kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования детей по профилактике ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир наполнен опасностями. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним их самых важных. В условиях интенсивного дорожного движения  увеличивается число дорожно-транспортных происшествий  с  участием  несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их. Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели развитых стран. Поэтому одной из важных составляющих частей воспитательного процесса является работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучение школьников элементам дорожной грамоты. Детей следует научить главной формуле безопасности, которая гласит: «Предвидеть опасность; при возможности – избегать её; при необходимости – действовать»

         Данная программа разработана  в соответствии с требованиями  Федерального Закона « О безопасности дорожного движения» и в рамках Государственной целевой программы обучения населения.

         Предусмотренный программой курс, включает  в себя   проведение занятий  по нескольким направлениям:

  • история   создания развития автомототранспорта;
  • общее устройство велосипеда;
  • практическое вождение велосипеда;
  • основы безопасности дорожного движения;
  • правила дорожного движения;
  • правила оказания медицинской помощи;

В качестве воспитательных мероприятий по созданию коллектива проводятся совместные мероприятия и участие в соревнованиях «Безопасное колесо».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей по профилактике ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"



Рассмотрена на заседании

методического совета

протокол №____

______ _____________20__



Принята на заседании

педагогического совета

протокол № _____

_____ _____________20__




Утверждаю

Директор

____________Р. Ю. Нигамятзянов

______ _________________20___


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПО профилактике деткого дорожного транспортного травматизма

«Азбука дорожного движения»



Возраст – 7-13 лет

Срок реализации – 1 год



составил:

педагог дополнительного образования

II квалификационной категории

Чудинова Ирина Валентиновна


Чусовой 2012

Паспорт программы


  1. Цель: создание условий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

  2. Направленность образовательной программы – социально-педагогическая

  3. Вид программы - традиционная

  4. Тип программы - адаптированная

  5. Образовательная область – обществознание

  6. Ориентация содержания - теория и практика

  7. Уровень освоения программы - базовый

  8. Характер освоения – развивающий

  9. Способ освоения содержания образования – репродуктивный, креативный

  10. Продолжительность освоения - 1 год

  11. Срок реализации - сентябрь 2012 года

  12. Форма реализации программы – комплексная

  13. Условия вхождения в программный модуль – собеседование

  14. Учебный период - 216 часов

  15. Количество занятий в неделю - 6

  16. Количество часов в занятии - 2

  17. Продолжительность учебного часа - 45 минут

  18. Квалификация педагога – 12 разряд (II квалификационная категория)

  19. Состав обучающихся – начальный и средний школьный возраст

  20. Возрастной диапазон – 7 -14 лет

  21. Количество обучающихся - 15 человек

  22. Пол детей - смешанный


  1. Пояснительная записка.

Современный мир наполнен опасностями. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним их самых важных. В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их. Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели развитых стран. Поэтому одной из важных составляющих частей воспитательного процесса является работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучение школьников элементам дорожной грамоты. Детей следует научить главной формуле безопасности, которая гласит: «Предвидеть опасность; при возможности – избегать её; при необходимости – действовать»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона « О безопасности дорожного движения» и в рамках Государственной целевой программы обучения населения.

Предусмотренный программой курс, включает в себя проведение занятий по нескольким направлениям:

  • история создания развития автомототранспорта;

  • общее устройство велосипеда;

  • практическое вождение велосипеда;

  • основы безопасности дорожного движения;

  • правила дорожного движения;

  • правила оказания медицинской помощи;

В качестве воспитательных мероприятий по созданию коллектива проводятся совместные мероприятия и участие в соревнованиях «Безопасное колесо».

Программой предусматривается изучение устройства одной марки велосипеда и конструктивных особенностей других марок.

Занятия по вождению проводятся на школьной площадке и в спортзале.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся, в форме бесед в сочетании с практическими занятиями на дорожных схемах с использованием моделей транспортных средств и средств регулирования. Информационный прием обучения будет постоянно дополняться многообразием реальных ситуаций при движении на улице. При ситуационном приеме дети не только учатся видеть дорогу, но и предвидеть дальнейшее развитие событий. Этот прием позволяет заранее «проигрывать» всевозможные трудные ситуации, возникающие на улицах и дорогах, и сосредоточить внимание на предупреждении ДТП. Таким образом, ситуационный подход к изучению ПДД способствует осознанию восприятия, формированию воспроизводящей познавательной деятельности учащихся, способствует развитию творческого мышления и может обеспечивать прочные и устойчивые знания ПДД.

Теоретические и практические знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах проводятся медицинским работником по договоренности.

Актуальность программы состоит в том, что знание Правил дорожного движения не только востребовано временем, оно необходимо современному школьнику для самосохранения и самореализации. Несомненно, актуальным является профилактическая работа по предупреждению детской преступности и безнадзорности.

Новизна данной программы предусматривает знакомство детей с правилами оказания первой медицинской помощи при травмах, ожогах, кровотечениях, что полностью отсутствует в ряде программ, направленных на обучение и воспитание детей правилам дорожного движения. В частности, в программе Козловой Т.Г.. учителя начальных классов,I квалификационной категории Болгарской средней школы №1 Спасского района полностью отсутствуют темы по оказанию первой медицинской помощи, что не совсем полно раскрывает данный курс.

Концептуальной основой программы является ориентация на решение воспитательных задач, формирование базовой культуры ребёнка, укрепление здоровья ребёнка: физического, нравственного, психического, социального, на развивающее обучение, на развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Ценность программы заключается в том, что содержание образовательного курса предусматривает формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим. Грамотный в плане дорожного движения школьник – здоровый ребенок в семье!

Цель:

создание условий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • формировать умение предвидеть опасность на дороге;

  • формировать знания ПДД;

  • формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • познакомить с правилами поведения при ДТП;

  • формировать умение оказывать первую медицинскую помощь;

  • повышать уровень технической грамотности и дорожной культуры детей;

  • развивать техническое мышление и кругозор;

  • воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;

  • воспитывать ценностное отношения к своему здоровью и жизни;

  • воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность и умение вести себя в коллективе единомышленников.

Формы и режим занятий.

Формы занятий:

Основная форма организации учебного процесса - занятие.

Занятие может быть как теоретическим, так и практическим.

Теоретические: решение тестов, объяснение педагогом нового материала, беседы.

Практические: выполнение технических и квалификационных упражнений, творческие задания.


Формы организации деятельности детей:

- коллективная;

- индивидуальная;

- групповая;

- парная.

Особенных или специальных знаний, необходимых для начала изучения курса не нужно.


  1. Учебно - тематический план


п/п

название темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Причины ДТП с участием пешеходов.

2


2

2

История автомобильного транспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Предназначение и задачи ГИБДД

1

1

2

3

Знаем ли мы правила дорожного движения. Основные понятия и термины ПДД

2

2

4

4

Правила дорожного движения и история их создания

2

2

4

5

Как пешеходы и водители поделили улицу

2

2

4

6

Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

3

3

6

7

Скрытые опасности на дороге, «Дорожные ловушки».

2

2

4

8

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов

2

2

4

9

Перекрёстки и их виды

2

2

4

10

Что делать в чрезвычайной ситуации на дороге?

1

1

2

11

Поездка за город


2

2

12

История дорожных знаков. Оборудование автомобилей специальными сигналами

2


2

13

О чём говорят дорожные знаки ?

6

6

12

14

Сигналы, регулирующие дорожное движение Перевозка грузов

4

4

8

15

Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях

2


2

16

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. Движение пешеходов индивидуально, в группах и колоннах

1

1

2

17

Виды транспортных средств

2

2

4

18

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

1

2

19

Мы - пассажиры

2

4

6

20

Когда вы становитесь водителями

2

2

4

21

Навыки фигурного вождения (отдельные фигуры)

2

10

12

22

Навыки фигурного вождения (фигуры в комплексе)


14

14

23

Езда на велосипеде

2

10

12

24

Движение велосипедистов группами. Велоэстафета

1

3

4

25

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

1

1

2

26

Оказание первой медицинской помощи при ДТП (кровотечение, ожог)

4

10

14

27

Оказание первой медицинской помощи при ДТП (черепно-мозговые травмы)

4

10

14

28

Оказание первой медицинской помощи при ДТП (ушибы, переломы, вывихи)

4

10

14

29

Дополнительные требования к движению велосипедистов

1


1

30

На железной дороге.

1


1

31

На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!


6

6

32

ДТП и их причины. Правовая ответственность водителя

1

1

2

33

Подготовка к конкурсам и участие в них


10

10

34

Знаешь сам – научи другого!


8

8

35

«Я знаю!»


11

11

36

«Я помогу!»


9

9

37

Экскурсия. Итоговое занятие


2

2


Всего

62

154

216



  1. СОДЕРЖАНИЕ


1 Вводное занятие -2ч.

Теория -2ч.
1.1Вводное ознакомление учащихся с расписанием занятий, с учебными и творческими планами на предстоящий учебный год.

1.2Инструктажи по технике безопасности, по безопасности движения и противопожарной безопасности.

Причины ДТП с участием пешеходов.

1.3 Причины ДТП и их анализ. Дорожная ситуация «ловушка», умение не переносить «бытовые привычки» на проезжую часть улицы.

1.4.Обучение правильному поведению при ДТП. Статистика дорожно-транспортных происшествий в районе.
1.5Общая характеристика предмета. Правила поведения на занятиях. Требования к учащимся. Техника безопасности.

Практика-2ч.

Викторина, решение кроссвордов, ребусов, тестов. Начальный контрольный срез.
Игра-путешествие

Методы:

1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические

2. История автомобильного транспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Предназначение и задачи ГИБДД -2ч.
Теория -1ч.
1.1. Рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения. Углубить знания о работниках ГИБДД; познакомить с их обязанностями и задачами; воспитывать культуру поведения на дорогах, дисциплинированность, внимание, уважение к водителям и пешеходам.
1.2.Научить быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию; воспитывать культуру поведения на дорогах.

Практика – 1ч.
Закрепить знания в рисунках «Один день полка ДПС».

Методы:

1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


3.Знаем ли мы правила дорожного движения. Понятия и термины ПДД-4ч.

Теория-1ч.
1.1.Сформировать у детей чёткое знание того, что ПДД – это закон для всех участников движения;

1.2.Научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Практика – 1ч.
Урок-этикета «Движение с уважением», ситуации на дороге.
Методы:

1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


4.Правила дорожного движения и история их создания -4ч.

Теория -2ч.
1.1.Познакомить учащихся с историей создания ПДД.
1.2.Проверить знания действующих ПДД.

Практика – 2ч.
Решение кроссвордов, тестов, викторины.

Методы:

1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


5. Как пешеходы и водители поделили улицу. Где и как переходить улицу? Улицы и движение в нашем селе -6ч.

Теория – 3ч.
1.1. Познакомить с терминологией «тротуар», «проезжая часть», рассказ Е.В.Борового «Тротуар – дорога пешеходов».
1.2.Научить правильно переходить улицу на практике. Закрепить знания причин дорожно-транспортных происшествий. Раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в селе/городе; вспомнить основные правила поведения на дороге.
1.3. Дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения.
Практика-3ч.
Анализ произведения, игра. Рисование улиц, дорожных знаков, транспорта, пешеходов. Графическое изображение безопасного пути по дороге дом-школа. Экскурсия.

Методы:

1.4.Наглядные, словесные, игровые, практические


6.Дорога, её элементы и правила поведения на ней. Остановочный путь автомобиля – 6ч.

Теория -3ч. Сформировать у учащихся представление о значении новых терминов; тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Проезжая часть; научить правилам дисциплинированного поведения; умению предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность .Объяснить значение различных специальных сигналов; научить пользоваться ими. Дать понятие об остановочном пути автомобиле.

Практика – 3ч. Рисование элементов дороги.. Пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи. Научить решать дорожные задачи. Тесты, игра

Методы:

1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические



7.Скрытые опасности на дороге «Дорожные ловушки» - 4ч.

Теория – 2ч.
1.1.Правила безопасного перехода через дорогу, умение видеть на дороге опасные ситуации ловушки.
1.2.Опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в тёмное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь, грозу.

Практика –2 ч. Сочинение сказок, историй, экскурсии. Конкурс рисунков «Движение в тёмное время суток»
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


8. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов - 4ч.
Теория -2 ч.
1.1.Ознакомить с происхождением правила о правостороннем движении.
Практика –2 ч. Экскурсия по улицам села. Викторина, тесты.

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


9. Перекрёстки и их виды -4ч.

Теория – 2ч.
1.1.Сформировать у учащихся представление о перекрёстке.
1.2. Научить безопасному поведению на перекрёстке.

Практика –2 ч. Решение тестов, разбор дорожной ситуации

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


10. Что делать в чрезвычайной ситуации на дороге-2ч.

Теория – 1ч.
1.1.Ознакомить с понятием чрезвычайной ситуации (ЧС) на дороге, научить правильно реагировать на ситуацию. Ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Воспитывать культуру поведения на дороге.

Практика –1 ч.
Игра «А вдруг…»

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


11. Поездка за город-2ч.

Практика – 2ч.
1.1.Рассмотреть особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

1.2.Познакомить с элементами загородной дороги.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, практические


12. История дорожных знаков. Оборудование автомобилей специальными сигналами -2ч.

Теория – 2ч .
1.1.Познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения.

1.2.Познакомить с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки

Методы
1.3.Наглядные, словесные,


13. О чём говорят дорожные знаки-12ч.

Теория -6ч.
1.1.Повторить ранее изученные знаки; ознакомить с новыми дорожными знаками.
1.2. Научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Практика –6ч. Рисование дорожных знаков и написание стихотворений к ним.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, практические, игровые.


14. Сигналы, регулирующие дорожное движение. Дорожная разметка.-8ч.

Теория -4ч.
1.1.Сигналы светофора и регулировщика.
1.2.Чтение рассказа А.Дорохова «Влиятельная палочка»

Практика –4ч. Анализ рассказа А.Дорохова «Влиятельная палочка», игра

Методы
1.3.Наглядные, словесные , игровые.


15. Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях-2ч.

Теория -2ч.
1.1.Объяснить все возможные опасности пи движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в тёмное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу.
1.2. Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобных опасностях.
Методы
Наглядные, словесные


16. Безопасное поведение на тротуарах и обочинах – 2ч.

Теория-1ч. Движение пешеходов индивидуально, в группах и колоннах. Правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими.
Практика-1ч. Экскурсия по улицам села.

Методы
Наглядные, словесные, практические



17.Виды транспортных средств -4ч.

Теория -2ч.
1.1.Познакомить с интенсивностью и скоростью движения городского транспорта.
1.2.Расширить знания о средствах передвижения; развивать умение правильно ориентироваться в дорожной ситуации; воспитывать внимание. Умение быстро и правильно принимать решения в экстремальных ситуациях.

Практика- 2ч. Игра «Дорожное лото», рисование транспортных средств.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические.


18.Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Организация дорожного движения -2 ч.

Теория - 1ч. Разъяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
1.2.Дать понятия маневрирование, скорость движения, обгон, встречный разъезд, остановка, стоянка, перевозка людей и грузов. Дать понятия «обгон, маневрирование, встречный разъезд, остановка, стоянка, перевозка людей, грузов».

Практика- 1ч. экскурсия, конкурс рисунков, игры с игрушечными машинками.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


19. Мы – пассажиры – 6 ч.

Теория – 2ч.
1.1.Повторить дорожные знаки, сигналы светофора
1.2. ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Практика- 4ч. Игра, викторина

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


20.Когда вы становитесь водителями – 4ч.
Теория - 2ч.
1.1.Повторить полученные знания, закрепить навыки пользования знаками дорожного движения; воспитывать культуру поведения на дорогах, уважение к себе и окружающим.
Практика – 2ч. Тестовые задания

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


21. Навыки фигурного вождения (отдельные фигуры)-12ч.

Теория–2ч.
1.1.Изучить траекторию движения и скорость прохождения препятствий.

Практика –10ч. Езда на велосипеде в импровизированном городке, навыки фигурного вождения отдельных фигур.

Методы
1.2.Наглядные, словесные, практические


22. Навыки фигурного вождения (фигуры в комплексе)-14ч.

Практика –14ч.
1.1. Отрабатывать навыки езды на велосипеде в импровизированном городке.
1.2.Закреплять навыки фигурного вождения в комплексе.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


23. Езда на велосипеде-12ч.
Теория – 2ч.
1.1 Ознакомить с правилами езды на велосипеде.
1.2.Формировать умение применять полученные знания при езде на велосипеде; развивать внимание, зоркость; воспитывать культуру поведения при езде на велосипеде.
Практика – 10 ч.
Езда по улицам села.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, практические


24. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета -4 ч.
Теория – 1 ч.
1.1.Изучить правила езды на велосипеде,

1.2.Рассказать о правилах движения велосипедистов

Практика -3 ч. Проверить практические навыки учащихся;

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


25.Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств- 2ч.

Теория -2ч.
1.1. Рассказ о том, какие правила безопасности перехода улиц знают водители.
1.2. Ознакомить с сигналами, подаваемыми водителями.

Практика -1ч.Конкурсы, игровые ситуации.
Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


26.Оказание первой медицинской помощи при ДТП (кровотечение, ожог -14ч.)

Теория – 4ч.
1.1.Дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложение повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Практика – 10 ч.Уметь останавливать кровотечения, накладывать повязки. Тестовые задания.

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


27.Оказание первой медицинской помощи при ДТП (черепно-мозговые травмы)-14ч.
Теория – 4 ч
1.1..Объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, рассказать об симптомах и научить оказанию первой медицинской помощи.
Практика – 10ч.Уметь оказывать необходимую помощь. Тестовые задания.

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


28. Оказание первой медицинской помощи при ДТП (ушибы, переломы, вывихи)-14ч.
Теория – 4ч.
1.1.Дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах.
1.2.Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.

Практика – 10ч.Навыки наложения шины, фиксации . Тестовые задания.

Методы
1.3.Наглядные, словесные, игровые, практические


29. Дополнительные требования к движению велосипедистов – 1ч.

Теория -1ч.
1.1.Закрепить знания элементарных правил велосипедистов. Дать понятия о порядке движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрировании, о технических требованиях к велосипеду.

Методы
1.2.Наглядные, словесные.


30. На железной дороге-1ч.

Теория – 1ч.
1.1.Научить пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переходов, правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

Методы
1.2.Наглядные, словесные.


31. На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!-6ч.

Практика – 6ч.Конкурсы, игры, тестовые задани., постановка кукольных спектаклей.

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические


32. ДТП и их причины – 2ч.
Теория – 1ч.
1.1.Рассказать о правовой ответственности водителя. Сформировать чёткое представление о причинах дорожно-транспортных происшествий.

Практика – 1ч. Вручение памяток жителям села, расклейка листовок на иформационных досках.

Методы
1.2.Наглядные, словесные, игровые, практические


33. Подготовка конкурсам и участие в них- 10ч.

Практика -10ч.Участие в городских и краевых конкурсах.

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические


34. Знаешь сам – научи другого! – 8ч.
Практика – 8ч. Выступления в школе, в детском саду.

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические


35. «Я знаю!»-11ч.
Практика -11ч. Мини-экзамен по знанию Правил дорожного движения. Тестовые задания.

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические


36.«Я помогу!»-9 ч
Практика
– 9ч.Мини-экзамен по оказанию первой медицинской помощи

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические



37. Экскурсия. Итоговое занятие-2ч.
Практика – 2ч. Экскурсия по улицам села. Подведение итогов работы в объединении.

Методы
Наглядные, словесные, игровые, практические


  1. Прогнозируемые результаты и критерии оценивания


По окончании курса компетентность детей проявится в знаниях и умениях.
знать:

  • историю создания автомототранспорта;

  • значимость выполнения Правил дорожного движения для сохранения жизни и здоровья;

  • основы безопасности дорожного движения;

  • правила дорожного движения;

  • устройство велосипеда;

уметь:

  • оказание первой медицинской помощи;

  • устранение неисправности в велосипеде;

  • сигналы светофора и регулировщика движения и действия в соответствии с ними;

  • владение навыками фигурного вождения на велосипеде;

  • владение навыками езды на велосипеде в автогородке.



  1. Методические рекомендации по реализации программы

I. Методы обучения:

  • наглядные: фотографий, схем;

  • практические: выполнение упражнений для закрепления ЗУНов;

  • словесные: объяснения, указания, беседа, вопросы;

  • игровые: все виды, загадывание загадок, сюрпризные моменты, элементы соревнования.

II. Формы контроля:

  • контрольные срезы;

  • индивидуальный опрос;

  • групповой опрос по тематическим тест - вопросникам;

  • дискуссионная тематическая беседа;

  • взаимный поочередный показ воспитанниками выполнения тех или иных упражнений по практическому вождению велосипеда;

  • конкурс « Безопасное колесо»;

  • велоэстафеты.



  1. Условия реализации программы


Теоретические занятия проходят в светлом, просторном кабинете, оборудованном столами, стульями. Для просмотра презентаций, учебных дисков имеется компьютер и проектор. Практические занятия проходят в просторном спортивном зале и на улицах села.

Для реализации данной программы необходимо:

  • Тема "Вводное занятие":

  • Тема «Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта». – плакаты, планшеты, лото с изображением транспортных средств.

  • Тема «Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание» - наличие подросткового велосипеда, схема устройства велосипеда.

  • Тема «Езда на велосипеде» - наличие подросткового велосипеда, учебные диски «Уроки безопасности».

  • Тема «Оказание первой медицинской помощи при ДТП (черепно-мозговые травмы)» – наличие аптечки, плакаты оказания мед. помощи.

  • Тема «Оказание первой медицинской помощи при ДТП (кровотечение, ожог)» - наличие аптечки, плакаты оказания мед. помощи

  • Тема " Оказание первой медицинской помощи при ДТП (ушибы, переломы, вывихи)" наличие аптечки, плакаты оказания мед. помощи.

  • Тема «О чём говорят дорожные знаки» - Правила дорожного движения, карандаши, краски, альбом.

  • Тема «Движение велосипедистов группами. Велоэстафета» - наличие велосипедов, медоболы., схема проезда транспортных средств.

  • Тема «Скрытые опасности на дороге «Дорожные ловушки» - учебные диски «Уроки безопасности»

Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах и правил противопожарной безопасности.


Плакаты - планшеты (дорожные знаки)

Схемы проезда транспортных средств

Билеты по ПДД

Дорожные знаки

Учебные диски ООО «Смешарики», мультериал«Уроки безопасности», 2006-2007г.
МЧС России; «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» Министерство образования и науки РФ, МЧС России.
Велосипеды


  1. Библиографический перечень

  1. Правила дорожного движения Москва 2011г. ООО»Атберг 98»

  2. В.А.Синякова Поурочные разработки по «Основам безопасности жизнедеятельности» Москва 2010г. «Вако»

  3. Т.Н.Максимова Поурочные разработки по «Основам безопасности жизнедеятельности» Москва 2008г. «Вако»

  4. Уроки по Правилам дорожного движения в 5-9 классах. - Учебное пособие.- Екатеринбург: Калан, 2000.

  5. Всероссийская газета «Добрая дорога детства». ООО «Стоп-газета – безопасность на дорогах».2010-2011гг.

  6. Экзаменационные (тематические) билеты для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями. Москва, 2007.

  7. В.Н.Завьялов, М.И.Гоголев Медико-санитарная подготовка учащихся: Учебник для средних учебных заведений Москва «Вако» 2007г.

  8. Казаков В.И. «Дорожно-транспортная безопасность школьников» - методические материалы. Екатеринбург 2002г. Центр «Учебная книга»

Приложения к программе

Приложение №1

Словарь терминов


Автомагистраль- Дорога имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами.

Автопоезд – механическое транспортное средство, сцеплённое с прицепом.
Велосипед –транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей. находящихся в нём.
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных. верховых животных, стадо.

Вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя или появлением препятствий на дороге.
Главная дорога – дорога с твёрдым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая другая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди. повреждены транспортные средства. сооружения, либо причинён иной материальный ущерб.
Железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Механическое транспортное средство – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Мопед – двух- или трёхколёсное транспортное средство. приводимое в движение двигателем объёмом не более 50 куб. см. и имеющее максимальную скорость не более 50 км.
Населённый пункт – застроенная территория, въезды и выезда на которую обозначены знаками.

Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств. связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.
Обочина –
элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия.
Организованная транспортная колонна – группа из трёх и более механических средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства.
Организованная пешая колонна – группа людей, совместно движущаяся по дороге в одном направлении.
Остановка – планомерное прекращение движение транспортного средства на время до 5 минут, а так же больше, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.

Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве.
Перекрёсток –
место пересечения. примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Пешеходный переход – участок проезжей части и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Проезжая часть –
элемент дороги. предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Регулировщик –
лицо, наделённое полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
















Приложение №2

Контрольные вопросы для вхождения в образовательный модуль


Тест по теме «Знаем ли мы правила дорожного движения»


1.Назови участников дорожного движения.
а)водитель б) пассажир в) пешеход

2.Человек, регулирующий движение.
а)регулировщик б)водитель в) светофор

3.Место пересечения, примыкания или ответвления дорог на одном уровне называется…
а) развилка б) переезд в)перекрёсток

4.Езда на велосипеде по проезжей части разрешается…
а) с 14 лет б) с 12 лет в) с 16 лет

5.Пешеходы должны пересекать проезжую часть дороги …
а) где хочу б) по пешеходному переходу в) на перекрёстке

6.Опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы, называется…
а) объезд б) разъезд в) обгон

7.Знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке называются…
а)запрещающие б) предупреждающие в) знаки приоритета

8.Дорожный знак, который ставят около школ, детских садов, детских учреждений.
а) дети б) уступи дорогу в) движение запрещено

9.Движение по велосипедной дорожке разрешается
а)на мопедах б)только на велосипедах в)на мопедах и велосипедах

10.Знаки, информирующие о расположении населённых пунктов и других объектов, называются…
а) запрещающие б) предупреждающие в)информационные












Приложение №3



ДОРОЖНЫЕ ЗАГАДКИ


    1. Маленький удаленький

Громче всех кричит…СВИСТОК


    1. Один брат другого догоняет,

Да так и не догонит КОЛЕСО

    1. Чтобы я тебя повез,

Не давай ты мне овёс.

Напои меня бензином

И проверь мотор и шины.

Вот тогда, вздымая пыль

Нас помчит …. АВТОМОБИЛЬ.


2.Горючая жидкость для заправки машин

Называется… БЕНЗИН.


  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

Крутят ноги вдоль дороги

Два веселых колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой… ВЕЛОСИПЕД.


  1. Силач на четырех ногах

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Нам доставил пианино. ГРУЗОВИК.


  1. Школьница и школьник

Забежали в треугольник.

Все водители на свете

Понимают - это: … ДЕТИ.


  1. Сигнал светофора,

Который велит

Машинам стоять,

А пешеходам подождать…. ЖЁЛТЫЙ.


  1. Сами не видят,

А другим указывают. … ЗНАКИ (дорожные)


  1. Помогает всем участникам движения

Соблюдать правила дорожной безопасности. … ИНСПЕКТОР ДПС


  1. По наезженной дороге,

Они бегут быстрей, чем ноги. КОЛЕСА


  1. Всех шикарней из машин

Всеми признан…. ЛИМУЗИН

  1. Голубые поезда

Под землею мчатся.

Помогают горожанам

Всюду добираться. МЕТРО


  1. Чтоб приучить пешеходов к порядку,

Разлиновали асфальт как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут. НАЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД


  1. В этом месте как не странно

Ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя,

Что за место здесь такое? ОСТАНОВКА


  1. Человек, который идет в транспорте именуется…. ПАССАЖИР


  1. Кто стоит на переходе,

Почему он нужен тут?

Знаешь, как его зовут? РЕГУЛИРОВЩИК


  1. Мы три родные брата

И светим с давних пор

В дороге всем ребятам

Наш домик… СВЕТОФОР


17.Если далеко живешь,

Пешком ты в школу не пойдешь.

Наш помощник тут как тут,

Всех домчит за пять минут.

Эй, садись и не зевай,

Отправляется… ТРАМВАЙ


18.Почему так называется?

Какие лица там скрываются? УЧЕНИКИ


19.Освещают путь-дорогу в сумерки и темной ночью. ФАРЫ, ФОНАРИ


20. На дороге - он таран.

На дороге – он баран.

Столько бед приносит нам

Нарушитель - …ХУЛИГАН


21. Ехали медведи на велосипеде,

Торопились в часы пик на премьеру в … ЦИРК


22.На четыре ноги

Надевают сапоги.

Перед тем как надевать,

Надо обувь надувать. ШИНА


23. Поезд на электрической железной дороге. ЭЛЕКТРИЧКА


24. Мы всем ребятам объясняем

Как по улице ходить,
Когда ее переходить.

Где в хоккей играть на льду,

Чтобы не попасть в беду. ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ


25.Посреди дороги прямо

Разлеглась нахально… ЯМА


26.Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко ГРУЗОВИК


27.По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем

Всё, что нам они велят. ЗНАКИ


28.Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык

Пятитонный грузовик. ПОЛИЦЕЙСКИЙ


29.Полосатая лошадка
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке
По ней люди все идут. ПЕРЕХОД



Викторина «Проверь себя»


1.Где безопасней переходить проезжую часть дороги?
2.Что означает жёлтый сигнал светофора?
3.Что такое «островок безопасности»?
4.Как называются белые разметки на дороге?
5.Какого цвета предупреждающие знаки?
6.Что могут означать информационно-указательные знаки?
7.Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то

8.Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед.
Ничего другого нет.

9.Посмотрите, знак опасный –
Человечек в круге красном
Перечёркнут пополам…
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.

10. Ну, а если пешеходу тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу мостовую перейти
Сразу ищет пешеход знак «Дорожный …»

11.Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
и пропустить грузовики.

12.Круглый знак, а в нём окошко.
Не спеши тут сгоряча,
А подумай-ка немножко.
Что здесь, свалка кирпича?

13.Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Синий круг, велосипед,
Ничего другого нет.

14.Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянке у ограды -
Отдыхать её тоже надо.

15.Лена с Настенькой в тревоге
Нужен доктор им в дороге
-Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом!






















Приложение №4

Билет № 1.


Вопрос 1. Обустроенная или приспособленная или используемая полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Ответы:

  1. Проезжая часть.

  2. Дорога.

  3. Газон.

Вопрос 2. В светофоре применяются световые сигналы:

Ответы:

  1. Зелёного, красного, жёлтого цветов.

  2. Зелёного, красного, жёлтого и бело-лунного цветов.

  3. Зелёного, красного, бело-лунного цветов.


Вопрос 3. Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём.

Ответы:

  1. Мотоцикл.

  2. Мопед.

  3. Велосипед.


Вопрос 4. Пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне называется

Ответы:

  1. Переход.

  2. Путепровод.

  3. Переезд.


Билет № 2.


Вопрос 1. Место пересечения, примыкания или ответвления дорог на одном уровне –

Ответы:

1.Развилка.

2.Переезд.

3.Перекрёсток.


Вопрос 2. Что обозначает поднятая вверх рука регулировщика?

Ответы:

  1. Движение запрещено.

  2. Движение разрешено.

  3. Поворот направо запрещён.


Вопрос 3. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных верховых животных или стадо –

Ответы:

  1. Водитель.

  2. Пешеход.

  3. Пастух.


Вопрос 4. Должны ли водители и пешеходы выполнять требования и расположения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора?

Ответы:

1.Нет.

2. Да.


Билет № 3.


Вопрос 1. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном -

Ответы:

1.Тротуар.

2.Газон с велосипедной дорожкой.

3.Пешеходный переход.


Вопрос 2. Водителю транспортного средства запрещается управлять:

Ответы:

  1. В нетрезвом состоянии.

  2. Под воздействием лекарственных препаратов.

  3. В нетрезвом состоянии и под воздействием лекарственных препаратов.


Вопрос 3. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

Ответы:

1.Да.

2.Нет.


Вопрос 4. Должны ли водители и пешеходы выполнять требования и расположения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора?

Ответы:

1.Нет.

2. Да.




Билет № 4.


Вопрос 1. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств:

Ответы:

1.Переезд.

2.Проезжая часть.

3.Дорога.


Вопрос 2. Пассажиры каких транспортных средств обязаны пристёгиваться ремнями безопасности, если места для сидения оборудованы ими?

Ответы:

1. Автобусов.

2. Автомобилей.

3. Любых транспортных средств.


Вопрос 3. Может ли использоваться светофор для регулирования движения велосипедистов?

Ответы:

1.Нет.

2.Да.


Вопрос 4. Пешеходы должны пересекать проезжую часть дороги по:

Ответы:

1.Пешеходным тротуарам.

2. Пешеходным переходам.

3. На перекрёстках.


Билет № 5.


Вопрос 1. Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства -

Ответы:

1.Регулировщик.

2.Участник дорожного движения.

3.Пешеход.


Вопрос 2. Разрешается ли двигаться пешеходам по краю проезжей части при отсутствии тротуара?

Ответы:

1.Запрещается.

2. Разрешается только в светлое время суток.

3.Разрешается только навстречу транспортному средству.


Вопрос 3. Место пересечения дороги с железнодорожными путями на одном уровне -

Ответы:

  1. Путепровод.

  2. Переезд.

  3. Переход.


Вопрос 4. Что обозначает поднятая вверх рука регулировщика?

Ответы:

1.Движение разрешено.

2. Движение запрещено.

3. Поворот налево запрещён.



Билет № 6.


Вопрос 1. Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём -

Ответы:

1.Прицеп.

2.Транспортное средство.

3.Гужевая повозка.


Вопрос 2. Разрешается ли движение группы детей по проезжей части дороги в организованной колонне?

Ответы:

1.Разрешается.

2.Разрешается только в светлое время суток.

3.Запрещается.


Вопрос 3. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств -

Ответы:

  1. Дорога.

  2. Переезд.

  3. Проезжая часть.


Вопрос 4. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средство, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо -

Ответы:

1.Пешеход.

2.Водитель.

3.Пастух.


Билет № 7.


Вопрос 1. Транспортное средство, необорудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством -

Ответы:

1.Автопоезд.

2.Прицеп.

3.Гужевая повозка.


Вопрос 2. Пешеходы должны пересекать проезжую часть дороги по:

Ответы:

1.Пешеходным тротуарам.

2. На перекрёстках.

3.Пешеходным переходам.


Вопрос 3. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном -

Ответы:

1.Газон с велосипедной дорожкой.

2.Тротуар.

3. Пешеходный переход


Вопрос 4. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне -

Ответы:

1.Перекрёсток.

2. Переезд.

3. Развилка.

Билет № 8.


Вопрос 1. Опережение движущего транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы -

Ответы:

1.Обгон.

2.Объезд.

3.Разъезд.


Вопрос 2. Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части являются:

Ответы:

1.Пешеходный переход.

2. Тротуары.

3. Газоны.


Вопрос 3.Может ли использоваться светофор для регулирования движения велосипедистов?

Ответы:

1.Нет.

2. Да.


Вопрос 4. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

Ответы:

1.Нет.

2. Да.

Правильные ответы на вопросы билетов


№ 1 1.1; 2.2; 3.3; 4.3.

№ 2 1.3; 2.1; 3.1; 4.2.

№ 3 1.1; 2.1; 3.1; 4.2.

№ 4 1.2; 2.3; 3.2; 4.2.

№ 5 1.2; 2.3; 3.2; 4.2.

№ 6 1.2; 2.3; 3.3; 4.2.

№ 7 1.2; 2.3; 3.2; 4.1.

№ 8 1.1; 2.2; 3.2; 4.1.



















Приложение №5

Викторина

1. Разрешается ли водителям скутеров езда по пешеходным дорожкам? 1.Разрешается
2. Запрещается

3. Разрешается, если это не мешает пешеходам


2.Что означает сигнал велосипедиста (левая рука согнута в локте)
1.Поворачиваю налево
2. Поворачиваю направо
3. Останавливаюсь

3.Должен ли скутерист пользоваться шлемом
1.Должен
2. Не должен
3.В редких случаях

4.Разрешается или нет разговаривать с водителем во время движения транспортного средства?

1.Разрешается
2.Запрещается

5. Обустроенная или приспособленная или используемая полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

1.Проезжая часть.

2Дорога.

3Газон.


6. В светофоре применяются световые сигналы:

  1. Зелёного, красного, жёлтого цветов.

  2. Зелёного, красного, жёлтого и бело-лунного цветов.

  3. Зелёного, красного, бело-лунного цветов.


7. Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём.

  1. Мотоцикл.

  2. Мопед.

  3. Велосипед.


8. Пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне называется

  1. Переход.

  2. Путепровод.

  3. Переезд.



9. Место пересечения, примыкания или ответвления дорог на одном уровне –

1.Развилка.

2.Переезд.

3.Перекрёсток.


10. Что обозначает поднятая вверх рука регулировщика?

  1. Движение запрещено.

  2. Движение разрешено.

  3. Поворот направо запрещён.


11. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных верховых животных или стадо –

  1. Водитель.

  2. Пешеход.

  3. Пастух.


12. Должны ли водители и пешеходы выполнять требования и расположения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора?

1.Нет.

2. Да.


13. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном -

1.Тротуар.

2.Газон с велосипедной дорожкой.

3.Пешеходный переход.


14. Пассажиры каких транспортных средств обязаны пристёгиваться ремнями безопасности, если места для сидения оборудованы ими?

1. Автобусов.

2. Автомобилей.

3. Любых транспортных средств.



15. Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства -

1.Регулировщик.

2.Участник дорожного движения.

3.Пешеход.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Чудинова Ирина Валентиновна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 114007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства