kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании»  для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного  стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной  в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)






РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

На заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол №__ ____________________

от «___»августа 2014 г. «___»____________2014г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №9

____________С.Н. Коваленко

«___»____________2014г.









Программа курса внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

для учащихся 1 - 2 классов

начального общего образования

/общеобразовательный класс/

2014 – 2016 учебный год

(1 час в 2 недели)












Учитель: Тимофеева Е.В.




2014

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Описание ценностных ориентиров

  3. Содержание курса

  4. Планируемые результаты

  5. Место курса в учебном плане

  6. Учебно-тематическое планирование

  7. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

  8. Описание методического обеспечения






















Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.

Обучение ведётся по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011

Актуальность реализации программы «Разговор о правильном питании »

Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы он трудом не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность.

К сожалению, в большинстве случаев интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным для постаревшего организма. В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.

Цель программы - формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

  • формировать и развивать представления детей о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей;

  • формировать   у   школьников  знания   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;

  • формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;

  • развивать коммуникативных навыков у детей  и  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе работы;

  • просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;

  • воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;


Описание ценностных ориентиров

Французскому физиологу Брйат - Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.

Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая « с чувством, с толком, расстановкой», усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.

Содержание курса

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры (можно приложение), что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.

2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы:Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.

3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, существуют формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:

  • встреча «Какую пищу можно найти в лесу»;

  • сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Запасницы»;

  • экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;

  • блиц-турнир «Где найти витамины зимой»;

  • практикум «Накрываем стол к обеду»;

  • проектная деятельность «Чипсы: вкусно или вредно» «Молоко. Состав молока» проект «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Вкусная азбука»;

  • театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах);

  • диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;

  • диспут «Как правильно вести себя за столом»;

  • панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»;

4. Использование в работе технических средств обучения:

а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников класса, целями и задачами конкретного занятия).

б) видео:

  • мультфильмы из серии «Семья Почемучек»;

  • фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).

в) диафильмы (собраны с помощью родителей, помогают повысить качество чтения):

  • «Как мужик гусей делил»;

  • «Каша из топора»;

  • «Война грибов»;

  • «Лиса и Журавль»;

  • «Горшочек каши»; др.

  1. Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду.

  2. Для придания занятиям практической целесообразности системы проводится дегустация продуктов питания под названием «Скатерть самобранка». Дети стараются отгадать продукт, который они попробовали с закрытыми глазами. При этом они описывают свои ощущения. В случае затруднения можно снять с глаз ребёнка повязку.

Задачи метода.

1. Учить распознавать продукты с опорой на собственное восприятие.

2. Развивать описательную речь, чувства восприятия окружающего мира: цвет, запах, вкус, плотность, сочность,

3. Воспитывать терпение, умение слушать товарища.

С успехом проведены дегустации:

  • молочных продуктов:

  • фруктов;

  • некоторых овощей (которые можно употреблять в сыром виде);

  • зимних заготовок (консервированные овощи и фрукты, варенье, размороженные ягоды, сухофрукты);

  • блинов (в походных условиях на празднике Масленицы);

  • блюд из картофеля (в походных условиях на празднике в честь картофеля);

  • хлебобулочных изделий (с помощью работников школьной столовой)

  • каш (с помощью работников школьной столовой).

Обязательные условия проведения дегустации:

    • Дегустация проводится только по желанию ребёнка, с учётом индивидуальных особенностей детей.

    • Все продукты должны находиться в отдельных контейнерах (я использую стеклянные баночки с герметичными крышками из-под детского питания: они легко стерилизуются, что позволяет их использовать многократно, эстетично выглядят, небольшого размера).

    • Ложки или вилки необходимо приготовить на каждого ребёнка (я беру их в школьной столовой), хранить их ручками вверх, использовать две ложечницы: для чистых приборов и для использованных.

    • Соблюдать температурный и временной режим при хранении до занятия (я договариваюсь с работниками столовой, оставляя продукты в холодильнике на некоторое время – 5-6 часов в зависимости от времени проведения занятия).

    • Все продукты должны быть высокого качества (см. срок годности, производителя).


Планируемые результаты работы:

личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;

метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;

коммуникативные - развитие  коммуникативных навыков у детей  и  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе работы;

регулятивные - формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;


Место курса в учебном плане

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Для 1 класса запланировано с октября по май 18 занятий по 30 минут. Каждое занятие можно проводить как учебное занятие, так самостоятельное мероприятие в виде тематического праздника. Т.к. авторская программа рассчитана для учащихся 1-2 классов, я взяла для первого класса 9 тем и расширила изучение некоторых.   Остальные темы будут аналогично изучаться во 2 классе.









Учебно - тематическое планирование занятий в 1 классе


Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

1.Знакомство с учебником и героями программы.

1

Ознакомление учащихся с учебником и героями программы

2.Если хочешь быть здоров.

1

Формирование представления о важности правильного питания

3..Самые полезные продукты

1

Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

4.Практическое занятие «Выбираем полезные продукты»

1

Обучение умению выбирать самые полезные продукты

5.Как правильно есть.


1

Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены питания

6.Удивительные превращения пирожка.


1

Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

7. Зубы. Уход за зубами. Жевательная резинка.

1

Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены полости рта

8. Из чего варят каши.


Формирование представления о растениях, из которых получают крупы, разнообразии каш.

9.Как сделать кашу вкусной.


1

Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню,

10. Необычные блюда на завтрак

1

Формирование представления о различных вариантах завтрака

11. Плох обед, если хлеба нет.


1

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

12.Первые блюда

1

Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда

13.Блюда из рыбы и мяса

1

Показать важность использования в своём питании блюд из рыбы

14.Время есть булочки.


1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

15. Всё в шоколаде

1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении шоколада, его видах, способе изготовления

  1. Пора ужинать.


1

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

  1. Где найти витамины весной

1

Ознакомление детей со значением витаминов и минеральных веществ

  1. Заключительное занятие «Я знаю правила здорового питания»

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола

Итого

18часов








Учебно – тематическое планирование занятий в 2 классе


Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

1. На вкус и цвет товарищей нет.

1

Ознакомление учащихся с разнообразием продуктов питания, их ценностью для здоровья.

2.Работа над проектом «Праздник урожая»

1

Формирование умения планировать свою деятельность, ориентироваться в поиске информации.

3. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

1

Формирование представления о том, какие ягоды и фрукты полезны и необходимы человеку каждый день

4. Всякому овощу своё время.

1

Обучение умению выбирать самые полезные овощи

5 – 6.Проект «.Праздник урожая».Презентация

2

Формирование у учащихся умений представлять свои работы, представлений о пользе овощей и фруктов из наших садов.

7. Практическая работа «Язык – орган вкуса».

1

Формирование представления о работе органов, связанных с пищеварением

8. Как утолить жажду .

1

Формирование у учащихся представления об основных способах утоления жажды.

9. Полезные напитки.

1

Формирование представления о пользе молока, соков, морсов и т.д.

10. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о правилах питания.

11. Практическая работа «Составь меню для спортсмена».

1

Формирование умений оценивать продукты питания со стороны их питательной ценности и содержанию витаминов.

12-14.Работа над проектом « Правильное питание – крепкое здоровье».

3

Формирование умения планировать деятельность, находить информация, знаний о пользе правильного питания.

15 - 16.Презентация проектов

2

Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда

17.Экскурсия в кухонный цех школьной столовой.

1

Формировать понятие о необходимости полноценного питания, знакомить с работой повара.

18.Заключительное занятие «Я знаю правила правильного питания» с чаепитием.

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола

Итого

18часов



Мониторинг эффективности занятия в соответствии с требованиями ФГОС удобно использовать оценочный лист эффективности занятия.

Критерии

Показатели

Балл

1.

Учебно-познавательная атмосфера урока

Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу. Самостоятельно формулируют проблему, цель, задачи урока, планируют пути их достижения.

2.

Учебная самостоятельная

деятельность

Школьники проявляют:- активность при выполнении заданий,

- самостоятельность при выполнении заданий; - творческий подход к выполнению заданий






3 б

3.

Работа с учебной информацией

Школьники работают с разными источниками информации: используют проекты, рабочую тетрадь и блокнот, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы.

4.

Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся

Школьники понимают учителя, правильно отвечают на его вопросы, участвуют в беседе, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно, работают в группах, взаимодействуя друг с другом.

5.

Формирование УУД


Личностные

Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей.


Коммуникативные










Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание.


Познавательные


Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, выбирают эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности.





Регуляторные


Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность, следят за временем выполнения задания.

6.

Компетентность

Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения.

7.

Рефлексивная

деятельность

Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. Заполняют оценочные листы.

8.

Результативность

Школьники успешно выполняют задания. Создают продукт

компьютерную игру «Угадай-ка» и с её помощью повторяют и закрепляют материал по теме.

9.

Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)

Ученики создают компьютерную игру, находят материал в интернете, изменяют и сохраняют информацию, осуществляют проверку знаний с помощью игры

Сумма баллов




35б


Критерии оценки: 3б- показатель наблюдается у %

2б - показатель наблюдается у %

1б- показатель наблюдается у %

Исходя из данных критериев, урок можно считать эффективным.

Урок можно считать эффективным ещё и потому, что на нём используются базовые образовательные технологии:

проектная деятельность; уровневая дифференциация; информационно – коммуникационные технологии; обучение на основе «проблемных ситуаций», деятельностный подход (большую часть времени урока (90%) учащиеся заняты практической деятельностью), и использование здоровьесберегающих технологий.






Описание методического обеспечения


1. Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребёнка за столом – Москва: «Сфера», 2011

2. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе- М.: Просвещение, 2008

3Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011

5. Материалы с сайтов: nsportal.ru/, metodisty.ru, festival.1september.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

Автор: Тимофеева Елена Васильевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Разработка программы по внеурочной деятельности 2 класс "Разговор о правильном питании"."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_proghrammy_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_2_klass_razghovor_o_pravil"
    ["file_id"] => string(6) "426559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503944135"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_razgovor_o_pravilnom_pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "559884"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602571721"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Здоровое питание" "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-zdorovoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "221210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435122190"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «две недели в лагере здоровья» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_kursu_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dvie_niedieli_v_laghi"
    ["file_id"] => string(6) "433642"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508577373"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» "
    ["seo_title"] => string(64) "programma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-azbuka-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195845"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427971769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства