Программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир природы"
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир природы"
Программа предназначены для внеурочных занятий в начальной школе. Программа может быть реализована как самостоятельный курс, так и дополнением к какой либо профильной программы.Напровление эколого - биологическое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир природы"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
Обсуждено и рекомендовано к работе
методическим советом школы
протокол № 1 от 31.08.2020г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №28
________________ А.В.Быкова
Приказ № ____ от _________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР ПРИРОДЫ"
на 2020 – 2021учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 1 – 4 КЛАССЫ
Возраст: 7 - 11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Количество часов:
всего 136 часов, в неделю 4 часа
Автор:
Пестова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
высшейквалификационной категории
Березники, 2020.
Содержание
Пояснительная записка
Структура и содержание курса
Тематический план
Содержание разделов и тем курса
3. Список литературы
Литература и интернет ресурсы для педагога
Литература для учащихся
Основная
Дополнительная
4. Приложения
Пояснительная записка
По земле родной шагая,
Мы идем не в пустоту,
Не длину мы постигаем,
А земную красоту…
( В.Весенский)
Внеурочной деятельности по Федеральному государственному стандарту в начальной школе отводиться 10 часов. Важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста. Программа «Путешествия в мир природы» призвана сблизить детей с природным окружением, обогатить учащихся опытом собственных наблюдений, открытий, радостного общения с миром природы, преодолеть описательность получаемых в рамках базового образования знаний, приобщить подрастающее поколение к этическим нормам и традициям отношения Человека к Природе. Программа «Путешествия в мир природы» предназначена для внеурочной деятельности в начальной школе, для учреждений дополнительного образования детей. Программа может быть реализована как самостоятельный образовательный курс или стать, дополнением какой – либо профильной программы в качестве, например, «станционного компонента». Данная программа может стать дополнением к курсу «Окружающий мир» в общеобразовательных учреждениях. Мой курс посвящен изучению наиболее важных проблем экологии и природоохранной деятельности. Направление - эколого – биологическое.
Программа строится на принципах:
природосообразности;
учета регионального компонента;
использования интегративного подхода к постижению мира (базируется на образовательных областях «естествознание», «экология», «искусство», «технология», «физическая культура»);
психолого - педагогических основ формирования субъектно – этического отношения к природе.
Цель программы:
расширение эколого – биологических знаний;
формирование опыта экологически сообразного взаимодействия с природой.
Цель достигается решением следующих задач:
Обучающие:
актуализировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
обучать вести целенаправленные наблюдения в природе;
формировать основы экологических знаний и экологического мышления;
воспитательные:
воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природоиспользования в ситуациях двигательной активности, играх, эколого-психологических тренингах, природоохранной и созидательной деятельности;
развивать речевую культуру и коммуникативные навыки;
предоставить возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и различных социальных ролях: художник, писатель, корреспондент, фотограф, юный разведчик, исследователь, наблюдатель, грамотный пользователь природы.
Если говорить о новизне опыта, то новизна опыта заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях нашего города.
Условия реализации программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предназначена для детских объединений постоянного состава, возрастной диапазон – 7 – 11 лет, количественный состав группы – 15 человек. Периодичность и продолжительность занятий: сентябрь – май – 4 часа в неделю. Данная программа апробирована на протяжении 4 лет.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы, стремление посильно противодействовать варварскому отношению к природе;
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставит цели и планировать деятельность; ну и, конечно же, освоение приемов исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
накопление и расширение знаний о природе: знают виды растений, виды животных, не меньше 6 названий комнатных растений, 5-10 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу; названия заповедников Пермского края;
в рассказе о природных объектах ученики употребляют образные выражения, могут вспомнить 6-10 отрывков из стихов или стихотворений о природе, при ответах на вопросы могут пользоваться научной лексикой.
Результаты учебно – познавательной деятельности по данной программе отслеживаются в течение учебного года. Используют виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Основные методы диагностики: наблюдение, практические работы, творческие работы, тесты.
В результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, любовь к природе.
2. Структура и содержание программы
2.1. Тематический план. 1год обучения.
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
I
Вводное занятие
1
1
II
Теоретические занятия
8
6
6
1.
Что такое экология.
Живая и неживая природа
1
1
сентябрь
2.
Что можно увидеть на небе
Днем и ночью?
Солнце, облака.
Практическая работа – рисование облаков причудливой формы
1
сентябрь
3.
Знакомства с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание комнатных растений, их распознавание
1
-
ноябрь
4.
Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям
1
0,5
октябрь
0,5
5
Части растений
1
-
октябрь
1
6.
Знакомство с разнообразием животных. Практическая работа: лепка из пластилина животных
1
0,5
декабрь
0,5
7.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма.
1
1
февраль
8.
Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Просмотр презентации
1
1
март
8.
Разнообразие камней.
Загадки янтаря и жемчуга.
Обыкновенное чудо соль.
1
1
апрель
III
Экскурсии
13
13
1
Путешествие в осень.
Разведка осенних примет.
1
1
сентябрь
2.
Экскурсия по распознаванию встречающихся в одной местности растений и животных (деревьев,кустов,насекомых,птиц)
1
1
октябрь
3.
Городской турслет в ДДЮТЭ по программе «Школа безопасности»
2
2
октябрь
3.
Зимняя сказка (экскурсия в парк)
1
1
декабрь
4.
Экскурсия на луг по теме «Богатство растительного мира»
2
2
апрель
5.
Экскурсия в природу «Признаки наступления весны»
1
1
март
6.
Птицы в зимнее время
1
1
январь
7.
Звери наших лесов
(городской музей)
2
2
март
8.
Экскурсия в передвижной зоопарк
2
2
май
IV.
Игры, конкурсы, викторины, праздники
20
20
1.
Конкурс на лучшую поделку из природного материала
1
1
сентябрь
2.
Экологическая игра «День воды»
1
1
сентябрь
3.
Конкурсная программа «День птиц»
1
1
апрель
4.
КВН «На лесной опушке»
1
1
октябрь
5.
Викторина «Природа нашего района»
1
1
октябрь
6.
Праздник осени «Дары леса»
2
2
октябрь
7.
Конкурс рисунков на асфальте.
Животные и растения Пермского края
1
сентябрь
8.
День здоровья
1
1
ноябрь
9.
Поле чудес «Растения планеты Земля»
1
1
декабрь
10.
Поле чудес «Разнообразие животных»
1
1
январь
11.
Поделки из пластилина ,семян арбуза и дыни (собачка).Конкурс лучших работ.
1
1
ноябрь
12.
Поделки из сухих листьев (бабочка). Конкурс лучших работ.
1
1
октябрь
13.
Игра – викторина «Как помочь перезимовать нашим братьям меньшим
1
1
февраль
14.
Викторина «В царстве природы»
1
1
март
15.
Экологические ребусы, кроссворды, викторины
1
1
февраль
16.
День здоровья. Поход на лыжах
2
2
февраль
17.
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
1
1
март
18.
Конкурс рисунков «Природа в опасности»
1
1
март
V
Экологические сказки
10
10
1.
Сказка «Ландыш – майский цветок»
5
5
декабрь
2.
Сказка «У реки……»
5
5
апрель
VI
Правиловедческие занятия
5
5
1.
Красная книга – сигнал тревоги
2
2
октябрь
2.
Растения, которые нас окружают
(история хлеба – как пришел хлеб на стол) Практическая работа: изготовление из теста любых фигур для выпечки
1
1
ноябрь
3.
Мы выбираем здоровеье.
3.1. Профилактика ОРВ
1
1
январь
3.2.Витамины в жизни человека.
Практическая работа: лепка овощей и фруктов
1
1
март
VI
Экологические акции, проекты
10
10
1.
Природная аптека. Игра «Если случилась беда»
2
2
май
2.
Признаки грозной беды (уничтожение деревьев, гибель животных, нити, связывающие людей с природой)
2
2
октябрь
3.
Береза – добрая няня (взаимосвязь объектов природы. Паразитизм в природном мире
1
1
ноябрь
4.
О маленьких ранках.
Практическая работа: создание знаков (не рви цветы, не ломай ветки…)
1
1
апрель
5.
Гигиена – что это такое? (правила личной гигиены: для чего чистят зубы, спят, моют руки)
1
1
январь
6.
Осанка – почему важно быть стройным (правила посадки)
Практические занятия
1
1
февраль
7.
Животные в истории моей семьи
2
2
февраль
8.
Вокруг света с фотоаппаратом (карта, где дом у животных, рассказы детей)
Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
4
4
ноябрь
2.
Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.
2
2
апрель
Y.
Экологические праздники, сказки
36
36
1.
«Волшебные правила здоровья».
2
2
октябрь
2.
Праздник осени.
Презентация даров осени.
2
2
октябрь
3.
Сказка «Дракон в железных латах».
12
2
ноябрь
4.
Сказка «Путешествие экоколобка».
10
2
февраль
5.
Сказка «Рассказы из жизни земноводных».
10
8
март
YI.
Игры, конкурсы, викторины
32
32
1.
Поле чудес «Знатоки природы». Разучивание экологических частушек
2
2
октябрь
2.
Экологические ребусы, кроссворды, викторины
2
2
март
3.
Своя игра « Растения и животные Пермского края».
2
2
январь
4.
Своя игра «Водные богатства».
2
2
декабрь
5.
Конкурс экологических рисунков «Дикорастущие и пищевые растения Пермского края».
2
2
сентябрь
6.
Игра « Крестики- нолики».
2
2
январь
7.
Конкурс поделок из природного материала.
2
2
октябрь
8.
Конкурс рисунков «Экология больших городов».
2
2
май
9.
Конкурс рисунков «Когда люди научились строить дома». Города на Руси , строительные материалы.
2
2
ноябрь
10.
Конкурс рисунков «Земля – наш общий дом».
2
2
сентябрь
11.
Сценка «Водные жители». Рисование рисунков водных обитателей реки Кама.
2
2
апрель
12.
Игра «Цветочные дорожки».
4
4
ноябрь
13.
Мини – сочинение на тему «Поздняя осень». Аппликация из семян растений, арбузных семян, шишек.
2
2
сентябрь
14.
Конкурсная программа «День птиц».
2
2
май
15.
Аппликация из цветной бумаги, ткани, картона «Красногрудый любимец».
2
2
декабрь
YII.
Экологические акции, проекты.
24
24
1.
Эко-проект «С новосельем птицы!».
4
4
апрель
2.
Акция « Комнатные растения».
4
4
апрель
3.
Эко - проект «Бездомные животные».
2
2
октябрь
4.
Эко-проект «Книга - твой друг, без нее как без рук». Составление диалога двух книг.
2
2
март
5.
Эко-проект «Вот он хлебушко душистый».
2
2
апрель
6.
Елка наряжается – праздник приближается (изготовление гирлянд). Рассказ на тему «Зимние каникулы».
2
2
декабрь
7.
Я живу под самой крышей, даже страшно глянуть вниз. Наблюдение детей за сосульками. Сочинение сказки.
2
2
январь
8.
Эко – проект «Покормите птиц зимой».
2
2
февраль
9.
Эко – проект «Бытовые отходы». Выставка
«Подходы к отходам».
4
2
март
YII.
Охрана и безопасность жизнедеятельномти
1.
Закрепление знаний по ППД.
1
1
2.
Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности
2
2
3.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий.
2
2
9.
Итоговые занятия
6
6
1.
Диагностика промежуточных знаний и умений.
2
2
январь
2.
Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.
2
2
май
3.
Подведение итогов работы. Праздник «Здравствуй лето»
2
2 май
ИТОГО
136
18
18
2.2. Содержание разделов и тем программы
Содержание программы.
год обучения.
I.Теоретические занятия
1. Что такое экология. Живая и неживая природа;
2. Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, облака. Практическая работа: рисование облаков причудливой формы;
3.Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Практическая работа: рисование и раскрашивание в тетрадях комнатных растений, их распознавание;
4.Что это за дерево? Практическая работа: распознавание деревьев своей местности по листьям;
5. Части растений;
6.Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением Практическая работа: лепка животных из пластилина;
7.Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организма;