Проект профориентационной работы с обучающимися 2 класса
Проект профориентационной работы с обучающимися 2 класса
Начиная с начальных классов, дети знакомятся с профессиями в процессе изучения учебных предметов, посредством чтения художественой литературы, экскурсий, средств массовой информации и т.д. Именно в этот период ребенок особенно интересуется профессиями своих родителей, сравнивая их с другими профессиями. Многие дети, выбрав в детстве определенную профессию. стремятся следовать намеченному плану, реализовать свою мечту, но не всем это удается, возможно, и потому, что они не достаточно знали о выбранной профессии. Поэтому в начальных классах необходимо заложить у ребенка базу профессионального самоопределения, которая послужит огромным шагом к выбору профессии в будущем.
проект "Где родился, там и пригодился" поможет обучающимся создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенно. В данном проекте предлагается проводить тематические занятия (1 раз в неделю) целый месяц, посвящая их одной профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект профориентационной работы с обучающимися 2 класса »
Проект профориентационной работы
на 2015-2016 учебный год
классного руководителя 2 а класса
учителя начальных классов Сизовой Натальи Юрьевны
Унъюган
Пояснительная записка
Начиная с начальных классов, дети знакомятся с профессиями в процессе изучения предметов, посредством чтения художественной литературы, экскурсий, средств массовой информации и т.д. Именно в этот период ребенок особенно интересуется профессиями своих родителей, сравнивая их с другими профессиями. Многие дети, выбрав в детстве определенную профессию, стремятся следовать намеченному плану, реализовать свою мечту, но не всем это удается, возможно,и потому, что они недостаточно знали о выбранной профессии. Поэтому в начальных классах необходимо заложить у ребенка базу профессионального самоопределения, которая послужит огромным шагом к выбору профессии в будущем.
Несомненно, некоторые сферы профессиональной деятельности школьнику еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которая будет интересна, понятна и познавательна (например, наблюдение профессионального процесса со стороны, участие в профессиональном процессе, рассказы взрослых о важности своей профессии и т.д.). Это служит для создания наглядной основы, на которой базируется дальнейшее профессиональное самопознание. Именно поэтому очень важно максимально расширить кругозор и осведомленность ребенка о различных профессиях.
Цель: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;
развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников.
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское.
В младших классах удается осуществлять работу по профориентации с помощью игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра несет в себе следующие функции: развлекательную- это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную - освоение диалектики общения; самореализацию в игре; игротерапевтическую - преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности; диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональную коммуникацию - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализирующую - усвоение норм поведения человека в обществе.
Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.
Педагогическая технология – это логическая законосообразная последовательность действий педагога по формированию жизненного опыта детей, их позиции.
Совместив оба понятия получаем следующее определение:
Игровая технология – это логическая последовательность действий педагога по созданию ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, совершенствование самооценки поведения ребенка.
Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересующую профессию. Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры для школьников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
Представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет учебных предметов.
Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе абсолютно все предметы могут послужить отправной точкой в изучении профессий младшими школьниками. На уроках математики можно обсудить какую-либо профессию, упоминаемую в условиях задачи. В учебнике за 2 класс очень много задач про продавцов, ремонт машин, кинотеатров и продажа билетов, про маляров, про сельско-хозяйственную технику.
На уроках русского языка дети знакомятся со словами, написание которых надо запомнить: агроном, водитель, воспитатель, врач, директор, токарь, учитель и т.д. Встречаются упражнения (стр.65, упр.95), тексты которых связаны с профессиями.
Не только на уроках русского языка, но и литературного чтения детям разобраться в какой-либо профессии могут помочь наводящие вопросы по прочитанному тексту, а также комментарии учителя.
Огромное влияние на формирование профессионального кругозора оказывает такой предмет, как Окружающий мир. Изучая различные темы невозможно не упомянуть о большом количестве профессий, связанных с ними (например, изучая тему «Что такое погода» (стр.332. в учебнике по окружающему миру) можно поговорить с детьми о такой профессии как метеоролог, совершить экскурсию на метеостанцию). В учебнике за 2 класс, во 2 четверти профориентации уделен почти каждый урок, а завершается раздел проектом «Профессии».
Предмет «Технологии» 2 класс (серия «Перспектива», автор Н.И.Роговцева, Н.Б.Богданова, Н.В.Добромыслова)полностью направлен на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на не только на уроках, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
Внеурочная профориентационная работа
Внеурочная профориентационная работа должна проходить поэтапно:
- формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважения к людям труда.
- знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях; развитие умения устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
- выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей; формирование активности и инициативности, способствующих в дальнейшем поиску полезных дел; формирование чувства ответственности за качество выполняемой работы.
- использование разнообразных приемов и методов, особенно в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.
Игровой проект для младших школьников по профориентации
«Где родился, там и пригодился» (2 класс)
Проект «Где родился, там и пригодился» предназначен для учащихся 2 х классов. На знакомство учащихся с трудом окружающих отводится 30 часов. (1 раз в неделю)
Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях.
Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
На одном из первых занятий необходимо провести анкетирование «Мир моих интересов» или конкурс рисунков «Кто ты будешь такой?».
Месяц
Количество
часов
Тема занятия
Примерные виды и формы работы
Сентябрь
4
Шофер или водитель.
Встреча с водителем школьного автобуса.
Инсценирование песни «Дорога»
Составление правил поведения в автобусе.
Октябрь
4
Работа учителя.
Концертная программа «С Днем учителя!»
Игра «Один день из жизни»
День самоуправления.
Ноябрь
3
Работа автоинспектора.
Встреча с инспектором ГИБДД
Мастер-класс «Я б в инспекторы пошел, пусть меня научат!».
Проект «Внимание, дети!»
Декабрь
3
Работа почтового отделения
Профориентированное занятие «О профессиях разных, нужных и важных».
Экскурсия в почтовое отделение «Почта России».
Акция «Напиши письмо солдату»
Январь
2
Профессия – библиотекарь.
Профориентационное занятие «Дом, где живут книги».
Экскурсия в поселковую библиотеку.
Встреча с поэтессой поселка.
Февраль
4
Профессии наших пап.
Веселые старты с папами.
Встреча с тренером по футболу (КСК «Импульс»)
Беседа «Путь в профессию начинается в школе»
Март
3
Знакомство с профессиями наших мам
Концертная программа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Встреча с мамами-рукодельницами.
Экскурсия
Составление фотоотчета.
Апрель
4
Работа пожарного.
Профориентационное занятие по теме «Пожарный – звучит гордо!»
Экскурсия в пожарную часть с.п.Унъюган
Творческая работа.
Май
3
Работники лесничества
Беседа «Лес – наше богатство»
Встреча с инспектором.
Акция «Посади дерево»
Участие в Окружном агитационном творческом конкурсе «Благословляю Вас, леса!»
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Профориентационная работа с родителями
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, не терпящий легкомысленности, поскольку все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Обычно вопрос о будущей профессии ребенок более серьезно начинает рассматривать в старших классах, когда находится на этапе выбора дальнейшей сферы образования. Этот выбор оказывается трудным, если выясняется, что он совершенно не знаком с некоторыми профессиями и не понимает, зачем они ему нужны, круг выбора профессий тотчас сужается. Поэтому ребенка еще с младших классов необходимо готовить к выбору профессии. В зависимости от особенностей характера, способностей и темперамента у ребенка проявляется интерес к некоторым профессиям (кто-то просит купить машинку, кто-то самолетик или набор для конструирования корабля, а кому-то интересна работа полицейских и он просит купить полицейский набор, кому-то интересно шитье и т.д.).
Понимание интересов своих детей – это главная задача каждого из родителей, что может вызвать большое количество вопросов у пап и мам. Кто как не учитель начальных классов может объяснить родителям как правильно поговорить с ребенком о профессиях (с чего начать разговор; что именно рассказать; как понять, какая профессия вызвала интерес, а какая нет). Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
План работы с родителями
Организовать для родителей лекторий по теме «Мы растим счастливого ребенка».
Круглый стол «Путь в профессию начинается в школе».
Организовывать встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия, где они работают.
Привлекать родителей к руководству «Часа досуга» по интересам.
Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Как ребенка приучить к труду” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:
1 классы – знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;
2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети будут время от времени возвращаться – им, как правил, нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.
Вывод
Профориентация в начальной школе проводится для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.
Прогнозируемые результаты.
учащиеся будут:
знать о существующих профессиях
расширять общий кругозор
проявлять интересы и склонности к определённым профессиям
учащиеся будут воспитывать в себе:
трудолюбие, целеустремлённость
уважение к людям трудовых специальностей
ответственное отношение к порученному делу
Список используемой литературы
Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена
приказом Министра образования No 2783 от 18.07.2002 г.).
Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2006.
Латыпов В.З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе. // Ст. Дополнительное образование и воспитание. 2008. No 7.
«Организация профориентационной работы в школе»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28
Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков
Журналы «Праздники в школе» - «Шаг в профессию» 2012 год стр.17 – 24 «О профессиях с любовью», стр.43-50 «Уважая всякий труд», «День открытых дверей» 2011 год стр. 99 -120 «Слово профессионалам», «На крыльях мечты», 2007 год стр. 3 -15 «О профессиях с любовью», стр.16 -32 «Любимые книги читая, профессии мы выбираем», стр. 118 -125 «Профессия каждая – самая важная»
Приложение №1
В начальной школе важно расширить представления ребенка о различных профессиях. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенно. В данном проекте предлагается проводить тематические занятия (1 раз в неделю) целый месяц, посвящая его одной профессии.
Профориентационное занятие «Кто такой пожарный?»
Цель: создание условий для понимания роли труда пожарного в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Задачи:
пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности,
научить ребят правильным действиям в случае возникновения пожара.
рассказать о смелых и мужественных людях – пожарных.
Ход занятия:
В начале занятия детям предлагаются картинки предметов (аптечка, градусник, указка, журнал, сумка для переноса корреспонденции, весы) необходимо раздать эти предметы тем представителям профессий, которым они необходимы в их деятельности, в результате игры выясняется, что пожарному ничего не досталось.
- Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (о профессии пожарных)
- Подумайте, какими качествами должен обладать пожарный?
(дети подбирают слова и записывают в словарик «Мир профессий»)
Чтоб тебе пожарным стать
Нужно правила соблюдать.
Рано утром как встаешь-
На зарядку ты идешь.
Нужно сильным быть и смелым
Чтоб решить любое дело.
Ещё нужно не лениться,
На пятерки лишь учиться.
Маме с папой помогать,
Чувство долга развивать.
Ответственным же надо быть,
Чтоб людей не погубить.
Чтобы бедствий не бояться
Надо в спорте развиваться.
Чтобы людям помогать
Надо очень добрым стать.
Ну а чтоб все закрутилось
И мечта осуществилась
Нужно взрослых уважать
Ну а младшим помогать
Учитель предлагает поиграть в игру “Доскажи словечко”.
Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар — Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небо шар, Там всегда грозить нам будет…(злой пожар)
Раз, два, три, четыре — У кого пожар…(в квартире)
Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил…(утюг)
Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над…(газом)
Столб огня чердак объял. Кто там спички…(зажигал)
Побежал пожар во двор. Это кто там жёг…(костёр)
Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жёг…(траву)
Кто бросал в огонь при этом Незнакомые…(предметы)
Помни каждый гражданин Этот номер…(01)
Дым увидел – не зевай И пожарных…(вызывай)
Все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это смелые и отважные пожарные спешат на вызов. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (7 мин)
- Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара.
Беседа по просмотренному мультфильму.
- Безусловно, огонь помогает человеку, но часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути.
- Обсудите в группах и составьте памятку, что надо делать, чтобы не допускать возникновения пожара?
Работа в парах. Защита мини-проектов.
Игра: “Это – я, это – я, это – все мои друзья”.
Кто задорный и весёлый, Верность правилам храня, Бережёт родную школу от огня? Кто поджёг траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огнём недаром Завершается пожаром? Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол, Еле сам живой ушёл. Кто пожарным помогает, Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят?
Ведущий.
-Я вижу, вы знаете, что с огнём шутить опасно.
-На следующем занятии мы отправимся в пожарную часть, где вы сможете более подробно познакомиться с работой пожарного. Постарайтесь сформулировать вопросы для работников пожарной охраны.
Приложение №2
"Один день из жизни"
(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.) Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от 6—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы следующие: 1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “учитель”. 2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных. (К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.) В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", неудачным существительным) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”. 3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.