kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного класса»

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» КОУ «Излучинская школа-интернат»


Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно- объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает (показывает) о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает (показывает) об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном

этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

ПРЕДМЕТУ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

Разрезные карточки

"Мир животных":

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

"Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

"Мир растений":

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России":

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды":

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

Бубны инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

Разноцветные палочки шести размеров

Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 (дополнительного) класса рассчитана на учебный год- 33 рабочие недели (с учетом дополнительных каникул), общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 раздел

1)

Золотая осень


Человек и природа

1


«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

2


Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

2


«Что нам осень принесла?»

  • Овощи. (Огурец)

  • Фрукты.

  • Грибы.


2

2

1


Всего часов за раздел:

10

2 раздел

2)

Природа осенью


Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2


Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2


А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2


Занятия и труд людей осенью

1


Обобщающий урок "В гости к осени"

1


В мире животных

1


Лес. Правила поведения в лесу.

1


Всего за раздел:

10

3 раздел

3)

Зимушка-зима


Сравнение зверей и птиц

1


"Здравствуй, зимушка-зима!"

2


Одежда и обувь человека зимой

1


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1


Зимние забавы

2


Что делают растения зимой? Елка

1


Новый год.

Изготовление украшений на елку.

2


Животные и птицы зимой

1


Дикие животные. Заяц, волк.

2


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1


Всего часов за раздел:

16

4 раздел

4)

Природа и человек


Природа и рукотворный мир

1


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2


Всего часов за раздел:

6

5 раздел

5)

Весна, пришла!


Явления природы: солнце, ветер

1


Оживает все кругом!

1


Одежда и обувь весной

1


Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2


Жизнь птиц весной

2


Животные весной

1


В гости к Мухе-Цокотухе

2


Труд людей весной

1


В саду и в огороде

1


Всего часов за раздел:

12



6 раздел

6)

Повторение


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1


Части суток. День-ночь

2


Закрепление по теме "Животные"

1


Закрепление по теме "Птицы"

2


Закрепление по теме "Растения"

2


Закрепление по теме "Явления природы"

2


Скоро лето!

2


Всего часов за раздел:

12


Всего часов за год

66









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата план

Дата факт

Перечень и название тем предмета

Кол-во часов

Золотая осень

1.



Человек и природа

1

2.



«Осень, в гости просим!»

1

3.



«Осень, в гости просим!»

1

4.



Одежда и обувь человека осенью

1

5.



Одень куклу на прогулку

1

6.



«Что нам осень принесла?» Овощи.

1

7.



«Что нам осень принесла?» Овощи.

1

8.



«Что нам осень принесла?» Фрукты.

1

9.



«Что нам осень принесла?» Фрукты.

1

10.



«Что нам осень принесла?» Грибы.

1

Природа осенью

11.



Какие бывают растения?

1

12.



Части дерева (лист)

1

13.



Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

1

14.



Явления природы: дождь, листопад.

1

15.



А кто такие птички? (домашние и дикие)

1

16.



А кто такие птички? (перелетные и неперелетные птицы)

1

17.



Занятия и труд людей осенью

1

18.



Обобщающий урок "В гости к осени"

1

19.



В мире животных

1

20.



Лес. Правила поведения в лесу

1

Зимушка-зима

21.



Сравнение зверей и птиц

1

22.



"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

23.



"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

24.



Одежда и обувь человека зимой

1

25.



Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

26.



Зимние забавы

1

27.



Зимние забавы

1

28.



Что делают растения зимой? Елка

1

29.



Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

30.



Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

31.



Животные и птицы зимой

1

32.



Дикие животные. Заяц.

1

33



Дикие животные. Волк.

1

34.



Домашние животные. Кошка. Уход.

1

35.



Домашние животные. Собака. Уход.

1

36.



Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой?

1

Природа и человек

37.



Природа и рукотворный мир

1

38.



Из чего что сделано? Дерево

1

39.



Из чего что сделано? Ткань

1

40.



Из чего что сделано? Резина

1

41.



Воздух и вода. Значение для человека.

1

42.



Воздух и вода. Значение для и животных.

1

Весна, пришла!

43.



Явления природы: солнце, ветер

1

44.



Оживает все кругом!

1

45.



Одежда и обувь весной

1

46.



Растения весной. Части растений (лист, ветки).

1

47.



Комнатные растения. Уход.

1

48.



Жизнь птиц весной

1

49.



Жизнь птиц весной

1

50.



Животные весной

1

51.



В гости к Мухе-Цокотухе

1

52.



В гости к Мухе-Цокотухе

1

53.



Труд людей весной

1

54.



В саду и в огороде

1

Повторение

55.



Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

56.



Части суток. День-ночь

1

57.



Части суток. День-ночь

1

58.



Закрепление по теме "Животные"

1

59.



Закрепление по теме "Птицы"

1

60.



Закрепление по теме "Птицы"

1

61



Закрепление по теме "Растения"

1

62.



Закрепление по теме "Растения"

1

63.



Закрепление по теме "Явления природы"

1

64.



Закрепление по теме "Явления природы"

1

65.



Скоро лето!

1

66.



Скоро лето!

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства