Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области
(с начальной профессиональной подготовкой)
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНО
На заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол №__ ____________________
от «___»августа 2014 г. «___»____________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №9
____________С.Н. Коваленко
«___»____________2014г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
для учащихся 1 - 2 классов
начального общего образования
/общеобразовательный класс/
2014 – 2016 учебный год
(1 час в 2 недели)
Учитель: Тимофеева Е.В.
2014
Содержание
Пояснительная записка
Описание ценностных ориентиров
Содержание курса
Планируемые результаты
Место курса в учебном плане
Учебно-тематическое планирование
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования
Описание методического обеспечения
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для 1 класса создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта (2009), авторской программы «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, программы «Здоровое питание», созданной Симановой О.Ф., учителем нач. классов МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска.
Обучение ведётся по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
Актуальность реализации программы «Разговор о правильном питании »
Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы он трудом не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность.
К сожалению, в большинстве случаев интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным для постаревшего организма. В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.
Цель программы - формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
развивать коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;
Описание ценностных ориентиров
Французскому физиологу Брйат - Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.
Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая « с чувством, с толком, расстановкой», усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.
Содержание курса
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
1. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры (можно приложение), что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы:Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, существуют формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
встреча «Какую пищу можно найти в лесу»;
сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Запасницы»;
экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»;
блиц-турнир «Где найти витамины зимой»;
практикум «Накрываем стол к обеду»;
проектная деятельность «Чипсы: вкусно или вредно» «Молоко. Состав молока» проект «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Вкусная азбука»;
театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах);
диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»;
диспут «Как правильно вести себя за столом»;
панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»;
4. Использование в работе технических средств обучения:
а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников класса, целями и задачами конкретного занятия).
б) видео:
мультфильмы из серии «Семья Почемучек»;
фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Девчата» о блюдах из картофеля, фрагмент х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни).
в) диафильмы (собраны с помощью родителей, помогают повысить качество чтения):
«Как мужик гусей делил»;
«Каша из топора»;
«Война грибов»;
«Лиса и Журавль»;
«Горшочек каши»; др.
Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную учебную мотивацию, ответственное отношение к учебному труду.
Для придания занятиям практической целесообразности системы проводится дегустация продуктов питания под названием «Скатерть самобранка». Дети стараются отгадать продукт, который они попробовали с закрытыми глазами. При этом они описывают свои ощущения. В случае затруднения можно снять с глаз ребёнка повязку.
Задачи метода.
1. Учить распознавать продукты с опорой на собственное восприятие.
некоторых овощей (которые можно употреблять в сыром виде);
зимних заготовок (консервированные овощи и фрукты, варенье, размороженные ягоды, сухофрукты);
блинов (в походных условиях на празднике Масленицы);
блюд из картофеля (в походных условиях на празднике в честь картофеля);
хлебобулочных изделий (с помощью работников школьной столовой)
каш (с помощью работников школьной столовой).
Обязательные условия проведения дегустации:
Дегустация проводится только по желанию ребёнка, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Все продукты должны находиться в отдельных контейнерах (я использую стеклянные баночки с герметичными крышками из-под детского питания: они легко стерилизуются, что позволяет их использовать многократно, эстетично выглядят, небольшого размера).
Ложки или вилки необходимо приготовить на каждого ребёнка (я беру их в школьной столовой), хранить их ручками вверх, использовать две ложечницы: для чистых приборов и для использованных.
Соблюдать температурный и временной режим при хранении до занятия (я договариваюсь с работниками столовой, оставляя продукты в холодильнике на некоторое время – 5-6 часов в зависимости от времени проведения занятия).
Все продукты должны быть высокого качества (см. срок годности, производителя).
Планируемые результаты работы:
личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;
метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
коммуникативные - развитие коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
регулятивные - формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;
Место курса в учебном плане
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Для 1 класса запланировано с октября по май 18 занятий по 30 минут. Каждое занятие можно проводить как учебное занятие, так самостоятельное мероприятие в виде тематического праздника. Т.к. авторская программа рассчитана для учащихся 1-2 классов, я взяла для первого класса 9 тем и расширила изучение некоторых. Остальные темы будут аналогично изучаться во 2 классе.
Учебно - тематическое планирование занятий в 1 классе
Тема занятия
Кол-во
часов
Цель занятия
1.Знакомство с учебником и героями программы.
1
Ознакомление учащихся с учебником и героями программы
2.Если хочешь быть здоров.
1
Формирование представления о важности правильного питания
3..Самые полезные продукты
1
Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день
Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены питания
6.Удивительные превращения пирожка.
1
Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания
7. Зубы. Уход за зубами. Жевательная резинка.
1
Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены полости рта
8. Из чего варят каши.
Формирование представления о растениях, из которых получают крупы, разнообразии каш.
9.Как сделать кашу вкусной.
1
Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню,
10. Необычные блюда на завтрак
1
Формирование представления о различных вариантах завтрака
11. Плох обед, если хлеба нет.
1
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре
12.Первые блюда
1
Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда
13.Блюда из рыбы и мяса
1
Показать важность использования в своём питании блюд из рыбы
14.Время есть булочки.
1
Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах
15. Всё в шоколаде
1
Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении шоколада, его видах, способе изготовления
Пора ужинать.
1
Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе
Где найти витамины весной
1
Ознакомление детей со значением витаминов и минеральных веществ
Заключительное занятие «Я знаю правила здорового питания»
1
Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола
Итого
18часов
Учебно – тематическое планирование занятий в 2 классе
Тема занятия
Кол-во
часов
Цель занятия
1. На вкус и цвет товарищей нет.
1
Ознакомление учащихся с разнообразием продуктов питания, их ценностью для здоровья.
2.Работа над проектом «Праздник урожая»
1
Формирование умения планировать свою деятельность, ориентироваться в поиске информации.
3. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
1
Формирование представления о том, какие ягоды и фрукты полезны и необходимы человеку каждый день
4. Всякому овощу своё время.
1
Обучение умению выбирать самые полезные овощи
5 – 6.Проект «.Праздник урожая».Презентация
2
Формирование у учащихся умений представлять свои работы, представлений о пользе овощей и фруктов из наших садов.
7. Практическая работа «Язык – орган вкуса».
1
Формирование представления о работе органов, связанных с пищеварением
8. Как утолить жажду .
1
Формирование у учащихся представления об основных способах утоления жажды.
9. Полезные напитки.
1
Формирование представления о пользе молока, соков, морсов и т.д.
10. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о правилах питания.
11. Практическая работа «Составь меню для спортсмена».
1
Формирование умений оценивать продукты питания со стороны их питательной ценности и содержанию витаминов.
12-14.Работа над проектом « Правильное питание – крепкое здоровье».
3
Формирование умения планировать деятельность, находить информация, знаний о пользе правильного питания.
15 - 16.Презентация проектов
2
Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда
17.Экскурсия в кухонный цех школьной столовой.
1
Формировать понятие о необходимости полноценного питания, знакомить с работой повара.
18.Заключительное занятие «Я знаю правила правильного питания» с чаепитием.
1
Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола
Итого
18часов
Мониторинг эффективности занятия в соответствии с требованиями ФГОС удобно использовать оценочный лист эффективности занятия.
№
Критерии
Показатели
Балл
1.
Учебно-познавательная атмосфера урока
Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу. Самостоятельно формулируют проблему, цель, задачи урока, планируют пути их достижения.
3б
2.
Учебная самостоятельная
деятельность
Школьники проявляют:- активность при выполнении заданий,
- самостоятельность при выполнении заданий; - творческий подход к выполнению заданий
3 б
3.
Работа с учебной информацией
Школьники работают с разными источниками информации: используют проекты, рабочую тетрадь и блокнот, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы.
3б
4.
Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся
Школьники понимают учителя, правильно отвечают на его вопросы, участвуют в беседе, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно, работают в группах, взаимодействуя друг с другом.
3б
5.
Формирование УУД
Личностные
Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей.
3б
Коммуникативные
Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание.
3б
Познавательные
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, выбирают эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности.
2б
Регуляторные
Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность, следят за временем выполнения задания.
3б
6.
Компетентность
Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения.
2б
7.
Рефлексивная
деятельность
Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. Заполняют оценочные листы.
3б
8.
Результативность
Школьники успешно выполняют задания. Создают продукт
компьютерную игру «Угадай-ка» и с её помощью повторяют и закрепляют материал по теме.
3б
9.
Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)
Ученики создают компьютерную игру, находят материал в интернете, изменяют и сохраняют информацию, осуществляют проверку знаний с помощью игры
3б
Сумма баллов
35б
Критерии оценки: 3б- показатель наблюдается у %
2б - показатель наблюдается у %
1б- показатель наблюдается у %
Исходя из данных критериев, урок можно считать эффективным.
Урок можно считать эффективным ещё и потому, что на нём используются базовые образовательные технологии:
проектная деятельность; уровневая дифференциация; информационно – коммуникационные технологии; обучение на основе «проблемных ситуаций», деятельностный подход (большую часть времени урока (90%) учащиеся заняты практической деятельностью), и использование здоровьесберегающих технологий.
Описание методического обеспечения
1. Алямовская В.Г. Беседы о поведении ребёнка за столом – Москва: «Сфера», 2011
2. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе- М.: Просвещение, 2008
3Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп,2011
5. Материалы с сайтов: nsportal.ru/, metodisty.ru, festival.1september.ru/