Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Вертикаль. ФГОС.» 2014 г.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа рассчитана на 102 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения, рабочая же программа на 2014-2015 год рассчитана на 97 часов (3 часов в неделю) – 34 недели и 3 дня.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно -художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование ЭОР | Примечания |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (2ч: 1ч + 1ч вн/чт) |
1 | 1.09 | О художественной литературе и чтении. Художественная литература как искусство слова. | 1 | Вводный. | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. | Формирование «стартовой» мотивации к обучению. | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в учебнике. | ПК | |
2 | 4.09 | Вн/чт «Путешествие в Книгоград» | 1 | Презентация учащимися любимой книги. | Научиться навыкам пересказа, различать произведения разных жанров и форм. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. | Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи. Регулятивные: Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. | Выставка книг. | |
Мифы (7ч) |
3 | 5.09 | Мифы. Мифы Древнего Египта. Причины создания мифов. | 1 | Комбинированный урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы мифов. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию, выразительные средства. | Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Ресурсы интернета, разно уровневые карточки | |
4 | 8.09 | Мифы Древней Греции. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце». «Пигмалион» | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа, чтение, работа в парах. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы мифов. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Задания по выбору, справочная, литература. | |
5 | 11.09 | Миф об Орфее и Эвридике. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию мифов, оценивать поступки и поведение героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | Задания по выбору, справочная, литература. | |
6 | 12.09 | Подвиги Геракла. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выявлять характерные художественные мифологические приемы. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам. | | |
7 | 15.09 | Миф «Геракл освобождает Прометея» | 1 | Урок моделирования и преобразования модели. | Научиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию мифов, оценивать поступки и поведение героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в прцессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам. | Выставка книг. | |
8 | 18.09 | Поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей побеждает циклопа Полифема. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Познавательные: Уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста. | | |
9 | 19.09 | Мифы Древней Руси. Обожествление окружающего мира. Близость древнегреческих и славянских мифов. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Эвристическая беседа. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов мифов. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Познавательные: Уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста. | | |
Устное народное творчество (12ч: 9ч + 1ч вн/чт + 2ч р/р) |
Народные сказки (8ч: 7ч + 1ч ) |
10 11 12 13 | 22.09 25.12 26.12 29.09 | Устное народное творчество. Народные сказки. Сказка и миф. Мудрость и простота народных сказок. Виды народных сказок. Гуманистический пафос и патриотизм. | 1 1 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать характерные речевые обороты. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность», «ответственность» и др. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | Выставка книг. | |
14 15 16 | 2.10 3.10 6.10 | Бытовые сказки. «Горшеня». Волшебные сказки. Художественные особенности сказок. Русская народная сказка «Белая уточка». | 1 1 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Текстуальный анализ. Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы. | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы). | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Познавательные: уметь строить сообщение в исследовательского характера в устной форме. | | |
17 | 9.10 | Вн/чт Сказка «Царевна-лягушка». Поразмышляем самостоятельно над прочитанной сказкой. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Текстуальный анализ, выразительное чтение по ролям. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения совместной деятельности. Регулятивные: оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. | | |
Легенды и предания (1ч) |
18 | 10.10 | О легенде и предании. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». Реальные и фантастические события. Оценка поступков и событий, отражающих взгляды народа. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | Выставка книг. | |
|
Малые жанры фольклора (5ч) |
19 | 13.10 | Загадки. Тематика. Художественная особенность загадок. | 1 | Р Урок решения частных задач с применением открытого способа. работа по классификации загадок. | Научиться сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства. Научиться выявлять особенности загадок разных видов, развивать творческие способности. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании. Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: Уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. | План анализа пословицы. | |
20 | 16.10 | Пословицы и поговорки. Мудрость. Поучительный смысл. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | | |
21 22 23 | 17.10 20.10 23.10 | Сходство и различие пословиц и поговорок. Русские пословицы и пословицы народов мира. Владимир Соколов «Пословица». Тема стихотворения. Авторская позиция. | 1 1 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны. | Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | | |
Народный кукольный театр (1ч) |
24 | 24.10 | Народный театр. Особенности народного кукольного театра. Народный юмор. Народная комедия «Петрушка Уксусов». | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться применять навыки пересказа статьи учебника, слушать художественное чтение текста. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию произведения, поступкам героев на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия поставленной задачи на основе указанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | | |
Сказочные события и герои в литературе. (14ч: 9ч + 1ч р/р + 4ч вн/чт ) |
25 | 6.11 | Сказочные события и герои в литературе. Литературные сказки. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа.Презентации ученических работ «А.С. Пушкин – великий сказочник» | Научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения сказок. | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Познавательные: Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. | Вопросы викторины, приготовленные учащимися. | |
А.С.Пушкин (7ч: 5ч + 2ч вн/чт) |
26 | 7.11 | А.С. Пушкин. Сведения из жизни поэта. Интерес Пушкина к народной поэзии. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться применять навыки пересказа статьи учебника, слушать художественное чтение текста. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать к коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: Уметь производить поиск и выделение необходимой информации. | Фильм «Пушкин» | |
27 28 | 10.11 13.11 | Поэма «Руслан и Людмира» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать к коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста. | Художественный фильм-сказка «Руслан и Людмила» | |
29 | 14.11 | Изобразительное мастерство поэта. Знакомство с третьей песней, роль автора рассказчика. | 1 | Урок моделирования и преобразования модели. | Научиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса. | Коммуникативные: уметь сотрудничать к коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста. | | |
30 | 17.11 | О стихотворной речи. | 1 | Урок решения учебной задачи. | Научиться дифференцировать двусложные размеры стиха. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к поэтической речи, овладение техникой анализа строения стихотворения. | Коммуникативные: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста. Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели. Познавательные: Уметь находить и отбирать необходимую информацию. | Набор карточек с тестовыми заданиями. | |
31 32 | 20.11 21.11 | Вн/чт Рег. Комп. Н.М.Языков «Сказка о пастухе и диком вепре». Вн/чт «Своя игра» по сказкам А.С.Пушкина. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | | |
Х.К.Андерсен (5ч: 4ч + 1ч вн/чт) | |
33 | 24.11 | Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Презентация ученика. | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | Презентация «Андерсен – великий сказочник» | |
34 35 | 27.11 28.11 1.12 | «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Составление тезисного плана, сравнительная характеристика. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | Фильм-сказка «Снежная королева» | |
36 | 4.12 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | | |
37 | 5.12 | Вн.чт. Рег. Комп. С.Т.Аксаков «Аленький Цветочек». Превосходство внутренней красоты над внешней. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать нравственное содержание произведений душевные качества героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | | |
Е.Л.Шварц (3ч : 2ч + 1ч р/р) |
38 39 | 8.12 11.12 | Е.Л.Шварц. Сведения о жизни писателя. Сказки о гонимой падчерице Ш.Перро и Е.Шварца. О пьесе и о театре. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать нравственное содержание произведений душевные качества героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этического оценивания содержания художественного произведения. Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: Уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Кинофильм «Золушка» | |
40 | 12.12 | Р.Р. Е.Шварц. Развернутый ответ на вопрос: «Над чем смеется автор в своей сказке?» | 1 | Урок моделирования и преобразования модели. | Научиться понимать нравственное содержание произведений душевные качества героев. Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | | |
П.П.Бажов (3ч: 2ч + 1ч р/р) |
41 | 15.12 | П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок». | 1 | Урок постановки учебной задачи. | Научиться выразительно пересказывать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. | Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, уметь структурировать полученные знания. | Кинофильм «Каменный цветок» | |
42 | 18.12 | Герой сказа Бажова – труженик и художник. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно пересказывать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. | Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, уметь структурировать полученные знания. | | |
43 | 19.12 | Вн.ч. Рег. комп. Н.М.Карамзин «Сказка о прекрасной царевне и счастливом карле». | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать нравственное содержание произведений душевные качества героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литературных персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей. | Презентация учащихся. | |
Басни (6ч : 4ч + 1ч вн/чт + 1ч р/р) |
44 45 | 22.12 25.12 | Басни. И.А.Крылов – великий баснописец. Образы животных в басне. Мораль басни. Формы ее воплощения. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет». | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басни и ее мораль. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Освоить личностный смысл учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Формирование мотивации к обучению. | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). | Фильм. | |
46 47 | 26.12 12.01 | И.А.Крылов. «Волк и ягненок». Отражение народной мудрости в баснях. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басни и ее мораль. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам). | Работа со словарем. | |
48 | 15.01 | Вн/ч Конкурс знатоков басни. | 1 | Урок-конкурс знатоков басни. | Научиться выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басни и ее мораль. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | | |
49 | 16.01 | Р/р Сочини басню. | 1 | Урок развития речи. | Научиться оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных и речевых ситуаций. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Познавательные: формировать умение работать по алгоритмам. | | |
Человек перед лицом жизненных испытаний. (22ч + 2ч вн/чт + 1ч р/р) |
М.Ю.Лермонтов (3ч : 2ч + 1ч вн/чт) |
50 | 19.01 | М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема отечественной войны 1812 года в его поэзии. | 1 | Урок постановки учебной задачи. | Научиться выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Коммуникативные: применять полученные навыки при работе по анализу текста. Регулятивные: уметь определять последовательность задач для достижения цели. Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. | Ресурсы интернета | |
51 52 | 22.01 23.01 | «Бородино». Тема и идея стихотворения. Вн/чт Поэма М.Ю.Лермонтова «Сашка» (строфа 7 - 8) | 2 | Комбинированный урок: слово учителя, беседа по тексту, выразительное чтение. | Научиться понимать стихотворный текст и выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Коммуникативные: применять полученные навыки при работе по анализу текста. Регулятивные: уметь определять последовательность задач для достижения цели. Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. | | |
А.В. Кольцов (1ч) |
53 | 26.01 | А.В.Кольцов «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Коммуникативные: применять полученные навыки при работе по анализу текста. Регулятивные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать содержание текста. | Подборка тематических репродукций. Фильм. | |
И.С.Тургенев (6ч : 5ч + 1ч р/р) |
54 | 28.01 | И.С.Тургенев. Сведения о жизни писателя. Непримиримое отношение к угнетению и унижению людей. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выявлять основную проблематику произведения. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст. | Презентация | |
55 56 57 58 | 30.01 2.02 5.02 6.02 | И.С.Тургенев «Муму». Сопоставление Герасима с дворовыми барыни, нравственное превосходство героя. Трудолюбие, широта души Герасима, его нравственное превосходство. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средства выразительного изображения персонажей и авторского отношения к героям. | 3 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Коммуникативные: обосновывать и высказывать свое мнение. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. | карточки | |
59 | 9.02 | Р.Р. Классное сочинение по рассказу Тургенева «Муму». | 1 | Урок развития речи. | Научиться аргументировать свое отношение к героям произведения. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Коммуникативные: обосновывать и высказывать свое мнение. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. | | |
Л.Н.Толстой (6ч : 5ч + 1ч р/р) |
60 | 12.02 | Л.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. Быль как литературный жанр. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения. | Коммуникативные: обосновывать и высказывать свое мнение. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (суметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема). Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. | Презентация | |
61 62 63 64 65 | 13.02 16.02 19.02 20.02 26.02 | «Кавказский пленник». Сюжет и герои произведения. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушия Костылина. Горцы и природа Кавказа, восприятие рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | 1 1 3 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность», «ответственность» и др. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. | карточки | |
66 | 27.02 | Р.Р. Сравнительная характеристика героев Толстого. Классное сочинение. | 1 | Урок развития речи. | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. | | |
В.М.Гаршин (2ч) |
67 68 | 2.03 5.03 | В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выделять идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять характеристику героев. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Формирование мотивации познавательного интереса. | Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. | | |
Л.Н.Андреев (3ч) |
69 70 71 | 6.03 7.03 12.03 | Л.Н.Андреев «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Устное сочинене «За что можно одобрить, за что осудить дачников». | 3 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Формирование способностей оценивать содержание рассказа, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Презентация. | |
А.И.Куприн (4ч: 3ч + 1ч р/р) |
72 73 74 | 13.03 16.03 19.03 | А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе, верность и отвага против эгоизма и своеволия. | 3 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. . Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения. | Коммуникативные: обосновывать и высказывать собственное мнение. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема). Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. | Презентация Кинофильм «Белый пудель» | |
75 | 20.03 | Р/р Средства изображения героев: поступки, внешность, облик, речь, пейзаж. | 1 | Урок развития речи. | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе морали нашего общества. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Познавательные: знать элементы уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. | | |
Поэзия природы (11ч) |
76 77 78 | 30.03 2.04 3.04 | Поэзия природы. Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С.Пушкин «Обвал». А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки». Ф. И.Тютчев «Как хорошо ты о море ночное…». | 2 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе компьютерных технологий. Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста. | презентация | |
79 | 6.04 | Поэзия природы. К.Бальмонт. «Где б ни странствовал…», Н.Рыленков «Все в тающей дымке…». | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: уметь проводить исследование поэтического текста. | | |
80 81 | 9.04 10.04 | Вн.чт. Рег.комп. Поэзия родной природы. Карамзин, Языков, Аксаков. Пейзаж в художественном произведении. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: уметь проводить исследование поэтического текста. | | |
82 83 84 85 | 13.04 16.04 17.04 20.04 | К.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность, красочность языка. | 4 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать текст произведения, владеть элементами анализа, навыками монологической речи. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою позицию и точку зрения. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | презентация | |
86 | 23.04 | Р.Р. Лирическая зарисовка «Я видел…» | 1 | Урок контроля и оценки. | Научиться создавать текст с лирическим описанием природы. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | | |
87 | 24.04 | Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя. Рассказы. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. | Ресурсы интернета | |
«Идет война народная, священная война!...» (4ч : 2ч + 1ч вн/чт + 1ч р/р) |
88 89 | 27.04 30.04 | Тема Великой Отечественной войны в лирике К.Симонова, А.Суркова, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова. | 2 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Ценить и принимать следующие общечеловеческие понятия: «добро» , «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность», «ответственность» и др. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, воспитание личностных ценностей не основе образов героев произведений. | Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формирование умения работать в группе. Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. | презентация | |
90 | 4.05 | Вн.чт. В.П.Катаев «Сын полка». | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. | | |
91 | 7.05 | Р/Р Устное сочинение «Дети войны». | 1 | Урок развития речи. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Рассказы о твоих сверстниках (4ч) |
92 | 8.05 | Рассказы о твоих сверстниках. Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно пересказывать текст, находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских писателей. | Коммуникативные: уметь ставить вопросы к тексту, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания. | | |
93 | 11.05 | В.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы. Юмор в рассказе. | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам персонажей на основе личностных ценностей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. | | |
94 | 14.05 | Рэй Брэдбери. «Мальчик-невидимка» | 1 | Урок решения частных задач с применением открытого способа. | Научиться анализировать произведение, характеризовать героев и их поступки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. | | |
95 | 15.05 | Вн.чт. Моя любимая книга. | 1 | Читательская конференция. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев любимых произведений. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Выставка книг. | |
96 | 18.05 | Повторение изученного. | 1 | Урок моделирования и преобразования модели. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. | | |
97 | 21.05 | Итоговый урок. | 1 | Урок моделирования и преобразования модели. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев любимых произведений. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа. | Карточки. | |
98 99 100 | 22.05 25.05 29.05 | Резерв | 1 1 1 | | | | | | | |
1.Журавлев. Читаем. Думаем, спорим…5 класс.-М.Просвещение, 2008
1. Знаешь ли ты сказки? (фотоколлаж с заданиями по иллюстрациям).
2. Викторина по любому изученному произведению (в картинках).
3. Мой Петрушка (герой народного театра в рисунках и поделках).
4. Кроссворды по изученным разделам.
5.Создание диафильма по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
6. Образы животных в русской литературе. (На основе изученных произведений).
7. Викторина по изученным произведениям «Узнай героя»