Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы программ Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А. Цыпанова, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Мосакова, И.Н. Волкова. – М.: издательство «ПАРАДИГМА», 2010 год.
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Изучение курса в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания
•освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения природоведению состоят в том, чтобы расширить элементарные знания обучающихся о предметах и явлениях природы, показать на доступных примерах взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей по использованию и охране природы, осуществлять экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание обучающихся.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Природоведение является продолжением курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
Главными формами учебных занятий являются обычные уроки, предметные уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником природоведения, как и широкому использованию различных средств наглядности, уделяется серьезное внимание и отводится на уроке определенное время.
В первый год изучения природоведения обучающиеся усваивают один раздел программы — «Природа родного края». При изучении этого раздела осуществляется краеведческий принцип обучения, в то же время реализуются систематический и сезонный принципы. Так, при изучении природных сообществ (лес, луг, поле и др.) наиболее глубоко обучающиеся знакомятся с теми из них, которые характерны для данной местности. В конкретном сообществе важное значение придается знакомству с видовым разнообразием типичных растений на нескольких примерах. Дети учатся характеризовать изменения в неживой природе, изменения в жизни животных и растений и их охрану, сезонный труд людей.
Программа второго года обучения состоит из двух разделов: «Организм человека и охрана его здоровья» и «Природа нашей Родины» («Ориентирование на местности. План и карта», «Природа России», «Использование и охрана природы человеком»).
При знакомстве с организмом человека главное внимание обучающихся сосредоточивается на вопросах гигиены и охраны здоровья.
Знакомясь с разнообразием природы нашей Родины, обучающиеся получают представление о расположении нашей страны, об изменении природы с севера на юг, составляют сравнительные таблицы по природным зонам, которые используют при изложении учебного материала по данному разделу.
Тема «Использование и охрана природы человеком» завершает курс природоведения, обобщает полученные знания. Обучающиеся знакомятся с законами об охране природы в нашей стране, воспринимают их обязательность для выполнения каждым гражданином, активно включаются в практические дела по сохранению природы для будущих поколений
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Природоведение как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ОВЗ VII вида формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Методы и формы, через которые реализуется программа:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в год 70 часов
раздел
По учебному плану
Ориентирование на местности. План и карта
14
Организм человека и охрана его здоровья
17
Природа России
34
Использование и охрана природы человеком
5
Всего часов
70
Содержание.
Ориентирование на местности.План и карта (14 часов)
Подведение итогов летних наблюдений (изменения в жизни растений и животных). Природа родного края (повторение).
Ориентирование на местности.
План местности.
Физическая карта. Карта России. Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).
Организм человека и охрана его здоровья(17 часов)
Человек — часть живой природы.
Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения). Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Пища и гигиена питания. Нервная система. Органы чувств. Режим труда и отдыха.
Укрепление и охрана здоровья школьника. Режим дня. Табак и алкоголь — враги здоровья.
Природа России(34 часа)
Разнообразие природы России, изменение природы с севера на юг. На Крайнем Севере. Тундра. Занятия населения тундры. В лесной полосе, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы. Природа степей. Занятия населения степной полосы. Природа пустынь. Занятия населения пустыни. Природа берегов южных морей. Природа в горах.
Использование и охрана природы человеком(5 ч)
Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Представление об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.
Использование и охрана земных недр, воды, воздуха. Использование и разведение человеком растений и животных. Заповедники, ботанические сады, зоопарки.
Летнее задание: наблюдения за использованием и охраной природы, помощь взрослым в выращивании растений, разведении животных, уходе за ними.
Предметные уроки: «План местности», «Физическая карта», «У карты родного края», «Разнообразие природы России», «Использование и выращивание растений».
Экскурсии: «Природа родного края», 2—3 экскурсии для знакомства с использованием земли, земных недр, воды, воздуха, растений, животных и с их охраной (с учетом местных условий).
Практические занятия: ориентирование на местности, чтение физической карты, работы с контурной картой, работы на пришкольном учебно-опытном участке, составление классных и индивидуальных сравнительных таблиц по природным зонам.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;
сезонные изменения в природе своей местности;
полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве своего края;
основные виды труда людей по использованию природы родного края;
о труде людей по охране природы родного края.
Обучающиеся должны уметь:
читать простейший план местности;
называть и показывать основные изображения на физической карте (для начальной школы);
рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);
выполнять основные правила гигиены человека;
ухаживать за растениями, проводить доступные работы на пришкольном участке.
Особенности контроля и оценки по образовательной области «Окружающий мир»
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстрированным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте. Формы организации контроля по «окружающему миру» Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы.
Учебно-методический комплект
А.А. Плешаков «Окружающий мир» учебник для 4 класса в двух частях, Москва «Просвещение» 2014г
А.А. Плешаков «Окружающий мир» тетрадь для 4 класса в двух частях, Москва «Просвещение» 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
70 часов
№ п/п
Дата урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
ЗУН
Практическая работа
Ориентирование на местности.План и карта – 14 часов.
1
Итоги летних наблюдений.
1
Подведение итогов летних наблюдений (изменения в жизни растений и животных).
Рисунки, гербарии
Экскурсия на школьный огород.
2,3
Многообразие природы родного края.
2
Природа родного края (повторение).
Работа на пришкольном участке
4
Горизонт, линия горизонта
1
Ориентирование на местности.
Строение компаса. Правила пользования компаса. Определение направлений на местности по компасу
Знать: определение горизонта, линии горизонта, сторон горизонта.
Экскурсия по окрестностям школы-интерната.
5
Определение сторон горизонта по солнцу.
1
Уметь: определять стороны горизонта по солнцу.
6,7
Компас.
2
Знать: строение и назначение компаса. Уметь: определять по компасу направления
8
Ориентирование по местным признакам
1
Знать: некоторые особенности природы своей местности
Ориентирование на местности (практ.работа)
9,10
План местности.
2
План местности.
Уметь: с помощью учителя составлять, читать план местности
Предметный урок «План местности»
11
Карта.
1
Физическая карта. Карта России.
Уметь: показывать на карте столицу России Москву, и областной город Новосибирск.
Предметный урок «Физическая карта».
Чтение физической карты
12,13
Форма поверхности Земли. Поверхность нашего края.
2
Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).
Уметь: показать на карте горы, равнины и т.п.
Предметный урок «У карты родного края»
14
Поверхность Земли и человек
1
Знать: использование человеком разных форм местности
Работы с контурной картой (практ.работа).
Организм человека и охрана его здоровья – 17 часов
15
Человек – часть живой природы.
1
Человек — часть живой природы.
Знать общие признаки живых существ
16
Органы и
системы органов человека.
1
Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения).
17
Нервная система.
1
Нервная система. Головной и спинной мозг
Знать что такое нервная система, ее роль в организме
18
Опорно-двигательная
система: скелет и мышцы
1
Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
Знать правила, укрепляющие мышцы и опорно-двигательный аппарат в целом.
Уметь выполнять упражнения на укрепление осанки.
Знать правила предупреждения искривления позвоночника.
Прощупывание костей и суставов.
19
Развитие и укрепление опорно- двигательной системы.
1
20
Пищеварительная система.
1
Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Пища и гигиена питания.
Знать и уметь выполнять гигиенические правила ухода за зубами и полостью рта.
21
Дыхательная система.
1
Органы дыхания. Защита органов дыхания.
Знать и уметь выполнять правила защиты органов дыхания во время задымления помещения.
22
Кровеносная система. Кровь, еѐ функции.
1
Органы кровообращения. Сердце, его укрепление.
Уметь вести подсчѐт пульса в
спокойном состоянии и после физических нагрузок.
23
Сердце – главный орган кровеносной системы.
1
Проверка частоты пульса.
24
Защита кожи и правила ухода за ней.
1
Значение кожи для человека. Правила ухода. Закаливание.
Знать и уметь выполнять гигиенические правила ухода за кожей.
Рассматривание пор кожи через лупу.
25
Как человек воспринимает
окружающий мир.
1
Органы чувств.
Эмоции: радость, смех, боль, гнев, плач.
Режим труда и отдыха.
Знать и уметь выполнять правила труда и отдыха.
26
Органы чувств, их значение в жизни человека.
1
27
Проверочная работа «Органы и системы органов человека».
1
Тестирование №1 «Органы и системы органов человека»
28
Человек и его здоровье.
1
Укрепление и охрана здоровья школьника. Режим дня.
Знать элементарные правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях: обработка ран, наложение повязок.
Составление режима
дня школьника.
29
Вредные привычки
Курение опасно для здоровья
1
Табак и алкоголь — враги здоровья. Забава, которая приводит к смерти.
Знать правила здорового образа жизни: о вреде табака и спиртного.
Разработка плакатов за здоровый мир
30
Осторожно – спиртное!
1
31
Урок-обобщение. «Здоровый образ жизни»
1
Природа России – 34 часа
32
Природные зоны России.
1
Разнообразие природы России, изменение природы с севера на юг.
«Разнообразие природы России» - предм.урок
Карта природных зон России.
Чтение физической карты, карты природных зон.
Работы с контурными картами.
Во время изучения темы составляются классные и индивидуальные сравнительные таблицы природных зон.
33
Арктика. Тундра. Погодные условия.
1
На Крайнем Севере.
Тундра.
Занятия населения Арктики и тундры.
Знать некоторые особенности природы местности растительный и животный мир (2 – 3).
34,35
Растительный и животный мир Арктики и Тундры.
2
36
Занятия населения Арктики и Тундры.
1
37
Зона лесов. Погодные условия.
1
В лесной полосе, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы.
Знать: некоторые особенности природы местности.
38,39,40
Растения зоны лесов.
3
Знать: некоторых животных и растения природной зоны
41,42,43
Животный мир зоны лесов.
3
44
Человек в зоне лесов.
1
Знать: необходимость охраны природы и некоторые мероприятия по охране окружающей среды.
45
Зона степей. Природа степей.
1
Природа степей. Занятия населения степной полосы.
Знать: некоторые особенности природы местности.
46,47,48
Растения степей. Животный мир зоны степей.
3
Знать: некоторых животных и растения природной зоны
49
Степи и человек.
1
Знать: необходимость охраны природы и некоторые мероприятия по охране окружающей среды.
50
Пустыня
1
Природа пустынь. Занятия населения пустыни.
Знать: некоторые особенности природы местности.
51
Растительный и животный мир пустыни.
1
Знать: некоторых животных и растения природной зоны
52
Пустыня и человек.
1
Знать: особенности жизни и занятий населения природ. зоны.
Карта природных зон России
Экскурсия в природу.
53
Черноморское побережье. Природа.
1
Природа берегов южных морей.
Знать: некоторые особенности природы местности;
- некоторых животных и растения природной зоны.
54,55
Растения и животные Черноморского побережья
2
56
Занятия населения Черноморского побережья
1
Знать: необходимость охраны природы и некоторые мероприятия по охране окружающей среды.
57
Горные районы России. Природные особенности.
1
Природа в горах.
Знать: некоторые особенности природы местности;
- некоторых животных и растения природной зоны.
Знать особенности жизни в горной местности.
58,59
Растительный и животный мир горных районов.
2
60
Человек и горы.
1
61,62
Природные зоны Крыма
2
Знать: особенности природы своей местности;
- животных и растения степного региона.
Знать особенности жизни и виды занятий населения родного края.
63,64
Занятия населения родного края.
2
65
Проверочная работа на тему: «Природные зоны России».
1
Тестирование № 2на тему: «Природные зоны России».
Использование и охрана природы человеком – 5 часов
66
Наука «экология».
Экологическая катастрофа.
1
Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Представление об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.
Иметь представление об экологии, как науке.
Знать, что такое экологическая катастрофа и ее последствия.
Уметь назвать 3 – 5 растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Знать и уметь назвать заказники и заповедники.
67
Использование земных недр, воды, воздуха.
1
Использование и охрана земных недр, воды, воздуха.
Экскурсия «Земля. Земные недра»
68
Человек, растения, животные.
1
Использование и разведение человеком растений и животных.
Экскурсия на водоем.
69
Охрана природы.
1
Заповедники, ботанические сады, зоопарки.
«Использование и выращивание растений» - предметный урок
70
Итоговый урок. Задание на лето.
1
Летнее задание: наблюдения за использованием и охра-
ной природы, помощь взрослым в выращивании растений, разведении животных, уходе за ними.