Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Здоровое питание"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Здоровое питание"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипова, А.Г. Макеева и введена в часть плана по внеурочной деятельности, формируемого на базе образовательной программы начального общего образования НОУ гимназии «Школа бизнеса». Данная программа и учебно-методический комплект разработаны в Институте возрастной физиологии Российской академии образования.
Рабочая программа «Здоровое питание» рассчитана на детей 7-8 лет.
На изучение отведено 35 часов (по 1 часу в неделю).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Актуальность выбора. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Навыки правильного питания легче всего и надежнее формируются в детстве. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи состояния здоровья и питания.
Цель курса – сформировать у младших школьников основы рационального питания.
Задачи курса
· формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания;
· воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, как главной человеческой ценности;
· воспитание у детей культуры питания;
· воспитание умения соблюдать режим, правила гигиены, умение выбирать полезные продукты и блюда;
· развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;
· развитие коммуникативных навыков;
· формирование навыков ЗОЖ;
· расширение осведомленности учащихся и их родителей в области рационального питания.
Методы и формы работы:
· создание тематических газет
· конкурсы, викторины, праздники
· сюжетно-ролевые игры
· просмотр мультимедийных презентаций
· анкетирование
· инсценирование
· беседа
· практическая работа
· экскурсии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип программы: по конкретному виду внеурочной деятельности
Кружок
«Здоровое питание»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Программа разработана учителями начальных классов
1-ой квалификационной категории
НОУ гимназии «Школа бизнеса»
Ремизова Е.А., Дышленко О.И.,
Г. СОЧИ
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипова, А.Г. Макеева и введена в часть плана по внеурочной деятельности, формируемого на базе образовательной программы начального общего образования НОУ гимназии «Школа бизнеса». Данная программа и учебно-методический комплект разработаны в Институте возрастной физиологии Российской академии образования.
Рабочая программа «Здоровое питание» рассчитана на детей 7-8 лет.
На изучение отведено 35 часов (по 1 часу в неделю).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Актуальность выбора. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Навыки правильного питания легче всего и надежнее формируются в детстве. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи состояния здоровья и питания.
Цель курса – сформировать у младших школьников основы рационального питания.
Задачи курса
формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, как главной человеческой ценности;
воспитание у детей культуры питания;
воспитание умения соблюдать режим, правила гигиены, умение выбирать полезные продукты и блюда;
развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;
развитие коммуникативных навыков;
формирование навыков ЗОЖ;
расширение осведомленности учащихся и их родителей в области рационального питания.
Выбор полезных продуктов. Полезные продукты среди любимых блюд (практическая работа).
Анкетирование « Полезные привычки». Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты».
Экскурсия в магазин.
Знакомство с раздельным питанием. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин», «Разложи продукты на разноцветные столы».
22
Гигиена питания
3
2
1
Знакомство с основными принципами гигиены питания и навыками личной гигиены. Устанавливают связь состояния здоровья с гигиеной питания. Формирование навыков самоконтроля. Выполнение правил, предупреждающих возникновение желудочно-кишечных заболеваний.
Игра – обсуждение «Законы питания»
Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Барабек» Рассуждение о том, чем опасно переедание.
Участие в сюжетно-ролевых играх «Мы идем в магазин», «Разложи продукты на разноцветные столы».
33
Режим питания
14
11
3
Проектная деятельность «Режим питания школьника».
Соревнование. Время завтрака, обеда, ужина. Работа с циферблатом. Составление меню. Игра «Доскажи пословицу» - составить пословицы о еде из разрезных карточек.
Составление меню завтрака. Игры: «Пословицы запутались» , «Отгадай-ка», «Знатоки» , «Сложные слова» , «Угадай сказку» . Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» - «придумать» свою кашу с помощью добавок (семечки, сухофрукты, варенье), дать название.
Викторина «Печка в русских сказках» - сказки, в которых печка выручала сказочных героев. Игра «Поварята»- отделить крупы друг от друга. Подготовка к «Празднику хлеба». Разучивание песни «Зернышко», инсценировка песни. Игры : «Секреты обеда», «Советы Хозяюшки», «Лесенка с секретом». Игра «Подбери рифму» (стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог»).
Игра – демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Конкурс – викторина «Знатоки молока» - вспомнить и назвать молочные продукты. Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» - питательные вещества, входящие в состав молока, сыворотки, сливок, творога, сметаны, масла. Игра «Кладовая народной мудрости». Пословицы и поговорки, в которых говорится об изделиях из теста. Игра «Что можно есть на ужин». Приготовление бутербродов (практическая работа). Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброды».
Экскурсия в столовую, выбор блюд для завтрака, обеда, ужина.
44
Витамины круглый год
13
8
5
Разгадывание загадок про овощи и фрукты, кроссворда «Сухофрукты».
Проращивание репчатого лука (овса) (практическая работа). Игры «Отгадай название» (сушеные ягоды и фрукты), «Вкусные истории» (истории о варенье).
Практическая работа «Какой сок?» - определить и назвать фруктовые и овощные соки. Проведение опытов «Знакомые продукты» - определить вкус продуктов.
«Витаминная радуга» - стихи, посвященные овощам разного цвета.
Экскурсия в магазин (киоск) «Соки. Воды». Игра-демонстрация «Из чего готовят соки» - приготовление сока из овощей и фруктов, польза сока; «Мы не дружим с Сухомяткой» - вред, наносимый желудку при питании всухомятку. Игра «Праздник чая» (полезные свойства, традиции, связанные с чаепитием).
Прогулка на велосипедах.
Демонстрация приготовленных блюд, составление собственного меню.
Игра «Мой день» (оценка нагрузки на организм в течении дня) – заполнение таблицы. Игра «Меню спортсмена» (выбор полезных продуктов для спортсмена).
Работа на участке. Посадка лука.
Участие в КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».
Разучивание стихов «Витаминная радуга»
Игра-соревнование «Вершки и корешки» (составить полный набор рисунков овощей из разрезных карточек).
Игра «Какие овощи выросли в огороде» (стихотворение Н.Кончаловской «Про овощи», назвать правильно овощи). Инсценировка песни «Овощи» на слова Юлиана Тувима в переводе С.Михалкова, музыка Э.Силиня.
Игра-эстафета «Собираем урожай».
«Реклама овощей» (полезные свойства овощей, блюда из этих овощей). 3
Конкурс «Овощной ресторан» (определить название овоща, пробуя его с завязанными глазами). Конкурс поэтов (сочинить стихи о фруктах и овощах).
3.Содержание программы
Раздел программы
Содержание раздела
Коли-чество часов
Поговорим о продуктах
Если хочешь быть здоров.
5
Анкетирование детей «Полезные привычки».
Самые полезные продукты.
Экскурсия в магазин.
Раздельное питание.
Гигиена питания
Как правильно есть (гигиена питания) .
3
Игра-инсценировка «Шел по городу волшебник».
Удивительные превращения пирожка.
Режим
питания
Проект. « Режим питания школьника».
14
Соревнования.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.
Викторина «Печка в русских сказках».
Плох обед, если хлеба нет.
Подготовка к « Празднику хлеба».
Игры: «Секреты обеда», «Советы хозяюшки».
Настольная игра.
Полдник, время есть булочки .
Конкурс – викторина «Знатоки молока».
Игра «Кладовая народной мудрости».
Пора ужинать .
Практическая работа «Приготовление бутербродов».
Экскурсия в столовую.
Витамины круглый год
Где найти витамины весной.
13
Практическая работа «Проращивание репчатого лука (овса)». Игры «Отгадай название», «Вкусные истории».
На вкус и цвет товарищей нет
Практическая работа «Определи вкус продукта».
Экскурсия в магазин (киоск) «Соки. Воды».
Если хочется пить .
Велосипедный спорт (прогулка на велосипедах).
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Работа на участке. Посадка лука.
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Каждому овощу - своё время .
Праздник урожая.
Викторина «Знатоки здорового питания».
ИТОГО:
35 часов
4. Предполагаемые результаты реализации программы «Здоровое питание»
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и познавательной деятельности;
иметь первоначальное представление о здоровом образе жизни и правилах личной гигиены;
знать этические нормы поведения во время экскурсий, викторин и соревнований;
навыки сотрудничества в разных ситуациях;
знать этические нормы, предъявляемые к сервировке стола, правила личной гигиены;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении во время приёма пищи.
Метапредметные результы:
классифицировать предметы по заданным критериям;
объяснять смысл народных пословиц и поговорок
строить простые сообщения, в том числе творческого характера;
сравнивать предметы и объекты, находить общее и различия;
ориентироваться в своей системе знаний;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы.
Предметные результаты:
умение делать выбор между вредными и полезными продуктами;
иметь представления о рациональном питании;
умение соблюдать гигиену и режим питания;
иметь представление о пользе витаминов и минеральных веществ в жизни человека;
иметь представление о значении жидкости для организма человека;
иметь практические навыки распознавания вкусовых качеств продуктов;
умение составлять личное меню, состоящее из полезных продуктов и блюд;
умение культурно вести себя за столом во время приёма пищи.
5. Формы и виды контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы и виды контроля:
- публичные выступления ребёнка (презентации);
- анкетирование учащихся и их родителей
- выполнение практических заданий;
- иллюстрирование и моделирование;
- выпуск газет;
- конкурс рисунков
- решение творческих задач;
Самооценка - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения содержания курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
6. Методические рекомендации
Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. иметь получать реальное практическое значение.
Семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале года (до проведения программы) и в конце учебного года (после её проведения). Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Список литературы, рекомендуемой для детей
1.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» . 1- 2 класс.
- М.: – ОЛМА Медиа Групп, 2011.
30
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1.
Разговор о правильном питании. Учебно – методическое пособие. /М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.– М. -«Нестле» «Олма-Пресс, 2011.