Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова Л. В.
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова Л. В.
Рабочая программа составлена в полной соответствии ФГОС. В программа есть пояснительная записка, содержание тем учебного курса, литература и средства обучения, норма оценки знаний обучающихся, требования к уровню подготовки обучающихся и календарно тематическое планирование. Буду рада, если кому- то пригодится .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова Л. В. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «ЗСОШ №2»
Хуснутдинова Г.С. __________ Данилова В. А. ___________ Биккинина Т.В. ________________
Протокол № 1 от
26.08. 2013г. 26.08. 2013г. 27.08. 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по предмету
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3Б класс
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Абдулова Альмира Валиевна
Категория: высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
27.08. 2013г.
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для третьего года обучения (базовый уровень) разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ №2» на 2011-2015г.г.; авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки РФ; учебного плана МБОУ «ЗСОШ №2» на 2013-2014 учебный год, созданного на основе на БУП МО и Н РФ и РТ; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
«Окружающий мир» – это, прежде всего мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет самые широкие возможности для развития его личности. При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Этот аспект курса позволяет решать крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.
Изучение окружающего мира в 3 классе школы направлено на достижение следующих целей:
1) история открытия и познания природы Земли;
2) развитие человека и человеческого общества;
3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Рабочая программа по окружающему миру адаптирована под базисный учебный план, учебно-методический комплект и рассчитана на 68 часов (2часа в неделю). По авторской программе Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отведено 68 часов, поэтому коррекция программы не проводилась.
Используются виды контрольно – измерительных материалов: контрольная работа. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Природные условия Земли - 8 часов
Человек в далеком прошлом - 13 часов
Земли восточных славян - 15часов
Образование древнерусского государства - 7 часов
Объединение русских земель вокруг Москвы - 12 часов
Какая она, Азия - 5 часов
Россия в XVII веке - 8 часов
Прохождение практической части программы: контрольная работа – 2
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГОКУРСА
Природные условия Земли
Приглашение к путешествию. Промежуточные географические направления. Карты. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природные зоны суши Земли.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. Экскурсия: времена года, народные приметы о погоде.
Человек в далеком прошлом
Где зародилось человечество. Географическое положение Африки. Климат и природные зоны. Экваториальный лес. Африканская степь – саванна. Пустыни. Средиземноморская природная зона. Родина человечества. Как появился человек. Жизнь древних людей. Жизнь родовым обществом. Одомашнивание животных и земледелие. Самые древние государства. Античность. Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света. Что там за горизонтом. Александр Македонский идёт на Восток. Китай открывает путь на запад. Первые шаги в изучении природы. Открытие шарообразности Земли. Изобретения в технике. Духовная жизнь древнего человека. Язычество. Искусство.
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год, век, век, год.
Проектно-исследовательская работа. Пустыни.
Земли восточных славян
Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Земле. Восточно-Европейская равнина. Степи. Растительность. Животный мир. Люди в степи. Лесостепь. Лесная зона. Смешанные леса. Сезонные изменения в лесу. Как жили наши далёкие предки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Обожествление природы. Защита славянами своих земель.
Исследовательская работа. Родной дом в далёком прошлом.
Образование древнерусского государства
Первые русские князья. «Не посрамим земли Русской». Принятие Русью христианства. Расцвет Древнерусского государства. Древнерусская культура. Строительство. Устное народное творчество. Сборники вечной мудрости. Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. Угроза с запада. Ледовое побоище.
Объединение русских земель вокруг Москвы
Залеская земля. Что такое природное сообщество. Законы лесной жизни. Природные сообщества: луг, озеро, поле. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Стояние на Угре. Создание Московского государства. Грозный царь. Развитие русской культуры. Зодчество. Книжная мудрость и искусство.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов
Какая она, Азия (5 часов)
Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. Сибирь. Природа Сибири. Тайга. Природное сообщество болото. «Хождение за три моря». Природа Индии. В гостях хорошо, а дома лучше.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге в настоящее время.
Россия в XVII веке.
Смутное время. Спасители земли Русской. Расширение пределов страны. Сквозь сибирские дебри. Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня. Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. Россия накануне реформ.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2012 г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочие тетради для 3 кл. к уч. «Окружающий мир». _ Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012 г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1_2, 3, 4 классы. _ Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информации школы.) – Режим доступа: http://www.km- school-.ru
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им.Л.В.Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– понимание чувств одноклассников и учителей;
– представление о своей этнической принадлежности;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),
словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);
– подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений обобъекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
– строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать другое мнение и позицию;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;
– использовать речь для планирования своей деятельности;
– контролировать действия партнера;
– осуществлять взаимоконтроль.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«З» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3—5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс: 3Б
Учитель: Абдулова А. В.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Прохождение практической части программы: контрольная работа – 2
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика учебной
деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
план
Дата проведения
факт
Природные условия Земли (8 часов)
1
Приглашение к путешествию. Промежуточные географические направления.
С.3-5
1
Беседа. Работа с географической картой.
Уметь применять имеющуюся систему знаний. Знать направления горизонта.
05.09
05.09
2
Карты.
С.6-7
1
Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты.
Уметь:
- читать карту;
- определять основные и промежуточные географические направления.
07.09
День здоровья
05.09
3
Что такое погода.
С.8-11
1
Самостоятельные исследования, наблюдения за погодой и природой родного края.
Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края
12.09
+
4
Народные приметы погоды.
С.11-13
1
Самостоятельная деятельность. Учебная экскурсия.
Знать распространенные народные приметы о погоде
14.09
+
5
Климат.
С.13-18
1
Сравнение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах.
19.09
+
6
Почва. Состав почвы.
С.18-20
1
Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.
Знать имя выдающегося ученого-почвоведа В. В. Докучаева. Уметь выполнять последовательно опыты, записывая наблюдения
21.09
+
7
Образование почв на Земле. Плодородие почв. Охрана почв. С. 20-24
1
Проблемные задания
Знать состав почв и их образование
26.09
+
8
Природные зоны суши Земли.
С.25-28
1
Беседа, работа со схемами, таблицами и другими источниками географической информации.
Уметь определять взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром.
28.09
+
Человек в далёком прошлом (13 часов)
9
Где зародилось человечество. Географическое положение Африки. С.29-31
1
Работа с физической картой.
Работа с контурной картой.
Уметь определять географическое положение материка (Африки) с помощью физической карты.
03.10
+
10
Климат и природные зоны Африки.
С.31-34
1
Работа с климатической картой, картой природных зон.
Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.
05.10
+
11
Африка. Растительный и животный мир.
С.35-40
1
Работа в группах со справочной литературой.
Иметь представление о животном и растительном мире Африки.
10.10
+
12
Пустыни.
С.41-44
1
Создание проектов.
Иметь представление о природных условиях, растительном и животном мире пустыни
12.10
--
13
Средиземноморская природная зона.
С.44-45
1
Работа со справочной литературой.
Иметь представление о природных условиях, растительном и животном мире средиземноморской природной зоны.
17.10
+
14
Родина человечества. Как появился человек.
С.46-48
1
Самостоятельное проведение исследования
Иметь представление о теориях появления человека на Земле.
19.10
Учеба
24.10
15
Жизнь древних людей.
С.48-54
1
Беседа о расселение и жизни древних людей. Работа со справочной литературой.
Иметь представление о жизни древних людей.
24.10
+
16
Самые древние государства.
С.54-58
1
Работа со справочной литературой, с текстом учебника.
Иметь представление о древних государствах, о функциях государства.
26.10
+
17
Античность. Древняя Греция.
Древний Рим. С.58-64
1
Работа со справочной литературой.
Иметь представление о Древней Греции, Древнем Риме.
31.10
+
18
Лента времени. Материки и части света. Самостоятельная работа.С.64-67
1
Практическая работа с лентой времени. Работа с картой материков.
Иметь представление о ленте времени.
14.11
н
19
Расширение знаний о мире.
С.67-74
1
Работа с различными источниками информации (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника).
Уметь извлекать и анализировать информацию из различных источников.
16.11
+
20
Первые шаги в изучении природы.
С.74-78
1
Работа с текстом учебника, с дополнительными источниками информации.
Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.
21.11
н
21
Духовная жизнь древнего человека.
С.78-86
1
Работа в группах, подготовка рассказов о каком-либо виде искусства.
Иметь представление о духовной жизни древних людей.
23.11
+
Земли восточных славян (15 часов)
22
Географическое положение Европы.
С.87-89
1
Работа с учебником, с картой.
Уметь определять по физической карте географическое положение Европы, границу между Европой и Азией.
28.11
+
23
Первые люди на нашей земле.
С.89-91
1
Работа с учебником, со справочной литературой.
Иметь представление об условиях жизни первобытных людей.