Программа составлена учителем алтайского языка и литературы: Диятовой Л.В.
Чаган-Узун, 2021
Пояснительная записка
Адаптированная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по алтайской литературе для 7-9 классов Н.М.Киндиковой и следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (стандарты второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897)
3. АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П. И. Оськиной»
4. Положение о рабочей программе педагога МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П. И. Оськиной» приказ №98 от 15.08.2016
Характеристика обучающегося с ЗПР
Актуальность программы определяется, прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и снижения работоспособность.
У ребенка недостаточно развиты познавательные интересы, что характеризуется пассивностью на уроках. Объем внимания снижен. Ученик не способен удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности.
Мыслительные операции развиты слабо, особые трудности испытывает при решении логических задач.
Средний уровень развития восприятия: пространственно-временные представления сформированы в соответствии с возрастом, осмысливание полученной информации требует более длительного времени, выделяет главное, понимает содержание картин и текстов.
Преобладающий тип памяти – зрительная. Развитие произвольного и непроизвольного запоминания находится на низком уровне. Запоминание замедленное, использует механическое повторение слов «про себя» или вслух. Изученный материал быстро забывает, требует повторного индивидуального разъяснения. На низком уровне находится развитие слуховой памяти 6 из 12 слов.
По результатам изучения личностной сферы у ребенка заниженная самооценка и низкий уровень притязаний. Школьная тревожность находится на низком уровне.
По характеру ребенка миролюбивый, неконфликтный, спокойный мальчик. Школьный режим не нарушает. Навыки культурного поведения выработаны, поведение всегда осознанное. Проявление негативизма не было замечено. Ученик поручения все выполняет, правила поведения соблюдает.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи:
- достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей. Определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Адаптивность (изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование):
На каждом занятии даются индивидуальные домашние задания с обязательным контролем их выполнения;
Создаются условия для адаптации и социализации учащегося, формирования у него коммуникативных навыков;
Понижается рейтинг оценивания проверочных, практических и контрольных работ;
Проводится психолого- педагогическая поддержка и индивидуальная помощь при выполнении работ на уроке;
Вводятся индивидуальные коррекционные занятия по предмету учебного плана по мере необходимости, по согласованию с родителями, с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, а также ликвидацией отставаний в программном материале, связанных с длительными пропусками учащимся по болезни, подготовки к восприятию тем учебной программы, коррекции особенностей памяти, внимания, мыслительной деятельности;
Анализируется выполнение заданий с целью повышения самооценки учащегося;
Обучение проводится с учётом зоны ближайшего развития:
На уроках создаётся ситуация успеха для учащегося;
Включается развитие моторных функций;
Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «Алтайская литература».
Содержание программы носит обучающий, развивающий и коррекционный характер.
Основные виды деятельности обучающихся:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
активизация познавательной деятельности,
устные ответы на вопросы,
работа с наглядным материалом,
работа с натуральными объектами,
выполнение лабораторных работ,
написание терминологического диктанта,
анализ видеофрагмента и ответы на вопросы по видеофрагменту,
работа с карточками, схемами, таблицами.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении. Данная адаптированная программа реализуется через следующие методы и формы: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения, обучение на интересе, на успехе, на доверии; адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения; оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Применение разнообразных педагогических технологий: информационно – коммуникационных; игровых; нестандартных форм уроков; здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости); дифференцированного обучения.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по учебному предмету «Алтайская литература» для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- коррекционной направленности каждого урока;
- оказании индивидуальной помощи обучающимся;
- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий.
- очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по алтайской литературе»
Приложение к АООП ООО
Приказ №30 от 02.04.2021г.
Адаптированная программа
по алтайской литературе
для 7-9 классов
основного общего образования
Программа составлена учителем алтайского языка и литературы: Диятовой Л.В.
Чаган-Узун, 2021
Пояснительная записка
Адаптированная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по алтайской литературе для 7-9 классов Н.М.Киндиковой и следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (стандарты второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897)
3. АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П. И. Оськиной»
4. Положение о рабочей программе педагога МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П. И. Оськиной» приказ №98 от 15.08.2016
Характеристика обучающегося с ЗПР
Актуальность программы определяется, прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и снижения работоспособность.
У ребенка недостаточно развиты познавательные интересы, что характеризуется пассивностью на уроках. Объем внимания снижен. Ученик не способен удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности.
Мыслительные операции развиты слабо, особые трудности испытывает при решении логических задач.
Средний уровень развития восприятия: пространственно-временные представления сформированы в соответствии с возрастом, осмысливание полученной информации требует более длительного времени, выделяет главное, понимает содержание картин и текстов.
Преобладающий тип памяти – зрительная. Развитие произвольного и непроизвольного запоминания находится на низком уровне. Запоминание замедленное, использует механическое повторение слов «про себя» или вслух. Изученный материал быстро забывает, требует повторного индивидуального разъяснения. На низком уровне находится развитие слуховой памяти 6 из 12 слов.
По результатам изучения личностной сферы у ребенка заниженная самооценка и низкий уровень притязаний. Школьная тревожность находится на низком уровне.
По характеру ребенка миролюбивый, неконфликтный, спокойный мальчик. Школьный режим не нарушает. Навыки культурного поведения выработаны, поведение всегда осознанное. Проявление негативизма не было замечено. Ученик поручения все выполняет, правила поведения соблюдает.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи:
- достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей. Определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Адаптивность (изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование):
На каждом занятии даются индивидуальные домашние задания с обязательным контролем их выполнения;
Создаются условия для адаптации и социализации учащегося, формирования у него коммуникативных навыков;
Понижается рейтинг оценивания проверочных, практических и контрольных работ;
Проводится психолого- педагогическая поддержка и индивидуальная помощь при выполнении работ на уроке;
Вводятся индивидуальные коррекционные занятия по предмету учебного плана по мере необходимости, по согласованию с родителями, с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, а также ликвидацией отставаний в программном материале, связанных с длительными пропусками учащимся по болезни, подготовки к восприятию тем учебной программы, коррекции особенностей памяти, внимания, мыслительной деятельности;
Анализируется выполнение заданий с целью повышения самооценки учащегося;
Обучение проводится с учётом зоны ближайшего развития:
На уроках создаётся ситуация успеха для учащегося;
Включается развитие моторных функций;
Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «Алтайская литература».
Содержание программы носит обучающий, развивающий и коррекционный характер.
Основные виды деятельности обучающихся:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
активизация познавательной деятельности,
устные ответы на вопросы,
работа с наглядным материалом,
работа с натуральными объектами,
выполнение лабораторных работ,
написание терминологического диктанта,
анализ видеофрагмента и ответы на вопросы по видеофрагменту,
работа с карточками, схемами, таблицами.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении. Данная адаптированная программа реализуется через следующие методы и формы: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения, обучение на интересе, на успехе, на доверии; адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения; оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Применение разнообразных педагогических технологий: информационно – коммуникационных; игровых; нестандартных форм уроков; здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости); дифференцированного обучения.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по учебному предмету «Алтайская литература» для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- коррекционной направленности каждого урока;
- оказании индивидуальной помощи обучающимся;
- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий.
- очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Место предмета в учебном плане
На изучение алтайской литературы число учебных часов за период обучения с 7 по 9 класс составляет 210ч:
В 7 класса 70 часов – 2 часа в неделю
В 8 классе 70 часов – 2 часа в неделю;
В 9 классе 70 часов – 2 часа в неделю
Учебно-методический комплект
«Алтайская литература» 7 класс Н.А.Содоноков, У.Н.Текенова Министерство образования, науки и молодежной политики РА, 2014
«Алтай литература» 8 класс Н. М. Киндикова, У.Н. Текенова Министерство образования, науки и молодежной политики РА, 2014
«Алтай литература» 9 класс Т.М. Садалова, Г. М. Садалова Министерство образования, науки и молодежной политики РА, 2016
«Алтай литература» «Хрестоматия» 9 класс Т.М. Садалова, Г. М. Садалова Горно-Алтайск, 2014
Предметтин ондайы 7 класс.
№
Бӧлӱктер
Частар
Ондайы
1
Кире
сöс.
1 час
Кееркедим литературада Кижинин сÿр-кебери кöргÿзилгени. Тӱӱкилик ле биографияла колбулу ϳетирӱлер.
С.М.Сартакова «Таныжалы». Публицистикада поэттин тургускан курч сурактары.
1
65
С.М.Сартакова«Öскö тил- öскö салым».
1
66
И. Гоголев «Айхал», И. Такубоку «Ÿлгерлер».
1
67-68
Кычырарынын кемин шиндеери.
2
69-70
Ÿренген чÿмдемелдерди катап кöрöри.
2
Предметтин ондайы. 9 класс
№
Бӧлӱктер
Час-тар
Ондайы
1
Кире сöс.
4 час.
Алтайлар – тӱрк тилдӱ jондордын бирӱзи. Алтай XVIII чакта Кӱнгер каандыктын олjозында. Баштапкы алтай бичиктӧс лӧ алтай тилдин грамматиказы. Орус ла алтай калыктын наjылыгы. XX чактын башталганында алтай калыктын кӧрӱм – шӱӱлтези, jандаган jаны.
М.В. Чевалков. Jÿрÿми ле просветительский ижи. «Чöбöлкöптÿн jÿрÿми». Повестьтин бичилген тÿÿкизи. Алтай калыктын jадын-jÿрÿми повестьте. Повестьтин бичилген тили, кеми ле эп-аргалары. Ÿредÿ ле уткаа сöстöри. Баштапкы алтай баснописец ле тууjычы. «Кырачы была анчы»-баштапкы алтай тууjы. И.М.Штыгашев. Jÿрÿми ле ижи, чÿмдемелдери. «Ÿредÿге киргени», «Путешествие алтайца в Киев, Москву и ее окрестности». Jол-jорыктагы бичимелдин анылузы. Г.И.Чорос-Гуркин. Салымы ла чÿмдемелдери. «Алтай». «Алтай ла Кадын». Алтай кижинин ич-телекейин, кöрÿмин чындык jетиргени. «Кызына бичиген самаранан». Алтайдын сÿр-кебери. И.Ефремов. «Туулардын ээлеринин кӧли»
Алтай ӧскӧ укту шинжӱчи, бичиичи улустын
кӧргӧниле
9 час
В.В.Радлов «Алтайла jорыктаганы», «Из Сибири». Алтай чÿм-jан, калыктын кÿÿн-санаазы, кылык-jаны. В.Я.Шишков. «Чуйда болгон керектер» деп куучындарынан. Jорыкчы ла бичиичи. Алтайлардын озогы jÿрÿми бичиичинин кöрÿжиле.
5
Öскö калыктар литера-туразы
4 час
«Игорь-кнес ле черÿзи керегинде сöс» (К.Кошевтин кöчÿрижи)