Программа по учебному предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Программа по учебному предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" составлена на основе примерной адаптированной основной общееоразовательной программы, согласно требованиям ФГОС за курс 1 класса на 2016-2017 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа№2
Рассмотрено на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № ____
от _____. ______. 2016г.
Руководитель МО
____________/С.А. Изотова/
Согласовано
Заместитель директора школы
_________/В.А. Алдушина/
______. ______. 2016г.
Утверждаю
Директор школы
_________________/А.Н. Олешко/
Приказ №_____
от _____. ______. 2016г.
Программа
по учебному предмету
« ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
составлена на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы, согласно требованиям ФГОС за курс 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составила
Зайцева И. А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п. Комаричи
1.Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с РАС является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу
«от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным
объектом, например, грибом: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и/или поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности у обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
2.Возможные предметные результаты.
Учащийся должен знать:
-название овощей, фруктов;
-название домашних животных (кошка, собака); -название диких животных (лиса, заяц), -название птиц.
Учащийся должен уметь:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; -строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся (для обучающихся, владеющих связной устной речью);
1.7. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
– не выполняет, помощь не принимает.
– выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
– выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
– выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
1.8. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
– не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
– воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
– воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
– воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
– воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
1.9. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
– отсутствие динамики или регресс.
– динамика в освоении минимум одной операции, действия.
– минимальная динамика.
– средняя динамика.
– выраженная динамика.
– полное освоение действия.
4.Учебный план.
Предмет
часов в неделю
I чет.
II чет.
I полуг.
III чет.
IV чет.
II полуг.
год
Окружающий природный мир
0,5
4
4
8
4,5
4
8,5
16,5
5.Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год
№ п/ п тема
Содержание
1 четверть(4ч.): Растительный мир.
Количество часов
Дата
План факт
Огород. Помидор, огурец.
1
1
Экскурсия на огород.
1
2
2
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету, по форме, по величине, по вкусу.
1
29.09
3
3
Обобщающий урок по теме: Огород».
Коллективная аппликация: «Что растѐт на огороде».
1
13.10
Сад. Яблоко, груша.
4
1
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету, по форме.
1
27.10
№ п/п год
№ п/п тема
Содержание
2 четверть(4ч)
Колич. часов
5
2
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине, по вкусу.
1
10.11
6
3
Обобщающий урок по теме: «Сад».
Коллективная аппликация: «Сад».
1
24.11
7
1
Домашние животные: кошка, собака.
Внешний вид, питание.
1
08.12
8
2
Обобщающий урок по теме:
«Домашние животные».
1
22.12
№
п/п
№ п/п тема
Содержание
3 четверть(4,5):
Колич. часов
год
Птицы.
9
1
Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).
1
12.01
10
2
Птицы: голубь. Питание.
1
26.01
11
3
Обобщающий урок по теме: «Птицы».
1
09.02
Ознакомление с окружающим миром.
12
1
Экскурсия в парк.
0,5
09.03
№
п/п год
№ п/п тема
Содержание
4 четверть(4ч.):
Колич. часов
Ознакомление с окружающим миром.
13
1
Экскурсия по теме: «Начало весны».
Наблюдение. Таяние снега на участке.
1
06.04
14
2
Экскурсия по теме: «Потепление. Весна. Распускание почек».