Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы.
Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.
Программой курса «Мир человека» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.
К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.
В центре курса «Мир человека» — ученик 7-8 летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Ключевое понятие курса — противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т. д.
Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.
будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?, понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
№ п/п | Тема занятия | Дата | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
план | факт |
Школа: разнообразие целей (1 ч) |
1. | Зачем учиться в школе? | | | Изучение нового материала. Игра, проблемный диалог. Обсуждение. | Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил. | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
Надсистемы и подсистемы человека (5 ч) |
2. | Адрес. | | | Практическое применение знаний Отгадывание загадок. | Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?». | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
3. | Наш Организм. | | | Закрепление знаний и умений. Практическая работа, создание творческих продуктов. Тест. | Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам. | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях. |
4. | Как устроен человек? | | | Беседа, игра, решение проблемной ситуации. Обобщение и систематизация. Презентация. | Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела. | П: умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий; Р: умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве; К: ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом. |
5. | Болезни. | | | Игра. Инсценирование, загадки, проблемный диалог. Обсуждение. Обобщение и систематизация. | Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»? | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
6. | Что такое здоровый образ жизни? | | | Загадки, рисование, беседа. Обобщение и систематизация знаний. | Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья. | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
«Линия жизни» человека (3) |
7. | Развитие ребёнка до школы. | | | Комбинированное занятие. Проблемный диалог, беседа. Обсуждение. | «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам. | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
8. | Будущее | | | Комбинированное занятие. Проблемный диалог, беседа. | Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям. | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
9. | «Линия жизни» человека. | | | Обобщение и систематизация. Игра, фантазирование, беседа. | Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии. | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
Знакомимся с психологией (5) |
10. | Что такое Я? | | | Изучение нового материала. Игра, беседа, тест. | Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог. «Шустрики и мямлики». | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
11. | Учимся быть внимательными. | | | Комбинированное занятие. Проблемный диалог. Тест. | Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно? | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
12. | Учимся Запоминать. | | | Комбинированное занятие. Беседа, тест, Проблемный диалог. | Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...». | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
13. | Учимся придумывать. | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Фантазирование. | Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать? | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
14. | Что значит «быть умным»? | | | Игра, беседа, практическая работа. Обсуждение. | Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»). | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
Эмоции и настроение (2 ч) |
15. | Какие бывают эмоции? | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Инсценирование. | Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа. «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций. | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
16. | Как поднять настроение? | | | Комбинированное занятие. Загадка, беседа, практическая работа. Проблемный Диалог. | Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?» | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
Общение (5 ч) |
17. | Речевое общение. | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, тест. Вредные советы. | Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
18. | Неречевое общение. Жесты. | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Инсценирование. | Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты». | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
19. | Проблемы общения. | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, анализ ситуаций. Обсуждение. | Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц. | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
20. | Конфликты. | | | Практическое применение знаний. | Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться. | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
21. | Правила урегулирования конфликтов. | | | Комбинированное занятие. Беседа, тест, Инсценирование. Практическая работа. | Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники? | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
Противоречия (7 ч) |
22. | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. | | | Игра, классификация, анализ предметов. | Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков. | П: : знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
23. | Противоречия в явлениях природы. | | | Получение новых знаний. Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование, анализ ситуации. | Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование. | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем; | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
24. | Противоречия в свойствах характера. | | | Обобщение и систематизация. Игра, проблемный диалог, анализ сказки. Обсуждение. | Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки. | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
25. | Противоречия в свойствах характера (продолжение). | | | Комбинированное занятие. Игра, проблемный диалог, анализ сказки. Обсуждение. | Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки. | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
26. | Противоречия в ситуациях. | | | Обобщение и систематизация. Беседа. Инсценирование, анализ ситуаций. Обсуждение. | Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций. | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
27. | Противоречия в ситуациях (продолжение). | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, анализ сказки. | Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества». | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
28. | Противоречие «цель – средство». | | | Комбинированное занятие. Игра, беседа, анализ сказки. | Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами? | П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции. | Самооценка, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |
Мы и окружающие (4) |
29. | Экскурсия. | | | Практическое применение знаний. Наблюдение. Проблемный Диалог. | Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении. | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
30. | Анализ Экскурсии. | | | Закрепление знаний и умений. Анализ ситуаций, систематизация. | Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой?». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим? | П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. | Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. |
31. | Ориентирование в окружающем мире. | | | Обобщение и систематизация. Игра, беседа, письменная работа, анализ запретов. Проблемный Диалог. | Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе? ». | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
32. | Правила поведения с незнакомыми. | | | Практическое применение знаний. Инсценировка, Тренинг. Обсуждение. | Инсценировки-тренинги «Если…» | П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире; Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; К: продуктивное содействие разрешению конфликтов. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
Подведение итогов обучения (2 ч) |
33. | Я-хороший, ты-хороший. | | | Обобщение и систематизация знаний. Анализ сказки, беседа. Обсуждение. | Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»? | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни. |
34. | Обобщение Изученного материала. | | | Контроль, практическое применение знаний. Защита творческих работ. Презентация, отзыв. | Презентация и защита творческих работ. | П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. | Самооценка, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. |