Рабочая программа к учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа содержит тематическое планирование, большой объём дополнительной литературы. В программе дан полный перечень школьных проектов, экскурсий и практических работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру (2 класс)»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011, 2012
2. Рабочая программа по окружающему миру реализуется на основе следующей нормативно-правовой базы:
- приказа Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;
-
- приказа Минобразования РФ от 26. 11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373».
- приказа Минобразования РФ от 22. 09.2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373».
- письма департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015г.№1905-04-0 «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год..;
- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Салтановской средней общеобразовательной школы на 2015-2016 учебный год( педсовет, протокол №1 от 25. 08. 2015 год)
Цель курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
2. Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 2 часа в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людя
5.Результаты освоения учебного курса
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа:Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Тематический план
№
Тема
Всего
часов
проекты
экскурсии
Практические работы
1
Где мы живем
4
1
1
2
Природа
20
1
2
6
3
Жизнь города и села
10
1
2
4
Здоровье и безопасность
9
1
5
Общение
7
1
1
6
Путешествия
18
2
2
2
ИТОГО
68
6
7
10
7.Тематическое планирование по окружающему миру
№ урока
Тема раздела, урока
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Дата проведения урока
По плану
Фактически
1
Где мы живём?
Родная страна.
Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Различают государственные символы России. Приводят примеры народов России. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
2
Город и село. Наши проекты.
Родной город (село).
Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Сравнивают с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работают в паре, рассказывают о своём доме по плану. Распределяют обязанности, подбирают фотографии, собирают информацию, оформляют проект, проводят презентацию.
3
Природа и рукотворный мир.
Экскурсия №1 «Что нас окружает?»
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают объекты природы и предметы рукотворного мира. Работают в паре. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
Выполняют тестовые задачи учебника, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
5
Природа. Неживая и живая природа. Экскурсия №2 «Живая и неживая природа».
Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты неживой и живой природы, приводят примеры, заполняют таблицу. Устанавливают связи между живой и неживой природой.
6
Явления природы. Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Приводят примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Знакомятся с устройством термометра, проводят опыты, измеряют температуру и фиксируют результаты измерений.
7
Что такое погода?
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Наблюдают и описывают состояние погоды, характеризуют погоду, приводят примеры погодных явлений.
8
В гости к осени. Экскурсия №3 «Осенние изменения в природе».
Понимают учебные задачи экскурсии и стремятся их выполнить. Наблюдают изменения в неживой и живой природе, устанавливают взаимосвязь между ними. Определяют природные объекты. Оценивают результаты своих достижений на экскурсии.
9
В гости к осени.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе. Сопоставляют картины осени, прослеживают взаимосвязь явлений, дополняют сведения.
10
Звёздное небо.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят на рисунке знакомые созвездия, моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
11
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Практическая работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, рассматривают образцы. Различают горные породы и минералы.
12
Про воздух.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
13
Про воду. Практическая работа № 3 «Свойства воды».
Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Рассказывают о значении воды для растений, животных и человека. Работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды.
14
Какие бывают растения? Практическая работа №4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав ».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Устанавливают по схеме различия между группами растений. Приводят примеры деревьев, кустарников, трав. Определяют растения с помощью атласа-определителя.
15
Какие бывают животные?
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: соотносят группы животных и их существенные признаки. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
16
Невидимые нити.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Устанавливают взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными.
17
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 5 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений ».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения. Находят новую информацию в текстах о растениях. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о растениях.
18
Дикие и домашние животные.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают и различают диких и домашних животных . Приводят примеры, моделируют, рассказывают о значении животных и уходе за ними.
19
Комнатные растения. Практическая работа №6 «Приемы ухода за комнатными растениями ».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Узнают комнатные растения на рисунках, осуществляют самопроверку. Осваивают приёмы ухода за комнатными растениями.
20
Животные живого уголка.
Понимают учебную задачу урока и стремят её выполнить. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
21
Про кошек и собак.
Понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Определяют породы кошек и собак, приводят примеры пород собак, обсуждают роль кошки и собаки в хозяйстве человека.
22
Красная книга.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: выявляют причины исчезновения растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их охране.
23
Будь природе другом! Наши проекты. Красная книга или возьмём под защиту.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: по схеме в учебнике анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывают о них. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют собственную Красную книгу, презентуют и оценивают свои достижения.
24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
25
Жизнь города и села. Что такое экономика?
Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремятся их выполнить. Рассказывают об отраслях экономики по плану. Работают в паре: анализируют взаимосвязи отраслей экономики при производстве продуктов, моделируют , извлекают сведения об экономике и готовят сообщения.
26
Из чего что сделано. Экскурсия №4»Знакомство с достопримечательностями нашего села».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Классифицируют предметы по характеру материала. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
27
Как построить дом.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о строительстве городского и сельского дома.
28
Какой бывает транспорт.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: классифицируют средства транспорта, анализируют схемы, приводят примеры транспортных средств.
29
Культура и образование.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают учреждения культуры и образования, узнают их по фотографиям, приводят примеры. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
30
Все профессии важны. Наши проекты. Профессии.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о труде людей, о профессиях своих родителей. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют рассказы о профессиях родных, презентуют и оценивают свои достижения.
31
В гости к зиме. Экскурсия №5»Зимние изменения в природе».
Понимают учебную задачу экскурсии и стремятся её выполнить. Наблюдают над зимними погодными явлениями, обсуждают зимние явления в неживой природе, исследуют пласт снега, определяют деревья, распознают осыпавшиеся плоды и семена.
32
В гости к зиме.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обобщают наблюдения над зимними природными явлениями. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
33
Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
34
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».
Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления детей, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
35
Здоровье и безопасность. Строение тела человека.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в группе: называют и показывают внешние части тела человека, определяют на рисунке положение внутренних органов человека.
36
Если хочешь быть здоров.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём режиме дня, составляют режим дня школьника, обсуждают сбалансированное питание.
37
Берегись автомобиля!
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Моделируют сигналы светофоров, характеризуют свои действия как пешехода, оценивают свои достижения на уроке.
38
Берегись автомобиля! Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улицы».
Работа в группе: формулируют правила безопасности, учатся их соблюдать. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
39
Домашние опасности.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Объясняют с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
40
Пожар!
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют пожароопасные предметы, запоминают правила предупреждения пожара, моделируют вызов пожарной охраны.
41
На воде и в лесу.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, запоминают правила поведения во время купания.
42
Опасные незнакомцы.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных ситуациях, запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами.
43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают , формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
44
Общение. Наша дружная семья.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулируют понятие « культура общения», обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи, моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов.
45
Наши проекты. Родословная.
. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях, отбирают фотографии, составляют родословное древо семьи, презентуют свой проект и оценивают свои достижения.
46
В школе.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём школьном коллективе, обсуждают вопрос о культуре общения в школе, формулируют правила общения с одноклассниками, моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах.
47
Правила вежливости. Практическая работа №8«Отработка основных правил этикета».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения, формулируют правила поведения в общественном транспорте.
48
Ты и твои друзья.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России, обсуждают проблему подарка в день рождения друга, обсуждают правила поведения за столом.
49
Мы – зрители и пассажиры.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают правила поведения в театре, в общественном транспорте. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
50
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
51
Путешествия. Посмотри вокруг.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта, различают стороны горизонта, обозначают их на схеме.
52
Ориентирование на местности.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
53
Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу».
Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы. Практическая работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу.
54
Форма земной поверхности. Экскурсия№6 «Формы земной поверхности родного края».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков, анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работают в паре: сравнивают по схеме холм и гору, осуществляют самопроверку с помощью текста учебника, характеризуют поверхность своего края.
55
Водные богатства.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
56
В гости к весне. Экскурсия. №7»Весенние изменения в природе».
Понимают учебную задачу экскурсии и стремятся её выполнить. Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, формулируют выводы о весенних явлениях природы, оценивают свои достижения на экскурсии.
57
В гости к весне.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.
58
Россия на карте. Практическая работа №10 «Основные приемы чтения карты».
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают изображение России на глобусе и карте, соотносят пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на карте, осваивают приёмы чтения карты, учатся правильно показывать объекты на карте.
59
Наши проекты. Города России.
В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют презентацию, презентуют и оценивают свои достижения.
60
Путешествие по Москве.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Москву на карте России, знакомятся с планом Москвы, находят на нём достопримечательности, отличают герб Москвы от гербов других городов.
61
Московский Кремль.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя, читают текст учебника, находят в нём сведения. Рассказывают о Красной площади по фотографиям, описываютдостопримечательности Красной площади.
62
Город на Неве.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Санкт- Петербург на карте России, знакомятся с планом Санкт- Петербурга, находят на нём достопримечательности города, отличают герб Санкт- Петербурга от гербов других городов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
63
Путешествие по планете.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают глобус и карту мира, находят, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки. Работают в паре: соотносят фотографии, сделанные на разных материках, обозначают их фишками с соответствующими номерами.
64
Путешествие по материкам.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят материки на карте мира, работают в группе: знакомятся с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации, готовят сообщения и выступают с ними перед классом.
65
Страны мира. Наши проекты. Страны мира.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают физическую и политическую карты мира, находят и показывают на политической карте мира территорию России, других стран. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети: распределяют обязанности, извлекают информацию, готовят рисунки и фотографии, составляют презентацию, презентуют и оценивают свои достижения
66
Впереди лето. Экскурсия.
Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя, осуществляют самопроверку. Приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе, рассказывают о красоте животных по своим наблюдениям
67
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают, формулируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
68
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ « РОДОСЛОВНАЯ», «Города России», « Страны мира».
Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления детей, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование
учебного курса 1-4 класс
2.. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.
(ч.1,2) М. «Просвещение» 2013 г.
3.Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс 2 части М. «Просвещение» 2012 г.
4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся
начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных
классов. – М.: Просвещение, 2005
6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005 г.
7. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2
кл.
8. Таблицы по окружающему миру.
9. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».
Технические средства обучения (ТСО)
Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и