ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Пояснительная записка
Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение. Это поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» для 1 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)
В рабочей учебной программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения общения в 1 классе, раскрываются особенности содержания курса, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
• содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 1 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
• учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, описанные на уровне конкретных предметных действий, которыми должен овладеть обучающийся в итоге освоения программы учебного предмета;
- список источников.
Цели и задачи курса.
ЦЕЛЬ:
Овладение уч-ся объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с понятием «этика», как правилом поведения людей;
- научить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним, учить бережному отношению к вещам;
- повторить и обобщить правила поведения в школе;
- формировать представление о человеке по его поступкам;
- расширить представление детей о добре и зле;
- показать ценность духовного богатства чел-ка;
- познакомить с правилами вежливого общения, научить вести беседу или разговор;
- показать необходимость режима дня, сочетания работы и отдыха, выполнения правил личной гигиены;
- формировать представление о самой необходимой привычке- вежливости.
Общая характеристика курса «Азбука общения»
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Программа содержит 4 раздела: «Положительный образ Я», «Общение», «Информация о твоём здоровье», «Правила этики». Работа по данному плану интересна и полезна для детей, так как учит воспитанников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.
Работу по данным разделам нужно начинать с младшего возраста, когда только начинается формироваться у ребёнка собственное «Я».
В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем мире, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» для 1 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей». Программа «Азбука общения» рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 7-8 лет для адаптации к школьной жизни бывших дошкольников.
Занятия проводятся 1 рез в неделю. Длительность занятий 35 мин.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в классе, группе;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, творческой и других видов деятельности;
5) осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают:
1) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Предметные результаты освоения программы:
В коммуникативной сфере
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
б. В познавательной сфере:
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
в. В ценностно-ориентационной сфере:
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения со сверстниками, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
д. В трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
е. В физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» »
МОУДОД «ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
для 1 класса
вЫПОЛНИЛА: ЩАНКИНА Т.В.,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАНСК 2014
Пояснительная записка
Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение. Это поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» для 1 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)
В рабочей учебной программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения общения в 1 классе, раскрываются особенности содержания курса, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
• содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 1 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
• учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, описанные на уровне конкретных предметных действий, которыми должен овладеть обучающийся в итоге освоения программы учебного предмета;
- список источников.
Цели и задачи курса.
ЦЕЛЬ: Овладение уч-ся объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
ЗАДАЧИ: - познакомить с понятием «этика», как правилом поведения людей; - научить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним, учить бережному отношению к вещам; - повторить и обобщить правила поведения в школе; - формировать представление о человеке по его поступкам; - расширить представление детей о добре и зле; - показать ценность духовного богатства чел-ка; - познакомить с правилами вежливого общения, научить вести беседу или разговор; - показать необходимость режима дня, сочетания работы и отдыха, выполнения правил личной гигиены; - формировать представление о самой необходимой привычке- вежливости.
Общая характеристика курса «Азбука общения»
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Программа содержит 4 раздела: «Положительный образ Я», «Общение», «Информация о твоём здоровье», «Правила этики». Работа по данному плану интересна и полезна для детей, так как учит воспитанников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу. Работу по данным разделам нужно начинать с младшего возраста, когда только начинается формироваться у ребёнка собственное «Я». В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем мире, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Рабочая учебная программа «Азбука общения» для 1 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей». Программа «Азбука общения» рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 7-8 лет для адаптации к школьной жизни бывших дошкольников. Занятия проводятся 1 рез в неделю. Длительность занятий 35 мин.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в классе, группе;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, творческой и других видов деятельности;
5) осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают:
1) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Предметные результаты освоения программы:
В коммуникативнойсфере
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
б. В познавательной сфере:
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
в. В ценностно-ориентационной сфере:
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения со сверстниками, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
д. В трудовой сфере:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
е. В физической сфере:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт).
Содержание курса
Раздел 1. «Положительный образ Я», 6 ч.
Название темы
Перечень формируемых УУД:
Кол-во часов
Тема 1.1.
Я неповторимый человек
личностные УУД (готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации);
личностные УУД (готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения);
регулятивные УУД (целеполагание, оценка);
коммуникативные УУД (сотрудничество, взаимопомощь, владение речью, постановка вопросов)
личностные УУД (уважение к другим народам России и мира и принятие их; познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);
регулятивные УУД (планирование, целеполагание);
коммуникативные УУД (сотрудничество, владение речью, постановка вопросов)
личностные УУД (эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог);
регулятивные УУД (планирование, целеполагание);
коммуникативные УУД (взаимный контроль, сотрудничество, взаимопомощь, владение речью, постановка вопросов)
личностные УУД (готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения);
Знакомство с детьми. Правила поведения в коллективе.
1
Я - неповторимый человек
Дать понятия «человек», «личность». Показать и доказать неповторимость каждого человека.
1
Культура моей семьи и я
Дать понятия «семья», «культура». Показать ценность каждой семьи в обществе и в жизни.
1
Чувства, о чём они говорят
Дать понятия «чувства», познакомить с видами чувств и их значениями в жизни человека.
1
Октябрь
Этика- наука о морали.
Дать понятие «этика», соотнести с понятием «этикетка». Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
1
Как я выгляжу
Дать понятие «внешний вид», значение для чел-ка внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на рабочем месте. Отличие по ведения мальчиков и девочек.
1
Этикет
Понятия «этикет» и «правила поведения на уроках». Показать необходимость правил для урока. Сюжетно- ролевая игра «Я- на занятии».
1
Зачем быть вежливым
Понятия «вежливость, привычка, хорошее поведение, добрый и плохой поступок, дракон внутри чел-ка». Вежливость самая нужная, важная привычка чел-ка.
1
Ноябрь
Сказка о вежливости
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «дракон внутри чел-ка».
1
Добро и зло в сказках
Объяснить понятия «добро - хорошо»,«зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло.
1
Твои поступки и твои родители
Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к родителям.
1
Обязанности ученика в школе Понятие «обязанность». Обязанности и дома и в школе
Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
1
Декабрь
Чем богат человек
Объяснить понятие «богатство», «характер». Богатство чел-ка в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
1
Ты и твоё здоровье
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья. Викторина «Советы Айболита».
2
Январь
Праздничный этикет
Дать понятия «праздник», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира чел-ка. Рыцарский турнир вежливости
2
Наш кружок
Дать понятие «кружок», «объединение по интересам»необходимость вежливого общения и взаимопомощи в объединении.
1
Февраль
Моя мама - самая лучшая
Дать понятия «внимание», «забота»,«чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
1
День рождения
Дать понятия «день рождения», «гость», именинник», правила этикета для гостя, именинника. Дарение подарка.
1
Учимся общаться
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
1
Март
Особенности устной речи. Слово веселит, огорчает, утешает.
Дать понятие «слово», «устная речь». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
1
Вывески на улицах города.
Игра-путешествие «По улицам нашего города»
1
Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Дать понятие «темп», «тембр». Прослушивание фонограмм записи голоса.
1
Общение по телефону.
Правила вежливого поведения во время разговора
1
Апрель
Мимика и жесты в устной речи.
Дать понятия «жест» и «мимика» в устной речи
1
Прощание. Что говорят при расставании.
Дать понятие«прощание»,«уважение». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
1
Выражение благодарности.
Дать понятия «благодарность». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
1
Считалки. Ролевые игры.
Разучивание считалок. Игровая программа.
2
Май
Выражение приветствия.
Дать понятие «Приветствие» Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
1
Текст – речевое произведение, высказывание .Заглавие текста
Дать понятия «текст», «заглавие». работа по тексту. Аудирование.
1
Сказка в нашей жизни
Дать понятия «сказка», «жизнь». Правила этикета в сказках и отношение между людьми.
1
Итоговое занятие
Закрепление изученного материала.
1
Итого:
36
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами.
Методические материалы – разработки учебных занятий, познавательных игр и викторин.
Дидактические материалы – тесты на проверку знаний по отдельным темам и итогам изучения программы.
В качестве демонстрационного материала собрана небольшая библиотека книг по проведению КПД, праздников, викторин и т.п..
Интернет-источники:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»].
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном по назначению. В нем имеются учительский стол, ученические парты и стулья, магнитная доска, магниты.
Для уроков с использованием видео-материалов, мультимедиа есть телевизор и DVD- плеер.
Планируемые результаты освоения курса
По окончанииобучения учащиеся
должны знать:
различные формы общения и организации совместных мероприятий;
способы урегулирования конфликтов;
способы организации коллективной деятельности
должны уметь:
организовывать свою деятельность;
выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
работать в группе и индивидуально;
отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
формировать свой портфолио;
выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности.
Список источников
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
2.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
3.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
4.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" 6.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
8.Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
9.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
10.Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011;
11.Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
12.Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
13.Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
14.Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
15.Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
16.Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
17.Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
18.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
19.Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
20.Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
21.Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
22.Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
23.Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
24.Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
25.Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
26.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];