2. Содержание программы……………………………………………….............4
2.1 .Выявление одаренных детей………………………………………………5
2.2 .Развитие творческих способностей на уроках……………………………5
2.3. Развитие способностей во внеурочной деятельности…………………....6
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми………..7
3 Методическое обеспечение для реализации программы………………....8
4 План работы с одаренными детьми………………………………………..9
5.. Лист коррекции рабочей программы………………………………………12
1.Пояснительная записка
Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одарённость, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети (выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные учебные программы , подготовленные и ответственные педагоги. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий. Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей .
2. Осуществление поддержки одаренных детей .
3. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
4. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.
5. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми .
1.3. Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- выявление одаренных учащихся;
- создание банка данных об одаренных детях;
- разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит обучающимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательного учреждения;
- объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования для создания единого образовательного пространства образовательного учреждения, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
1.4. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми :
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия ребенка;
- сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).
1.5.Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей рамках образовательного учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
— привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы. В результате реализации программы должны быть сформированы умения
-применять знания на практике;
-проводить наблюдения и измерения;
-формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;
-моделировать реальные объекты и процессы.
1.6.Формы деятельности: школьные предметные кружки, конкурсы; спецкурсы; участие в олимпиадах; интеллектуальные марафоны, индивидуальные занятия с одаренными детьми, работа по индивидуальным образовательным маршрутам, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Занятия с одаренными детьми проводят учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы в малых группах или индивидуально. Кроме этого проводятся предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках предметной недели готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.
2.Содержание программы
Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Система работы с такими детьми включает в себя следующие уровни:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности;
создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
2.1.Выявление одаренных детей
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Прежде всего, таких детей необходимо отыскать среди множества учеников. Процесс
выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень
успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Задача- выявить как можно больше
детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс
мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на
детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики
отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Можно
использовать также результаты групповых тестирований, социологических опросных
листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных
исследований. ( Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления
портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и другие).
Анкетирование родителей одаренных обучающихся позволяет выявить стиль
воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей.(Методика «Палитра
интересов», «Карта одаренности» и другие). Важно, чтобы родители составили адекватное
представление о способностях своего ребенка и о том, что нужно для их реализации.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо
сфере, а в нескольких. Для того чтобы имеющиеся у детей задатки не пропали даром и со
временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить.
2.2.Развитие творческих способностей на уроках
При работе с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача
которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с
помощью широкого спектра педагогических приемов, методов, принципов обучения.
Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные,
поисковые, эвристические. Исследовательские, проектные - в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных
возможностей обучающихся. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают
учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую
деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
2.3.Развитие способностей во внеурочной деятельности
Можно выделить такие формы обучения одаренных детей как: индивидуальное
обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в
определенной области, научно- практические конференции, семинары, системы
творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Систематически проводимая диагностика детей, работа с родителями способствуют
созданию индивидуальных программ обучения в успешном для ребенка виде
деятельности. Основная задача– помочь ребенку выработать в себе наиболее
эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения
(имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими
обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией
обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный
материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления,
креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным
предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное
содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие
умственных операций.
Семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное,
углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и
генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им
возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к
новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их
инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать
развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми,
природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в
соответствие с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание
уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству
и исполнительскому мастерству.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки,
конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и
конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы
учащихся.
Развитию общей одаренности школьников способствует целенаправленная
организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются
работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала
доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных
выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на
научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как
никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои
возможности, продемонстрировать весь спектр способностей, раскрыть таланты,
получить удовольствие от проделанной работы.
Степень занятости обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях (не допуская большой загруженности детей) позволит контролировать составленный план работы.
Работая с одаренными детьми, необходимо создавать портфолио обучающихся ведь работа с одаренными детьми традиционно оценивалась и оценивается по результатам конкурсов, соревнований, выставок.
Большие возможности для успешного развития одаренности учащихся имеет кейс-технология (для учащихся 4-х классов). Это новый и в то же время весьма перспективный метод дистанционного обучения состоит в том, что педагог составляет индивидуальный план и каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной
литературы, видеокурс, обучающие программы на CD-ROM, электронную рабочую
тетрадь. Тетрадь представляет собой путеводитель по курсу и содержит рекомендации по
изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты,
творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может
запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения
практических заданий.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий,
отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов.
В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что
внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и
дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения,
глобализации образования одаренных во всем мире на качественно иной уровень.
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников и способов получения информации, в том
числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в
быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях,
необходимо применение компьютеризированных средств обучения.
Важным является психолого-педагогическое сопровождение (разработка
конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком, помощь в преодолении
эмоциональных, личностных барьеров, формирование стрессоустойчивости, успеха).
При работе с одаренными детьми необходимо ориентироваться на ФГОС и рассматривать вопросы инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Планируя работу с обучающимися обращать внимание на направления
Учителя, работающие с одаренными детьми должны постоянно повышать свой
образовательный профессиональный уровень, работать в творческих группах, делиться
опытом, в совершенстве владеть современными образовательными и информационными
технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной
образовательной среды.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми
Учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их
потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с
обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию;
быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний по работе с
одаренными детьми.
Школа должна помочь одаренному ребенку правильное построить взаимоотношения с окружающим миром, что позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и
внимание со стороны учителя.
3.Методическое обеспечение для реализации программы
Методическое обеспечение для реализации программы осуществляет прежде всего методическое объединение школы. Оно берет на себя следующие функции:
-разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету,
-разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы ,
-подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через предметные комиссии,
-обобщение и систематизация результатов деятельности,
-изучение и обобщения опыта работы педагогов, организация творческих отчётов.
VII План работыс одаренными детьми
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Луга
на 2014-2015 учебный год
Целевая установка:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных детей, ранней диагностике интеллектуальной одаренности;
- исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.
№
Направления реализации плана
Мероприятия
Сроки
1
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по вопросу «одаренные дети»
Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности (диагностика склонностей учащихся)
Сентябрь
Декабрь
Ноябрь
Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках».
Опрос родителей с целью получения объективной информации
Тематическое родительское собрание «Развитие способностей учащихся»
Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков в системе дополнительного образования
Ноябрь
3
Создание банка данных одаренных детей школы.
Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности.
Сентябрь
4
Создание методической копилки по работе с одаренными детьми.
Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам).
Формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям
Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.
В течение года
5
Систематизация работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности.
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, компьютерных игр, электронных учебников и т.д.
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.
Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.
Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся.
Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющих учащимся проявить свои способности