом или исследовательской работы все участники процесса должны знать, в чем состоит их задача.
1.Роль руководителя при работе над исследовательской работой:
- Консультирует. Руководитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности. Направляет деятельность ребят в решение поставленных задач.
- Мотивирует. Во время работы над проектом руководитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед школьниками ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения, не навязывая своих волевых решений.
- Наблюдает. Во время наблюдения ,руководитель получает информацию, которая ему необходима во время консультации, он умело направляет деятельность ребят, формирует компетентность в работе над проектом.
2. Роль ребят при работе над проектом, он:
-Выбирает. Право выбора предоставленное ребятам в выборе темы исследовательской и проектной работы, формирует чувство причастности. Выбор должен закрепится в сознание ребят, и как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношения с ребятами. Речь не только о ролевом участие в командной работе. Взаимодействие с руководителем позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Работа на маршрутах и во время экскурсии, заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с новых позиции. Со взрослыми они вступают в сотрудничество, со сверстниками в дружеские отношения, так как без единой команды ( группы) выполнить исследовательскую работу намного сложнее.
-Оценивание. На каждом этапе работы возникают различные объекты оценки. Ребята оценивают свою работу: информацию со стороны её полезности для проекта. В тоже время они оценивают продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Даже не самый удавшейся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, формирует личный интерес к новому знанию, если провал проекта обусловлен неверно подобранной информацией или непроверенными данными.