Программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, методическое обеспечение, приложение. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Окружающий мир» для 4 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2014/, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ООШ №6. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цель данной программы: формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса: образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира; развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру (4 класс) »
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Окружающий мир» для 4 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2014/, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МАОУ ООШ №6. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цель данной программы: формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса: образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира; развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Основные принципы отбора материала:принцип интеграции: соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений; интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность»; педоцентрический: отбор наиболее актуальных знаний для ребенка этого возраста; культурологический: развитие общий культуры школьника, именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям -- о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В данной программе для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников»; экологизации: экологическое образование школьника; поступательности: постепенность, последовательность и перспективность обучения; краеведческий: использование местного окружения, экскурсии на природу, музеи в места трудовой деятельности людей.
Общая характеристика учебного процесса: программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников; содержание уроков способствует успешному формированию знаний о окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации; в комплекте с учебником предусмотрены рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми.
Формы организации занятий: нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.); экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.; практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Это содержание представлено темой: «Земля — наш общий дом». Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)». Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Родная страна: от края до края».Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)». История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Темы: « Наша Родина – от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник: устанавливает тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе: «человек – природа – общество»; осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры; подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает возможность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и логическое развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание программы (68ч, 2ч в неделю)
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведепия). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Связь с другими предметами
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса являются: осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы; осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков); учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»); добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир)
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; вступать в беседу на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит работа в малых группах)
Предметные результаты
К концу обучения ученик научится: характеризовать условия жизни на Земле; устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха); различать растения разных видов, описывать их; объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; объяснять отличия грибов от растений; характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном; приводить примеры (конструировать) цепи питания; характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох; называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения ученик получит возможность научиться: ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; проводить несложные опыты по размножению растений; проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Методическое сопровождение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
текущий
2
Человек – живое существо (30 ч)
Общее строение организма человека. Практическая работа «Составление режима дня для школьника»
Уметь проводить наблюдения; делать выводы. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
текущий
с. 8–10.
Р. т. с. 4, № 5
3
Нервная система. Головной и спинной мозг
Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
текущий
с. 10–12.
Р. т. с. 5
4
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
текущий
с. 12–15
5
Пищеварительная система
текущий
с. 16
6
Дыхательная система
Использовать информацию для решения учебных и практических задач; характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
текущий
с.18
7
Кровеносная система. Практическая работа «Измерение пульса»
текущий
с. 19–20.
Р. т. с. 6–7
8
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества
текущий
с. 21–22
9
Кожа, ее строение и значение
Использовать информацию для решения учебных и практических задач.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты
текущий
с. 23–26.
Р. т. с. 11(по выбору)
10
Как человек воспринимает окружающий мир. Практическая работа «Как сохранить зрение»
тематический
с. 26–27.
Р. т. с. 12–13(по выбору)
11
Как человек воспринимает окружающий мир
Использовать информацию для решения учебных и практических задач.
текущий
с. 27–30
12
Обобщение по теме: «Человек – живое существо». Контрольная работа по теме: «Органы и системы органов человека»
Использовать информацию для решения учебных и практических задач; реализовывать ее в учебных, игровых, житейских ситуациях.
тематический
с. 32–34.
Р. т. с. 14–15
13
Мир чувств
Эмоции человека.
Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. Использовать полученные знания при решении учебных задач.
текущий
с. 34–40 (инд-но)
14
Внимание, его роль в жизни человека
Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Использовать информацию для решения учебных и практических задач.
текущий
с. 40–42.
Р. т. с. 14
15
Память, ее значение в жизни человека. Проверочная работа по теме: «Мир чувств»
тематический
с. 43–44.
Р. т. с. 16
16
2 четверть (16ч)
Ты и твоё здоровье
Человек и его здоровье
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
текущий
с. 45–46;
с. 47–48;
с. 48–50 (по выбору)
17
Закаливание организма
Использовать информацию для решения учебных и практических задач.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
текущий
Р. т. с. 18
18
Вредные привычки. Проект «Вредные привычки» (серия проектов)
текущий
с. 50–53
19
Опасность в доме
Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Оценка жизненных ситуаций и поступков.
текущий
с. 53–55
20
Опасности на дороге. Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи»
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
текущий
с. 55–57
21
Охрана здоровья в разные времена года. Практическая работа «Правила здорового образа жизни»
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
тематический
с. 57–59
22
Обобщение по теме: «Ты и твое здоровье». Проверочная работа по теме: «Береги свое здоровье»
Использовать информацию для решения учебных и практических задач.
тематический
с. 60–62
23
Человек – часть природы
Отличие человека от животных
Использовать знания для поиска дополнительной информации;
уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.
текущий
с. 62–63.
Р. т. с. 20 (по выбору)
24
От рождения до старости
Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями; моделировать воображаемые ситуации.
текущий
с. 64–67
25
Охрана детства. Права ребенка.
Уметь искать информацию, оценивать ее. Приводить примеры.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
текущий
с. 68–71.
Р. т. с. 22
26
Человек среди людей
Забота о пожилых людях
текущий
с. 68–71.
Р. т. с. 22
27
Доброта – качество культурного человека
текущий
с. 68–71.
Р. т. с. 22
28
Справедливость - качество культурного человека
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
текущий
Р. т. с. 22
29
Общение
Уметь сравнивать; соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
текущий
с. 78–80
30
Умение общаться
текущий
с. 80–81
31
Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо»
Применять полученные знания на практике, осуществлять самоконтроль.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
итоговый
с. 82–85
32
3 четверть (22ч)
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края и до края. Природные зоны России. Арктика.
текущий
с. 86–87
33
Тундра. Тайга.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.
текущий
с. 87–89
34
Смешанные леса. Степь. Проект «Степное Поволжье»
Составлять рассказ-рассуждение на тему: «Тайга»; использовать полученные знания; осуществлять самоконтроль.
текущий
с. 90–92
35
Пустыня. Влажные субтропики.
Соотносить информацию с имеющимися знаниями; определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
текущий
с. 93–96
36
Почвы России. Охрана почвы.
Соотносить информацию с имеющимися знаниями.
текущий
с. 97–100
37
Рельеф России.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
текущий
с. 101–104
38
Возникновение и строительство городов
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
текущий
с. 104–106
39
«Кремлевские города»
Соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
текущий
с. 106–109
40
Россия и её соседи. Япония. Китай.
текущий
с. 109–112
41
Финляндия. Королевство Дания. Контрольная работа по теме: «Родная страна от края до края»
Соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Применять знание об: общем представлении строения организма человека;
основных органах и системе органов человека и их функции.
Различать признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных). Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.
Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.
Выявлять правила гигиены органов зрения и слуха.
Узнавать о роли органов обоняния, вкуса, осязания в жизни человека. Применять самостоятельно знания. Выявлять значения эмоций в общении людей. Получать знания о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти. Сопоставлять понятия: здоровье, компоненты, его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека. Выполнять правила здорового образа жизни. Находить различие между человеком и животным.
Человек и общество, в котором он живет
Рассматривать рисунки, работать с текстами, картой.
Познакомиться с возникновением и развитием художественных ремесел на Руси, со знаменитыми мастерами, с появлением фабрик и заводов, с особенностями труда жителей родного края. Контролировать свою деятельность, оценивать результат.
Видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии. Знать права гражданина в России.
Применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым).
Использовать умение работать с дополнительной литературой. Распознавать природные зоны; называть их отличительные особенности; называть растения и животных природных зон. Рассказывать о возникновении и строительстве городов. Выявлять знания о соседях России. Показывать на карте соседние страны. Работать самостоятельно с учебником. Характеризовать понятие «культура». Составлять связный рассказ на темы раздела (о первых школах и книгах). Называть достопримечательности России до XVI века.
Находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет. Участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения. Раскрывать представление о «золотом веке» культуры. Запоминать имена великих отечественных писателей и поэтов. Запоминать имена выдающихся музыкантов и композиторов XIX века. Иметь представление опоэзии XX в., известных поэтах и их произведениях.
Показать уровень сформированности знаний по изученной теме. Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России.
Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела. Иметь представление о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость. Рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды. Показать уровень сформированности знаний по данной теме.