Цель программы: обучить читать по слогам и частично целыми словами;
сформировать умение классифицировать звуки на гласные-согласные, согласные звуки на звонкие-глухие, согласные звуки на твёрдые-мягкие, составлять предложения по рисунку, ставить в словах ударение, выполнять первичный звуко-буквенный анализ слов, определять множественное и единственное число, род предметов, различать слова-предметы, слова-призники и слова-действия, иметь представление об именах собственных;
прививать интерес к учёбе, к самому процессу получения знаний и их применения;
воспитывать функционально-грамотную личность, у которой сформирована готовность к обучению в школе, достаточно развиты интеллектуальные качества и творческие способности.
Способ освоения содержания образования: креативный.
Введение.
Важным фактором реализации настоящей программы является и стремление развить у детей дошкольного возраста умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей дошкольного возраста, способствует развитию учебной мотивации. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления, знания букв, умения читать. Решение логических заданий развивают любознательность у детей.
Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является очень важной, так как возросли требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Нормативно-правовая база
Данная образовательная программа составлена на основании:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
«Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение правительства РФ от 04.09.2019 №1726-р) ;
методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11. 2015 (№09-3242);
локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ»;
Курс развития речи, обучения грамоте для дошкольников в рамках Образовательной программы «Школа 2100», утвержденной МО и НРФ, 2018г;
устав МБДОУ
Новизна программы: создание равных условий для успешного обучения и всестороннего развития детей как с ЗРР и без него, дети, окончившие обучение по данной программе, получат первые навыки формирования коммуникативных и информационных компетентностей.
Направленность программы:
по своей направленности социально-педагогическая;
по функциональному предназначению учебно-познавательная;
по форме организации групповая с частичной индивидуальной направленностью;
по времени реализации – двухгодичная.
Актуальность программы состоит в том, в настоящее время в обществе (в основной массе родители загруженны решением профессиональных и бытовых проблем, не имеют достаточно времени для развития и обучения своих детей) возникла потребность дополнительной дошкольной подготовки подрастающего поколения. Данная программа создаёт условия для развития ребёнка, для мотивации к познанию и творчеству, для эмоционального благополучия, для интеллектуального и духовного развития личности ребёнка, создаёт возможность для взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей. Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат первые навыки формирования коммуникативных и информационных компетентностей как базовый уровень специализированных знаний умений и навыков, которые обеспечат им плавный переход к следующим ступеням обучения ко всем существующим образовательным программам.
Программа составлена на основе учебного пособия по обучению дошкольников правильному чтению «Букварь» Н.С.Жуковой, которое одновременно является и учебной книгой и методическим пособием. Основные требования программы это направление на развитие и обучение детей 5-7 лет, обеспечение их общего психического развития, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для благополучной адаптации будущего школьника и ориентирование его на высокие достижения в учёбе и положительное отношение к школе.
Педагогическая целесообразность программы в том, что её содержание разработано с учётом преемственности в обучении между программами дошкольного и начального общего образования. Целесообразность этой программы диктует и довольно большое количество детей задержкой речевого развития. Эти дети должны быть социально адаптированы, они должны чувствовать себя комфортно среди своих сверстников. В данной программе содержатся такие принципы обучения как доступность, индивидуальность, результативность. В ней использованы эффективные методики, которые откроют двери в мир чтения любому ребенку.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения:
принцип индивидуальности предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности;
принцип доступности подразумевает, что содержание и объем знаний, умений и навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню развития детей;
принцип воспитывающего обучения: преподаватель одновременно прививает детям любовь к прекрасному, обогащает духовный мир ребенка, развивает внимание, память, воображение, мышление и речь:
принцип постепенности, последовательности и систематичности: на начальной стадии обучения задания даются более лёгкие, не вызывающие затруднений, чтобы пробудить желание к получению знаний, постепенно задания усложняются, переходят от усвоенного, к новому, незнакомому;
принцип наглядности: у детей этого возраста мышление наглядно-образное, материал, подаваемый с использованием наглядности, воспринимается быстрее, легче, лучше усваивается;
принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, деятельностью детей, ребёнок, понимающий зачем, для чего ему нужно выполнить то или иное задание выполняет его быстрее, лучше, аккуратней, качественней;
принцип прочности: даже очень хорошо усвоенный детьми материал, через некоторое время забывается, необходимо систематически давать задания на повторение ранее изученного.
Цель программы:
обучить читать по слогам и частично целыми словами;
сформировать умение классифицировать звуки на гласные-согласные, согласные звуки на звонкие-глухие, согласные звуки на твёрдые-мягкие, составлять предложения по рисунку, ставить в словах ударение, выполнять первичный звуко-буквенный анализ слов, определять множественное и единственное число, род предметов, различать слова-предметы, слова-призники и слова-действия, иметь представление об именах собственных;
прививать интерес к учёбе, к самому процессу получения знаний и их применения;
воспитывать функционально-грамотную личность, у которой сформирована готовность к обучению в школе, достаточно развиты интеллектуальные качества и творческие способности.
Задачи программы.
Образовательные:
формировать, укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребёнка к школе, мотивировать интерес к самому процессу обучения, стимулировать желание учится;
формировать социальные черты личности будущего школьника необходимые для благополучной адаптации в школе;
формировать умение общения и поведения в социуме;
воспитывать у ребенка норм и правил культуры, отношения со сверстниками и взрослыми;
развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослым, так и со сверстниками, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно и аккуратно, планировать и контролировать свои действия.
обучить звуко-буквенному анализу слова и чтению в рамках возрастной нормы.
Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней представлено комбинирование традиционного звукового подхода к обучению (от звука к букве, от буквы к слогу) с логопедическим (в нём единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог).
Программа проста. Она подходит для занятия с детьми различных возрастов и помогает их не только обучить правильному чтению, но и «разговорить» и заложить в них основы орфографии. Программа сначала максимально облегчённая, но потом уровень сложности увеличивается. Каждое занятие концентрирует внимание ребёнка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать.
При формировании программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат первые навыки формирования коммуникативных и информационных компетентностей, ведь их развитие в рамках программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Объем и срок реализации программы: дополнительная общеразвивающая образовательная программа «АБВГДЕЙКА» предназначена на детей с 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два учебных года. Программа состоит из двух этапов: 1 этап «Знакомство со звуками и буквами», 2 этап «Знакомство с азами орфографии».
Реализация программы проходит по этапам:
Подготовительный:
диагностика знаний, умений и навыков детей;
Основной:
формирование и развитие знаний, умений и навыков, продиктованных данной программой;
Итоговый:
проверка прочности полученных знаний, умений и навыков.
Режим занятий: 2 года, 72 часа(36 часов первый год обучения и 36 часов второй год обучения).
Продолжительность занятий: один раз в неделю по 30минут.
Форма обучения: очная
Форма организации занятий: групповая.
В соответствии с учебным планом формируется одновозрастная группа, являющаяся основным составом. Состав группы в течение одного учебного года является постоянным.
Используются следующие формы занятий:
групповые (соответственно расписанию);
индивидуальные (проводятся по мере необходимости);
вводные ( в начале каждого года);
по углублению и систематизации полученных знаний , умений и навыков (в течении всего курса обучения);
итоговые по контролю пройденного материала (в конце каждого года).
Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и заключительную части:
во время организационной части идёт подготовка рабочих мест детей, обеспечение их необходимыми для работы материалами и карточками для индивидуальной и групповой работы и подготовка демонстрационного материала;
теоретическая часть занимает не более 5-и минут и включает в себя повторение в виде блиц-опроса и нацеливание на дальнейшую работу;
большее время на занятии занимает практическая часть, которая включает в себя знакомство с новым материалом и его закрепление.
в заключительной части подводится итог занятия.
Формы организации занятий.
В соответствии с учебным планом формируется одновозрастная группа, являющаяся основным составом. Состав группы в течение одного учебного года является постоянным.
Используются следующие формы занятий:
групповые (соответственно расписанию);
индивидуальные (проводятся по мере необходимости);
вводные (в начале каждого года);
по углублению и систематизации полученных знаний , умений и навыков (в течении всего курса обучения);
итоговые по контролю пройденного материала (в конце каждого года).
Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую и заключительную части:
во время организационной части идёт подготовка рабочих мест детей, обеспечение их необходимыми для работы материалами и карточками для индивидуальной и групповой работы и подготовка демонстрационного материала;
теоретическая часть занимает не более 5-и минут и включает в себя повторение в виде блиц-опроса и нацеливание на дальнейшую работу;
большее время на занятии занимает практическая часть, которая включает в себя знакомство с новым материалом и его закрепление.
в заключительной части подводится итог занятия.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы;
-игровой - игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно- смысловые
части.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе обучающиеся будут знать и уметь:
будут уметь читать по слогам и частично целыми словами;
будут знать понятия: буква, звук, слог, ударение;
будут уметь классифицировать звуки на гласные-согласные, согласные звуки на звонкие-глухие, согласные звуки на твёрдые-мягкие,
Будут уметь составлять предложения по рисунку;
Будут ставить в словах ударение;
Будут выполнять первичный звуко-буквенный анализ слов;
Будут называть значение слова;
Будут ставить слово во множественное и единственное число;
Будут определять род.
Формы аттестации.
Так как, программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно- экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения итоговых мероприятий и оцениваются педагогами, родителями.
Методическое обеспечение:
Индивидуальные карточки с тренировочными упражнениями разных уровней сложности, с текстами для отработки навыков чтения, скоростного чтения, чтения по ролям.
Для занятий по программе в наличии следующие средства и материалы: простой карандаш, цветные карандаши, тексты художественных произведений, иллюстрации, специальные карточки для индивидуальных и групповых работ.
Материально-техническое оснащение:
Для организации учебно-воспитательного процесса созданы условия, которые дают возможность для полноценной реализации содержания учебного курса программы.
В наличии специальный учебный кабинет, оборудованный для занятий, который обеспечен достаточным количеством мебели, соответствующей возрасту, доска для демонстрации учебного материала, телевизор. Ещё предоставлена возможность для проведения занятий с использованием экрана и проектора.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеет высшую квалификационную категорию. Владеет формами и методами обучения; использует разные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, регулирует поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды, реализует современные формы и методы воспитательной работы на занятиях.
Содержание программы
Учебный план
первый год обучения.
№
Раздел, тема.
Количество часов.
Формы
аттестации /
контроля
Всего.
Теория
Практика
1
1 раздел «Знакомство со звуками и буквами»
3
2
1
Наблюдение
1.1
Вводное занятие.
8
2
6
Дидактическая игра, беседа.
1.2
Гласные буквы и их звуки.
12
2
10
Дидактическая игра, беседа.
1.3
Согласные буквы и их звуки.
12
2
10
Дидактическая игра, беседа.
1.4
Итоговое занятие.
1
1
Дидактическая игра, беседа.
Всего
36
8
28
Учебный план
второй год обучения.
№
Раздел, тема.
Количество часов.
Формы
аттестации /
контроля
Всего.
Теория
Практика
1
1 раздел «Знакомство со звуками и буквами»
1.1
Вводное занятие.
1
1
5
Дидактическая игра, беседа.
1.2
Гласные буквы и их звуки.
5
1
5
Дидактическая игра, беседа.
1.3
Согласные буквы и их звуки.
12
1
5
Дидактическая игра, беседа.
1.4
Мягкий и твёрдый знаки.
2
1
3
Дидактическая игра, беседа.
2
2 раздел «Знакомство с азами орфографии»
2.1
Ударение.
2
1
2
Дидактическая игра, беседа.
2.2
Слог, слово (предмет, признак, действие, число, род, имена собственные), предложение.
6
1
5
Дидактическая игра, беседа.
2.3
Орфограммы согласных (парных, твёрдых и мягких).
3
1
1
Дидактическая игра, беседа.
2.4
Многозначность, синонимы, антонимы.
4
1
1
Дидактическая игра, беседа.
2.5
Итоговое занятие.
1
1
Дидактическая игра, беседа.
Всего
36
8
28
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1 « Знакомство со звуками и буквами»
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: чтение и обсуждение сказки «Как человек начал разговаривать» и сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».
Форма занятия: беседа с игровыми элементами.
Методическое обеспечение: сюжетные картины.
Тема 1.2. «Гласные буквы и их звуки»
Содержание материала: гласные буквы: А, О, У, И, Ы, их звуки, с написание печатных шрифтом и знакомство с видом прописных.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 1.3. «Согласные буквы и их звуки».
Содержание материала: согласные буквы: М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Й, Г, В, Д, их звуки, с написание печатных шрифтом и знакомство с видом прописных. Слоги закрытые, открытые. Слово, словосочетание, предложение, Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы
.
Тема 1.4. Итоговое занятие.
Содержание материала: согласная буква Д, её звуки, написание. Слоги, слова, словосочетание, предложение, текст.
Форма занятия: групповая, учебная игра-путешествие.
Методическое обеспечение: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Содержание учебного плана второго года обучения.
Раздел 1 « Знакомство со звуками и буквами»
Тема 1.1. Вводное занятие.
Содержание материала: алфавит и звуковая таблица.
Форма занятия: беседа с игровыми элементами.
Методическое обеспечение: карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 1.2. «Гласные буквы и их звуки»
Содержание материала: гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я, Э, их звуки, с написание печатных шрифтом и знакомство с видом прописных.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 1.3. «Согласные буквы и их звуки».
Содержание материала: согласные буквы: Б, Ж, Ч, Ц, Ф, Щ, их звуки, с написание печатных шрифтом и знакомство с видом прописных. Слоги закрытые, открытые. Слово, словосочетание, предложение, текст.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: карточки для индивидуальной работы.
Тема 1.4. «Мягкий и твёрдый знаки».
Содержание материала: мягкий и твёрдый знаки после согласных, слова с мягким и твёрдым знаками.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Раздел 2 «Знакомство с азами орфографии».
Тема 2.1. «Ударение»
Содержание материала: гласные под ударением и без.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 2.2. «Слог, слово (предмет, признак, действие, число, род, имена собственные), предложение».
Содержание материала: слова предметы, признаки и действия женского, мужского и среднего рода и множественного числа, имена собственные.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 2.3. «Орфограммы согласных (парных, твёрдых и мягких)».
Содержание материала: согласные парные, твёрдые и мягкие.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 2.4. «Многозначность, синонимы, антонимы».
Содержание материала: слова синонимы, антонимы и многозначные.
Форма занятия: групповая, учебная игра.
Методическое обеспечение: тематические папки, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тема 2.5. Итоговое занятие
Содержание материала: гласные, слог, парные согласные, род и число предметов, мягкость и твёрдость согласных.
Форма занятия: групповая, учебная игра-путешествие.
Методическое обеспечение: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Список литературы:
Е.Нефёдова О.Узорова «Быстрое обучение чтению»
Е.Нефёдова О.Узорова «30000 упражнений. Быстрое обучение чтению»
В.В.Волина «Учимся играя»
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке» пособие для занятий с дошкольниками.
Календарно-учебный график первого года обучения
Год обучения
Дата начала обучения
Дата окончания обучения
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятия
2024г-2025г
01.09.2024
31.05.2025
36
36
15.30-16.00
Календарно-учебный график второго года обучения
Год обучения
Дата начала обучения
Дата окончания обучения
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятия
2025г-2026г
01.09.2025
31.05.2026
36
36
15.30-16.00
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ .№ 106
____________/Л.Х Бораева/
27.08.2024 г
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}