kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для  4  класса составлена на основе программы  начального общего образования по окружающему миру  для образовательных учреждений и программы  для общеобразовательных учреждений автора  Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: программа: 1-4 классы» (2012г.) и соответствует Федеральному  государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования по изобразительному искусству (2009 г.).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП 4 класс»

Календарно-тематический план изучения окружающего мира

для 4 класса на 2013/2014 учебный год


Дата

Тема урока

Учебник

Рабочая тетрадь

Тип урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Дом. задание

предметные

УУД

Человек – живое существо (огранизм) (16 часов)

1

03.09

1.Человек- живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы человека.

стр. 6-7

стр. 3

Изучение нового материала






Характеризовать человека как живое существо, организм; функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного.




Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД:

1. Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.


Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- действие смыслообразо-вания;

- нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.


фронтальный,

индивидуаль-ный

Переска с. 6-7

2

05.09

2.Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.

стр.8-10

стр.3-4

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ 8 - 10

3

10.09

3.Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме.

стр.11-13

стр.5-6

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Выполнить задание в тетради с.13

4

12.09

4. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура.

стр.14-16


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Выполнить задание в тетради с. 15

5

17.09

5. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

стр.18-19

стр.6-7

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 18-19

6

19.09

6. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

стр.19-21

стр.8-9

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Выучить правила с.20-21

7

24.09

7.Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы.

стр.21-22

стр.9-10

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 21-22

8

26.09

8. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

стр.22-24

стр.10-11

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Составить рассказ по рисунку

9

01.10

9. Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции.

стр.24-26

стр.11,13, №27, №32

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 24-26

10

03.10

10. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

стр.27-28

стр.12-13

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Задание в тетради с.13

11

08.10

11. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения- почки.

стр.29-30

стр.13-14

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с.29-30

12

10.10

12.Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

стр.30-33

стр.14-15

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Выучить правила

13

15.10

13. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств.

стр.34-45

стр.15-18

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

ответить на вопросы

14

17.10

14. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями.

стр.46-52

стр.18-21

Изучение нового материала

индивидуаль-ный

Пересказ, с. 46-52, задание в тетради

15

22.10

15. Внимание и речь. Условия их развития.

стр.53-54

стр.21 №56, №58

Изучение нового материала

индивидуаль-ный

Задание в тетради

16

24.10

16.Память, мышление. Условия их развития.

стр.45-56

стр.22 №60, №61

Изучение нового материала

индивидуаль-ный


Твоё здоровье (12 часов)

17

05.11

1.Человек и его здоровье. Знание своего организма- условие здоровья и эмоционального благополучия.

стр.58-59


Комбинированный

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»


Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД:

1. Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.


Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- действие смыслообразо-вания;

- нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.


фронтальный,

индивидуаль-ный

Выучить правилас. 59, выполнить задание в тетради с. 22

18

07.11

2. Режим дня школьника.

стр.61-62

стр.22-23

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Составить рассказ с .62

19

12.11

3. Практическая работа. Составление режима дня школьника для будней и выходных.

стр.61-62

стр.22-23, №6

Практическая работа.

индивидуаль-ный

Задание 64 в тетради, с. 22

20

14.11

4. Здоровый сон.

стр.63-64

стр.23, №63

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с.63-64

21

19.11

5.Правильное питание.

стр.65-66

стр.23-24

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Составить памятку «Памятка рационального питания»

22

21.11

6.Закаливание

стр.67-71

стр.24-25

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Рассказ по фотографиям, с. 69

23

26.11

7.Вредные привычки.

стр.72-75

стр.25-26

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Сочинить сказку (рассказ, стихотворение) о вредной привычке

24

28.11

8.ОБЖ. Когда дом становится опасным.

стр.76-83

стр.26-27

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

25

03.12

9.ОБЖ. Улица и дорога. Опасности на дорогах.

стр.84-87


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

26

05.12

10. ОБЖ. Поведение во время грозы.

стр.96-97


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

27

10.12

11. ОБЖ. Поведение при встрече с опасными животными.

стр.90-92


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

28

12.12

12.Практическая работа. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок и т.д.).

стр.88-90, стр.92-96.

стр.27-28

Практическая работа.

индивидуаль-ный


Человек – часть природы (2 часа)

29

17.12

1.Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Отрочество. Взрослость. Старость.

стр.100-107

стр.29

Комбинированный

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.

- классификация объектов;

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждения.

фронтальный,

индивидуаль-ный

Рассказ по картинкам

30

19.12

2. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности человека. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

стр.108-112

стр.30

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

Человек среди людей (5 часов)

31

24.12

1.Доброта - качество культурного человека.

стр.102-105


Комбинированный

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.

- классификация объектов;

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждения.

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

32

26.12

2.Справедливость - качество культурного человека.

стр.105-112


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный


33

14.01

3.Забота о больных и стариках – качества культурного человека.

стр.114-127


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ, ответить на вопрос, с. 118

34

16.01

4.Правила культурного общения.

стр.128-136


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Прочитать с 128-136, составить диалог

35

21.01

5.ОБЖ. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

стр.136-138


Комбинированный

индивидуаль-ный

Ответить на вопрос с 137, выучить правила

Родная страна: от края до края (10 часов)

36

23.01

1.Природные зоны России: арктические пустыни.(Растительный и животный мир, труд и быт людей).

Учебник часть 2 стр6-11

Печатная тетрадь, ч.2 стр8-9, №4

Изучение нового материала

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопри-мечательности.

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.

Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.


Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД:

1. Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.


Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- действие смыслообразо-вания;

- нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.


фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с.6-11

37

28.01

2.Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей).

стр.11-17

стр.10, №6

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 11-17, ответить на вопр.

38

30.01

3.Тайга (растительный и животный мир, труд и быт людей).

стр.18-25

стр.10-11

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 18-26

*сообщение

39

04.02

4.Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей).

стр.26-30

стр.12

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Прочитать с. 26-30, зад. с. 30

40

06.02

5. Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей).

стр.30-32

стр.13, №14

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Сообщение о животном или растении степи

41

11.02

6.Пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

стр.32-36

стр.13, №14(1)

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Составить кроссворд

42

13.02

7.Почвы России. Почва-среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

стр.37-39

стр.13-14

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ, с. 37-39

43

18.02

8.Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

стр.40-50

стр.15-19

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 40-44, тетрадь с.15, зад.21

44

20.02

9. Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

стр.51-58

стр.20-22

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Прочитать с. 51-58, с. 57 задание (портфель)

45

25.02

10. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

стр.59-68

стр.4-7, стр.22-23, №27, №29

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Прочитать с.59-68, тетрадь с. 22, зад. 29,30,31

Человек – творец культурных ценностей (12 часов)

46

27.02

1.Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые печатные книги. Иван Фёдоров.

стр.70-75

стр.24

Комбинированный

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений.

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах


Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД:

1. Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково-символическое моделирование.


Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- действие смыслообразо-вания;

- нравственно-этическое оценивание.


Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.


фронтальный,

индивидуаль-ный

Прочитать с.70-75, тетрадь с. 24, зад. 33,34

47

04.03

2.Первые школы на Руси. Просвещение при ПетреI, во второй половине XVIIIв. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов

стр.76-85

стр.25-28

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Задания в тетради

48

06.03

3. Искусство России в разные времена. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя икона. Андрей Рублёв.

стр.86-91

стр.28, №46

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Сообщение

49

11.03

4.Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

стр.91-95

стр.29

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Сообщение

50

13.03

5.Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Изобразительное искусство.

стр.96-101

стр.31, №53

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Задание 53, с. 31

51

18.03

6.Возникновение публичных театров.

стр.102-103

стр.30, №51

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ

52

20.03

7.Искусство России века. « Золотой век» русской культуры.

стр.104-112

стр.31-33

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный


53

03.04

8.Искусство 19 века. Творчество композиторов.

стр.113-116

стр.33, №62-№66

Комбинированный

фронтальный

Сообщение о композиторе 19 века

54

08.04

9.Искусство 19 века. Творчество художников.

стр.117-125

стр.34-35

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Сообщение о русском художнике 19 века

55

10.04

10.Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, композиторов. Известные сооружения советского периода.

стр.126-131


Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ, *сообщение о сооружении

56

15.04

11. Проекты « Мой любимый поэт века», « Поэты и писатели в. –детям».

стр.132

стр.36

Проектная деятельн.

фронтальный,

работа в группах

Подготовить проект

57

17.04

12. Защита проектов «Мой любимый поэт века», «Поэты и писатели века. –детям».

стр.132


Проектная деятельн.

работа в группах, индивидуаль-ный


Человек – защитник своего Отечества (5 часов)

58

22.04

1.Борьба славян с половцами

стр.134-136

стр.52-53

Изучение нового материала

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий.


Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД:

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

постановка вопросов.

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 134

59

24.04

2. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.


стр.136-137


Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 135-135

60

29.04

3. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

стр.138-140

стр.38, №80

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 138-143

61

06.05

4.Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.




стр.140-143

стр.39

Изучение нового материала

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 140-142

62

08.05

5. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

стр.144-154

стр.40-41

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Подготовить рассказ с. 154 задание (портфель)

Гражданин и государство (3 часа)

63

13.05

1.Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России.


стр.156-157

стр.42, №90

Комбинированный

Характеристика прав и обязанностей гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах

Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащихся.

- нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД:

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

постановка вопросов.

фронтальный,

индивидуаль-ный

Подготовить сообщение о национальностях, национальных блюдах, одежде

64

15.05

2.Прав и обязанности граждан России.



стр.158-159

стр.42, №91

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Оформить права и обязанности детей

65

20.05

3. Символы государства.

стр.160-163

стр.42-43 №89, №91 (2).

Комбинированный

фронтальный,

индивидуаль-ный

Пересказ с. 160-163

66

22.05

Экскурсия в краеведческий музей.




Экскур-сия

фронтальный,

индивидуаль-ный


67

27.05

Экскурсия





Экскур-сия

фронтальный,

индивидуаль-ный


68

29.05

Обобщение изученного за год.



Обоб-щающ.

фронтальный,

индивидуаль-ный



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы для общеобразовательных учреждений автора Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: программа: 1-4 классы» (2012г.) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по изобразительному искусству (2009 г.).


Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывание» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его в процессе воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружащую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир;

-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

-воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

-под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы.

1.Принцип интеграции-соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во –первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход отбору содержания в системе «человек – природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: « человек и предметный мир», « человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа эколизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа», а также раскрытием системы правил поведения в природе, починяющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.


Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция различных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

  • знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предлагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.


Место курса в учебном плане


В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часа (2 час в неделю).


Содержание программы

4 класс (68 часов)


Человек – живое существо (организм) (16 часов)

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.


Твоё здоровье (12 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня для школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).


Человек – часть природы (2 ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.


Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


Родная страна: от края до края (10 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда, культуры народов).


Человек – творец культурных ценностей (12 ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры 9зодчества) Древней Руси.

Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров.

Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А. Тропинин, И.И. Левитан и др).

Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.)


Человек – защитник своего Отечества (5 ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 18123 года. М.И. Кутузов.

Великая отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).


Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символ государства.



Планируемые результаты обучения


К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имен выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


К конце обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.



Учебно-методический комплект


1. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2ч./Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "начальная школа 21 века"

Автор: Михайлова Елена Владимировна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepomatiematikie3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267589"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450412300"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "102477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402507936"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepookruzhaiushchiemumiru3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416034"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства