Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Грамотеи"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» МО «город Бугуруслан»
Программа дополнительного образования
«Грамотеи»
Направление: общеинтеллектуальное
Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Татарова Светлана Алексеевна
г. Бугуруслан, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительных платных образовательных услуг «Грамотеи» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998 г.
3. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
№1441 от 15.09.2020 г.
4. Положение о платных образовательных услугах МБОУ СОШ №3.
5. Устав МБОУ СОШ №3.
6. Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" муниципального образования г. Бугуруслан на 2021-2026 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р (далее Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации, а также на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, поддержку и развитие талантливых детей. Дополнительная образовательная программа «Грамотеи» разработана в соответствии с запросами и потребностями учащихся и их родителей, направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей учащихся в интеллектуальном, духовно-нравственном, языковом совершенствовании.
Данная программа разработана для учащихся вторых классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Актуальность программы «Грамотеи» определяется запросом со стороны учащихся школы и их родителей и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению русского языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. Основной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных языковых знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
«Грамотеи» — внеурочные занятия для младших школьников, в содержании которых рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи программы:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности через вовлечение детей в участие в конкурсах и олимпиадах;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
расширение кругозора обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания программы:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Программа «Грамотеи» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
Формирование общеинтеллектуальных способностей (анализ, сравнение, обобщение и др.);
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Развитие речи
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Грамотеи» ориентирована на совершенствование речи младших школьников и приведение ее в соответствие с комплексом требований к речи обучающихся:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов- паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Богатство – определяется выбором языковых средств, для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Ребенок на занятиях дополнительной образовательной программы сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В задания включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания творческого характера: создание ребусов, сочинение загадок, иллюстрирование фразеологизмов.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
изучения КУРСА «ГРАМОТЕИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Грамотеи» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение пословиц, поговорок, фразеологизмов, значения устаревших слов.
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов;
ценности научного познания:
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
Самоконтроль:
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
Тематический план курса «Грамотеи»
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе
теоретических
практических
Раздел I«Игры со словами» (9 часов)
1.1
Вводное занятие
«Для чего нужно знать родной язык?»
1
1
1.2
Секреты разгадывания ребусов
2
1
1
1.3
Загадки-шарады
2
1
1
1.4
Загадки- метаграммы.
2
1
1
1.5
Анаграммы-что это такое?
2
1
1
Раздел II«Из истории слов» (10часов)
2.1
Как появились географические названия?
2
1
1
2.2
Секреты названий улиц Бугуруслана
2
1
1
2.3
Устаревшие слова
2
1
1
2.4
Слова-неологизмы
1
1
2.5
Слова-пришельцы
1
1
2.6
Лесные загадки
1
1
2.7
Турнир знатоков русского языка
1
1
Раздел III«Как звучат буквы и слова?» (4 часа)
3.1
Фонетические задачки. Говорите правильно!
4
1
3
Раздел IV«Крылатые выражения» (7 часов)
4.1
Красна речь пословицей
2
1
1
4.2
Почему так говорят?
2
1
1
4.3
Мир фразеологизмов
3
1
2
Раздел V«Проектная деятельность» (4 часа)
5.1
«Газета грамотеев»
2
2
5.2
Создание книжек-малышек
«Слова-иностранцы», «Устаревшие слова»
2
2
ИТОГО:
34
13
21
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название раздела, темы
Количество
часов
Дата проведения
Виды деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Игры со словами - 9 ч
1.
Вводное занятие «Для чего нужно знать родной язык?»
1 ч.
Знакомство с высказываниями писателей о богатстве русского языка, его ценности для народа. Беседа о важности умения грамотно говорить и писать на родном языке.
Презентация "Высказывания писателей и поэтов о русском языке" (infourok.ru)
Знакомство с принципами составления и разгадывания анаграмм
родной русский язык. "анаграммы. игры со словами" презентация 1 класс | Презентация к уроку по русскому языку (1 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
9.
Разгадаем анаграммы!
1ч.
Разгадывание анаграмм
родной русский язык. "анаграммы. игры со словами" презентация 1 класс | Презентация к уроку по русскому языку (1 класс): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Из истории слов 10 ч.
1.
Как появились географические названия?
1 ч.
Изучение истории возникновения географических названий, уточнение их написания.