kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по окружающему миру (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа содержит тематическое планирование, большой объём дополнительной литературы. В программе дан полный перечень школьных проектов, экскурсий и практических работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру (2 класс)»



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011, 2012




2. Рабочая программа по окружающему миру реализуется на основе следующей нормативно-правовой базы:



- приказа Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;

-

- приказа Минобразования РФ от 26. 11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373».

- приказа Минобразования РФ от 22. 09.2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373».

- письма департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015г.№1905-04-0 «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год..;

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Салтановской средней общеобразовательной школы на 2015-2016 учебный год( педсовет, протокол №1 от 25. 08. 2015 год)



Цель курса


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.



2. Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


3.Место учебного предмета в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 68 ч: 2 часа в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людя


5.Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


Тематический план


Тема

Всего

часов

проекты

экскурсии

Практические работы

1

Где мы живем

4

1

1


2

Природа

20

1

2

6

3

Жизнь города и села

10

1

2


4

Здоровье и безопасность

9



1

5

Общение

7

1


1

6

Путешествия

18

2

2

2


ИТОГО

68

6

7

10


7.Тематическое планирование по окружающему миру

№ урока

Тема раздела, урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

По плану

Фактически

1

Где мы живём?

Родная страна.

Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Различают государственные символы России. Приводят примеры народов России. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



2

Город и село. Наши проекты.

Родной город (село).

Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Сравнивают с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работают в паре, рассказывают о своём доме по плану. Распределяют обязанности, подбирают фотографии, собирают информацию, оформляют проект, проводят презентацию.



3

Природа и рукотворный мир.

Экскурсия №1 «Что нас окружает?»

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают объекты природы и предметы рукотворного мира. Работают в паре. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

Выполняют тестовые задачи учебника, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.



5

Природа. Неживая и живая природа. Экскурсия №2 «Живая и неживая природа».

Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты неживой и живой природы, приводят примеры, заполняют таблицу. Устанавливают связи между живой и неживой природой.



6

Явления природы. Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Приводят примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Знакомятся с устройством термометра, проводят опыты, измеряют температуру и фиксируют результаты измерений.



7

Что такое погода?

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Наблюдают и описывают состояние погоды, характеризуют погоду, приводят примеры погодных явлений.



8

В гости к осени. Экскурсия №3 «Осенние изменения в природе».

Понимают учебные задачи экскурсии и стремятся их выполнить. Наблюдают изменения в неживой и живой природе, устанавливают взаимосвязь между ними. Определяют природные объекты. Оценивают результаты своих достижений на экскурсии.



9

В гости к осени.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе. Сопоставляют картины осени, прослеживают взаимосвязь явлений, дополняют сведения.



10

Звёздное небо.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят на рисунке знакомые созвездия, моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Практическая работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, рассматривают образцы. Различают горные породы и минералы.



12

Про воздух.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



13

Про воду. Практическая работа № 3 «Свойства воды».

Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Рассказывают о значении воды для растений, животных и человека. Работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды.



14

Какие бывают растения? Практическая работа №4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав ».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Устанавливают по схеме различия между группами растений. Приводят примеры деревьев, кустарников, трав. Определяют растения с помощью атласа-определителя.



15

Какие бывают животные?

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: соотносят группы животных и их существенные признаки. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



16

Невидимые нити.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Устанавливают взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными.



17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 5 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений ».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения. Находят новую информацию в текстах о растениях. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о растениях.



18

Дикие и домашние животные.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают и различают диких и домашних животных . Приводят примеры, моделируют, рассказывают о значении животных и уходе за ними.



19

Комнатные растения. Практическая работа №6 «Приемы ухода за комнатными растениями ».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Узнают комнатные растения на рисунках, осуществляют самопроверку. Осваивают приёмы ухода за комнатными растениями.



20

Животные живого уголка.

Понимают учебную задачу урока и стремят её выполнить. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



21

Про кошек и собак.

Понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Определяют породы кошек и собак, приводят примеры пород собак, обсуждают роль кошки и собаки в хозяйстве человека.



22

Красная книга.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: выявляют причины исчезновения растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их охране.



23

Будь природе другом! Наши проекты. Красная книга или возьмём под защиту.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: по схеме в учебнике анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывают о них. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют собственную Красную книгу, презентуют и оценивают свои достижения.



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



25

Жизнь города и села. Что такое экономика?

Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Рассказывают об отраслях экономики по плану. Работают в паре: анализируют взаимосвязи отраслей экономики при производстве продуктов, моделируют , извлекают сведения об экономике и готовят сообщения.



26

Из чего что сделано. Экскурсия №4»Знакомство с достопримечательностями нашего села».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Классифицируют предметы по характеру материала. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



27

Как построить дом.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о строительстве городского и сельского дома.



28

Какой бывает транспорт.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: классифицируют средства транспорта, анализируют схемы, приводят примеры транспортных средств.



29

Культура и образование.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают учреждения культуры и образования, узнают их по фотографиям, приводят примеры. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



30

Все профессии важны. Наши проекты. Профессии.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о труде людей, о профессиях своих родителей. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют рассказы о профессиях родных, презентуют и оценивают свои достижения.



31

В гости к зиме. Экскурсия №5»Зимние изменения в природе».

Понимают учебную задачу экскурсии и стремятся её выполнить. Наблюдают над зимними погодными явлениями, обсуждают зимние явления в неживой природе, исследуют пласт снега, определяют деревья, распознают осыпавшиеся плоды и семена.



32

В гости к зиме.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обобщают наблюдения над зимними природными явлениями. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



33

Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления детей, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.



35

Здоровье и безопасность. Строение тела человека.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в группе: называют и показывают внешние части тела человека, определяют на рисунке положение внутренних органов человека.



36

Если хочешь быть здоров.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём режиме дня, составляют режим дня школьника, обсуждают сбалансированное питание.



37

Берегись автомобиля!

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Моделируют сигналы светофоров, характеризуют свои действия как пешехода, оценивают свои достижения на уроке.



38

Берегись автомобиля! Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улицы».

Работа в группе: формулируют правила безопасности, учатся их соблюдать. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



39

Домашние опасности.


Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Объясняют с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



40

Пожар!

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют пожароопасные предметы, запоминают правила предупреждения пожара, моделируют вызов пожарной охраны.



41

На воде и в лесу.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, запоминают правила поведения во время купания.



42

Опасные незнакомцы.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных ситуациях, запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами.



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают , формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



44

Общение. Наша дружная семья.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулируют понятие « культура общения», обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи, моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов.



45

Наши проекты. Родословная.

. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях, отбирают фотографии, составляют родословное древо семьи, презентуют свой проект и оценивают свои достижения.



46

В школе.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём школьном коллективе, обсуждают вопрос о культуре общения в школе, формулируют правила общения с одноклассниками, моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах.



47

Правила вежливости. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения, формулируют правила поведения в общественном транспорте.



48

Ты и твои друзья.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России, обсуждают проблему подарка в день рождения друга, обсуждают правила поведения за столом.



49

Мы – зрители и пассажиры.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают правила поведения в театре, в общественном транспорте. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



51

Путешествия. Посмотри вокруг.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта, различают стороны горизонта, обозначают их на схеме.



52

Ориентирование на местности.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



53

Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу».

Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы. Практическая работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу.



54

Форма земной поверхности. Экскурсия№6 «Формы земной поверхности родного края».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков, анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работают в паре: сравнивают по схеме холм и гору, осуществляют самопроверку с помощью текста учебника, характеризуют поверхность своего края.



55

Водные богатства.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



56

В гости к весне. Экскурсия. №7»Весенние изменения в природе».

Понимают учебную задачу экскурсии и стремятся её выполнить. Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, формулируют выводы о весенних явлениях природы, оценивают свои достижения на экскурсии.



57

В гости к весне.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.



58

Россия на карте. Практическая работа №10 «Основные приемы чтения карты».

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают изображение России на глобусе и карте, соотносят пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на карте, осваивают приёмы чтения карты, учатся правильно показывать объекты на карте.



59

Наши проекты. Города России.

В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют презентацию, презентуют и оценивают свои достижения.


60

Путешествие по Москве.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Москву на карте России, знакомятся с планом Москвы, находят на нём достопримечательности, отличают герб Москвы от гербов других городов.



61

Московский Кремль.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя, читают текст учебника, находят в нём сведения. Рассказывают о Красной площади по фотографиям, описываютдостопримечательности Красной площади.



62

Город на Неве.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Санкт- Петербург на карте России, знакомятся с планом Санкт- Петербурга, находят на нём достопримечательности города, отличают герб Санкт- Петербурга от гербов других городов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



63

Путешествие по планете.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают глобус и карту мира, находят, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки. Работают в паре: соотносят фотографии, сделанные на разных материках, обозначают их фишками с соответствующими номерами.



64

Путешествие по материкам.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят материки на карте мира, работают в группе: знакомятся с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации, готовят сообщения и выступают с ними перед классом.



65

Страны мира. Наши проекты. Страны мира.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают физическую и политическую карты мира, находят и показывают на политической карте мира территорию России, других стран. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют презентацию, презентуют и оценивают свои достижения



66

Впереди лето. Экскурсия.

Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя, осуществляют самопроверку. Приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе, рассказывают о красоте животных по своим наблюдениям



67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.




68

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ « РОДОСЛОВНАЯ», «Города России», « Страны мира».

Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления детей, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.




















8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование

учебного курса 1-4 класс

2.. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.

(ч.1,2) М. «Просвещение» 2013 г.

3.Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс 2 части М. «Просвещение» 2012 г.

4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся

начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных

классов. – М.: Просвещение, 2005

6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической

этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 г.

7. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2

кл.

8. Таблицы по окружающему миру.

9. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и

таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Набор таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по окружающему миру (2 класс)

Автор: Никулина Нина Анатольевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411207924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства