Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" по формированию учебных действий и связанных с ним способностей и личностных качеств у учащихся общеобразовательной начальной школы для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Г.Петерсон "Мир деятельности".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир деятельности" »
Пояснительная записка
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» (МИД) по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.Г. Петерсон «Мир деятельности» (М.: Национальное образование, 2012) и в соответствии со следующими нормативными документами:
учебный план МБОУ СОШ ........... на 2014/2015 учебный год;
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ ........
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.
Комплект для ученикавключает в себя:
Мир деятельности.1 класс: учебное пособие / под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
Мир деятельности.1 класс.Разрезной материал к учебному пособию. / под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014
Мои открытия. 1 класс. Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытие учащимися) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителявключает в себя:
Мир деятельности.1 класс: учебное пособие / под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – Издательство «Национальное образование», 2014.
В методических рекомендациях приведено описание общих подходов к проведению каждого урока по технологии деятельностного метода обучения и подробные варианты сценариев каждого урока в соответствии с приложенными презентациями, разрезными, демонстрационными и печатными материалами. Таким образом, учитель имеет возможность по заданной структуре урока в ТДМ составить свой собственный урок, использовать предложенный вариант в его полноте или внести в него свои корректировки (при сохранении общих требований проведения уроков в ТДМ).
Нормативной базой открытой системы Л.Г. Петерсон являются Закон РФ «Об образовании» (ст. 32), Заключение РАО от 14.07.2007 года, Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2011 года, Письмо о выборе учебников Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23.03.2011 года.
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др. Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Анализ этапов формирования универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 3 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных школьных предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Общая характеристика учебного курса
Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляцияи т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Учебный план курса предполагает выделение на изучение данного курса 1 час в неделю.
Организация учебного процесса (система дидактических принципов, технология, типы уроков). Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность, как и на уроках по различным учебным предметам, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода, методологической основой которой является общая теория деятельности, разработанная в последние 20−30 лет в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД – это универсальные учебные действия). На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на уроках курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса МИД (шаги 1 и 8).
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть организовано как на уроке курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке);
фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей теории деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ рабочая программа по курсу «Мир деятельности» предусматривает 33 часа в год (1 час в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны, начиная с гуманистических идей Эразма Роттердамского, и получили свое развитие в педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и А. Дистервега, К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева иЛ.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Д. Дьюи и М. Монтессори, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова... Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития человека и общества. Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а, затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление
первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
У второклассника будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к курсу «Мир деятельности», к школе;
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы;
- восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.
Основные требования к метапредметным результатамк концу второго года обучения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя.
Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести опыт самооценки под руководством учителя.
Уметь различать знания и умения.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).
Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.
Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения.
Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.
Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.
Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.
Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи
свойства объектов, происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных материальных и духовных ценностей.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая, парная, индивидуальная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- практикумы.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания: текущий и итоговый.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый − на уроках по курсу МИД. Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика.
Диагностическая база
В процессе преподавания курса МИД используется разработанной Центром «Школа 2000…» комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка. По образному выражению Л.А. Венгера, мониторинг − это своеобразный термометр, позволяющий установить, соответствует ли уровень развития ребенка средней возрастной норме или отклоняется от него в ту или иную сторону 10. При этом термин «уровень развития» мы понимаем в широком смысле − как соответствие степени проявленности исследуемых параметров эталонным, то есть средним в возрастной группе.
Система комплексного мониторинга по программе «Школа 2000…» включает в себя:
1) мониторинг организационно-рефлексивных умений;
2) мониторинг психического развития школьников;
3) мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам;
4) мониторинг уровня овладения учителем технологии деятельностного метода.
Мониторинг организационно-рефлексивных умений (ОРФ) направленна выявление уровней сформированности механизмов рефлексивной самоорганизации, являющихся принципиально важными для формирования полноценного субъекта учебной деятельности. В основу дифференциации этих уровней положены общие методологические различения психических процессов и действий «естественного», «естественно-искусственного» и «искусственно-естественного» типов. Данный мониторинг включает себя, с одной стороны, диагностические таблицы наблюдений педагога за учениками в ходе учебного процесса, а с другой − задания для диагностики уровней знания и понимания учащимися системы норм учебной деятельности и умения их выполнять (умения фиксировать затруднения в задачных и проблемных ситуациях, выявлять место и причину затруднения, ставить цель и планировать свои действия, разрабатывать и реализовывать проект, выполнять действия самоконтроля и самооценки и др.), а также уровня учебной мотивации и типа самоопределения в учебной деятельности. Мониторинг ОРФ проводится учителем после обязательной подготовки учителей, работающих по программе «Мир деятельности», на курсах Центра «Школа 2000…», о которых писалось выше.
Самостоятельная организация и осуществление универсальных учебных действий предполагает наличие сформированных познавательных процессов(мышление, внимание, память, речь и др.) и требует особенно пристального внимания к психическому здоровью детей в силу рисков, связанных с новизной предлагаемых методов обучения. Мониторинг психического развития школьников проводят психологи школ по комплексу широко известных диагностических методик, который достаточно полно и с возможно минимальными трудозатратами позволяет получить требуемые параметры.
Мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам осуществляется с помощью административного контроля и тех средств мониторинга, которые предлагает выбранная учебная программа.
Оценивание работы учащихся.Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Содержание учебного курса
Организационно-рефлексивная линия (10 часов)
Домашнее задание делаю сам.
Проверяю свою работу. Подробный образец.
Как исправить свою ошибку.
Учусь называть свое затруднение.
Как самому построить новое знание.
Ставлю цель.
Ключи к новым знаниям.
Результат открытия нового знания. Эталон.
Я знаю. Я умею.
Как выяснить, что я не умею.
Коммуникативная линия (4 часа)
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа)
Настроение – мой помощник в учебе. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Учусь анализировать. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа)
Ценности нашей жизни: знание.
Личностные качества ученика. Целеустремленность.
Личностные качества ученика. Самостоятельность.
Учимся вместе. Мы разные – и в этом наша сила!
Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Я ученик. Что я уже знаю и умею.
Диагностика (2 часа).
Резерв (8 часов).
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Организационно-рефлексивная линия – 10 часов
Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы.
Коммуникативная линия – 4 часа
Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Познавательная линия – 2 часа
Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Ценностная линия –4 часа
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Обобщение знаний – 4 часа
Диагностика – 2 часа
Резерв – 8 часов
Материально-техническое обеспечение программы
I. Дополнительная литература:
Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е, Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
Петерсон Л.Г. и др. Наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика». – М., 2010.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных организационно-рефлексивных умений. − М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2002.
II. Специфическое оборудование:
магнитная доска;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности»;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
III. Электронно-программное обеспечение:
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп);
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.
Интернет-ресурсы:
Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru