Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" (Обучение на дому)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" (Обучение на дому)
Пояснительная записка.
Программа «Школа России» рассчитана на 68 ч, в (неделю 2 часа), а надомное обучение согласно индивидуальному учебному плану 34 часа (1час в неделю). Поэтому при подаче и отборе учебного материала следует учитывать индивидуальные особенности ученика, такие как утомляемость, концентрация внимания и мотивация к обучению детей с ОВЗ.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание уроков должно способствовать формированию:
- целостной картины мира и осознание места в нём, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Данная программа аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает обучение на доступном уровне учащихся с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" (Обучение на дому) »
Пояснительная записка
Программа «Школа России» рассчитана на 68 ч, в (неделю 2 часа), а надомное обучение согласно индивидуальному учебному плану 34 часа (1час в неделю). Поэтому при подаче и отборе учебного материала следует учитывать индивидуальные особенности ученика, такие как утомляемость, концентрация внимания и мотивация к обучению детей с ОВЗ.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание уроков должно способствовать формированию:
- целостной картины мира и осознание места в нём, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Данная программа аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает обучение на доступном уровне учащихся с ОВЗ.
Тематическое распределение количества часов.
№
Наименование разделов и тем
Примерная
программа
Рабочая программа
«Школа России»
Рабочая программа
«Школа России»
3 класс
Количество часов:
уроки
экскурсии
практические
работы
план
факт
план
факт
план
факт
1
Как устроен мир
6
6
6
6
1
1
2
Эта удивительная природа
18
18
12
12
2
-
6
4
3
Мы и наше здоровье
10
10
3
3
2
1
4
Наша безопасность
7
7
2
2
1
-
5
Чему учит экономика
12
12
5
5
3
1
6
Путешествие по городам и странам
15
15
6
6
Итого
68
68
34
34
4
1
11
6
3 класс (34ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (12 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (3 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (2 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (5 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (6 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова. Окружающий мир: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение,
Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемыерезультатыизучениякурса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тема раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика учебной деятельности
Дата
Домашнее
задание
по плану
по факту
1.
«Как устроен мир» /6 ч/
Природа.
1
- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
- работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
- находить сходство человека и живых существ и отличия е го от животных:
- различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе: оценивать богатство внутреннего мира человека:
-работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;
-моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цель проекта;
- распределять обязанности по проекту в группах;
-собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
- характеризовать семью, народ, государство как части общества;
-обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
-сопоставлять формы правления в государствах мира;
-анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран: соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;
- анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
-работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;
- устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;
- сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;
-моделировать в виде схемы воздействие человека на природу:
- обсуждать, как каждый может помочь природе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
с. 4 – 9
вопросы
2.
Человек.
1
с. 10 -15 вопросы
3.
Проект «Богатства, отданные людям».
1
с. 16 – 17
вопросы
4.
Общество.
1
с. 18 – 23
вопросы
5.
Что такое экология.
1
с. 24 – 28
вопросы
6.
Природа в опасности!
1
с. 29 – 34
вопросы
7.
«Эта удивительная природа!»/12ч/
Тела, вещества, частицы.
1
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
-классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
-наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;
- проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
-практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
- описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;
-работать со взрослыми: различать сахар,. соль, крахмал по характерным признакам:
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
- объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
-работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;
- практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради);
- находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;
-работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;
-высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды: — наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара;
-высказывать предположения о том, по нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; - извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономичного использования воды;
-работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);
-высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;
-наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;
- характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;
- работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушений горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений;
-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
-высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
-практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
-анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;
-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
- характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);
-обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;
-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
-знакомиться с группами растений по материалам учебника;
- классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
- приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя:
выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
-моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
-характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;
-наблюдать в природе, как распространяют семена деревьев;
-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
-характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
-работать с терминологическим словариком;
-актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
- классифицировать животных из списка предложенного одноклассниками;
-приводить примеры животных разных групп:
- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;
- работать с электронным приложением к учебнику;
-характеризовать животных по типу питания;
-приводить примеры животных по типу питания;
-анализировать схемы цепей питания;
- характеризовать защитные приспособления растений и животных;
-обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
-обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-определять цель и этапы работы;
-распределять обязанности;
- совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
-составлять и презентовать «Книгу природы родного края»;
- характеризовать животных разных групп по способу размножения;
- моделировать стадии размножения животныхразных групп:
-рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
- обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
- актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
-с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
-обсуждать меры по охране животных;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
-характеризовать строение шляпочных грибов;
-с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы:
- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
- моделировать круговорот веществ в природе;
- рассказывать о круговороте веществ на Земле;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
с. 36 – 40
вопросы
8.
Разнообразие веществ.
1
с. 41 – 45
вопросы
9.
Воздух и его охрана.
1
с. 46 – 50
вопросы
10.
Вода.
1
с. 51 – 54
вопросы
11.
Превращения и круговорот воды.
1
с. 55 – 58
вопросы
12.
Берегите воду!
1
с. 59 – 61
вопросы
13.
Как разрушаются камни.
1
с. 63 – 63
вопросы
14.
Что такое почва.
1
с. 64 – 68
вопросы
15.
Разнообразие растений.
1
с. 69 – 73
вопросы
16.
Солнце, растения и мы с вами.
1
с. 74 – 77
вопросы
17.
Размножение и развитие растений.
1
с. 78 – 81
вопросы
Охрана растений.
1
с. 82 – 86
18.
Разнообразие животных.
1
с. 87 – 93
вопросы
Размножение и развитие животных.
с. 100 – 105
вопросы
Охрана животных.
с. 106 – 111
19.
В царстве грибов.
1
с. 112 – 117
вопросы
Великий круговорот жизни.
с. 118 – 120
вопросы
20.
«Мы и наше здоровье»/3ч/
Организм человека.
1
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
-практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
-работать с терминологическим словариком;
-самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
-практическая работа: изучить свойства кожи:
-характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
-осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
-подготовить рассказ об уходе за кожей;
-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
-практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
-моделировать строение пищеварительной системы;
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
-обсуждать правила рационального питания;
-составлять меню здорового питания;
-моделировать строение дыхательной системы:
- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
-моделировать строение кровеносной системы;
-обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
-измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
-измерять пульс у членов своей семьи;
-характеризовать факторы закаливания;
-формулировать правила закаливания;
-составлять памятку по закаливанию;
-составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
-регулярно проводить закаливание своего организма;
- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
-обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
-обсуждать выступления учащихся;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
с. 122 – 125
вопросы
Органы чувств.
с. 126 – 129
вопросы
21.
Надежная защита организма.
1
с. 130 – 133
вопросы
Опора тела и движение.
с. 134 – 137
вопросы
22.
Дыхание и кровообращение.
1
с. 144 – 146
вопросы
Умей предупреждать болезни.
с. 147 – 149
вопросы
Здоровый образ жизни.
с. 150 – 153
вопросы
23.
«Наша безопасность» /2ч/
Огонь, вода и газ.
1
-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
-актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;
-работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
-выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;
-моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
анализировать разные типы знаков дать, как они помогают пешеходам;
-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;
-моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
-интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;
-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;
-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
-работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
-характеризовать опасности природного характера;
-характеризовать правила гигиены при обращении с домашними животными;
-отличать гадюку от ужа;
-анализировать по схеме цепь загрязнения;
-приводить примеры цепей загрязнения;
-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
-практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
с. 4 – 7
вопросы
Чтобы путь был счастливым.
с. 8 - 13
вопросы
Дорожные знаки.
с. 14 – 17
вопросы
24.
Опасные места.
1
с. 20 – 24
вопросы
Природа и наша безопасность.
с. 25 – 30
вопросы
Экологическая безопасность.
с. 31 – 36
вопросы
25.
«Чему учит экономика»/5ч/
Для чего нужна экономика.
1
-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
-работать с терминологическим словариком;
-работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;
-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
-работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
-актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 классах;
-определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
-выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);
-с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;
-актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;
-практическая работа в паре: исследовать
выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
-различать и классифицировать культурные растения;
-работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;
-актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;
-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
-исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
-характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
-соотносить продукцию и отрасли промышленности;
-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
-характеризовать труд работников отраслей промышленности;
-работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;
- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;
-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности;
раскрывать роль денег в экономике;
-различать денежные единицы разных стран;
-практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
— выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
-актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;
-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
-обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
-приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
-моделировать экологические прогнозы;
-выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
с. 38 – 41
вопросы
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
с. 42 – 45
вопросы
Полезные ископаемые.
с. 46 – 50
вопросы
26.
Растениеводство.
1
с. 51 – 55
вопросы
Животноводство.
с. 56 – 59
вопросы
Какая бывает промышленность.
с. 60 – 63
вопросы
27.
Проект «Экономика родного края».
1
с. 64 – 65
вопросы
28.
Что такое деньги.
1
с. 66 – 70
вопросы
Государственный бюджет.
с. 71 – 74
вопросы
Семейный бюджет.
с. 75 – 78
вопросы
29.
Экономика и экология.
1
с. 79 – 84
вопросы
30.
«Путешествия по городам и странам»/6ч/
Золотое кольцо России.
1
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-послеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
- моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.)
- составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
- оформлять экспозицию музея;
-готовить сообщения (экскурсии по музею);
-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
-работать с терминологическим словариком;
-с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;
-самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
-соотносить государства и их флаги;
-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;
-составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
-самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
-составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
-описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
-выполнять задания электронного приложения к учебнику;
- используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;
- работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;
-самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;
-выполнять задания по электронному приложению к учебнику;
- моделировать достопримечательности из пластилина;
-самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
-описывать достопримечательности Франции по фотографиям;
- составлять вопросы для викторины о Франции;
- в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;
- работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;
-самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
с. 86 – 97
вопросы
Наши ближайшие соседи.
с. 100 – 105
вопросы
31.
На севере Европы.
1
с. 108 - 117
вопросы
Что такое Бенилюкс.
с. 118 – 124
вопросы
32.
В центре Европы.
1
с. 125 – 131
вопросы
По Франции и Великобритании. / Великобритания/
с. 138 – 141
вопросы
На юге Европы.
с. 142 – 148
вопросы
33.
По знаменитым местам мира.
1
с. 149 – 153
вопросы
Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие.
34.
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Краеведческий музей»