kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юный краевед" предназначена для детей 1-2 класса. Программа построена с учётом возрастных особенностей первоклассников и второклассников на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала на основе краеведческого принципа. Программа кружка "Юный краевед" рассчитана для проведения кружковой работы с детьми младшего школьного возраста на четыре года изучения и включает в себя следующие части: 1 класс "Я и моё село", 2 класс "Моя малая родина - город Гагарин", 3 класс "Моя Смоленщина", 4 класс "Город русской славы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный краевед" »







Программа кружка «Юный краевед»,

часть 1 «Я и моё село»



Предназначена для учащихся 1 класса

Составитель: учитель начальных классов Косьяненко И.В.

Программа реализуется в Никольской МСОШ им. И.А. Денисенкова


























Пояснительная записка

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт.

Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, а маленький человек начинает задавать всё больше вопросов.

Родной край, малая родина, то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Работая с малышами, которые пришли из детского сада, я убедилась в том, что дети хотят больше знать о своём селе, районе, области.

Вот и возникла идея по ведению кружка «Юный краевед». Программа кружка «Я и моё село» разработана для внеклассной кружковой работы учащихся первого класса.


Цели программы:

- способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации;

- сформировать представления детей о селе, в котором они живут и учатся;

- расширить и углубить знания учащихся по истории, культуре, традициях и природе родного края;

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач.





Задачи программы:

в области образования:

- формирование знаний учащихся об особенностях и достопримечательностях своего села;

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, азбуке Смоленского края;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

содействие гармоничному развитию личности школьника;

развитие у учащихся любознательности и познавательного интереса;

совершенствование духовных и физических потребностей;

формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

гуманное отношение к окружающей среде, бережное отношение к памятникам истории и культуры села;

воспитание патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим село, любви к родному краю;

создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Программа построена с учетом возрастных особенностей первоклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана для проведения кружковой работы с детьми младшего школьного возраста на четыре года изучения и включает в себя следующие части: 1 класс «Я и моё село», 2 класс «Моя малая Родина – город Гагарин», 3 класс «Моя Смоленщина», 4 класс «Каким ты был, мой древний город».

Учебная группа состоит из 10 человек. Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному селу.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 2 ч 10 мин., с перерывом 10 мин.

Работа кружка проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Для достижения поставленных задач и целей используются различные формы и виды работы.

Формы и виды работы с детьми:

- беседы,

- краеведческие викторины,

- праздники,

- экскурсии,

- посещение музеев, библиотеки,

- целевые прогулки;

- устный журнал,

- творческая работа,

- разгадывание кроссвордов,

- составление тематических выставок совместно с родителями,

- встречи с коренными жителями,

- сбор природного материала для изготовления поделок,

- презентации индивидуальных и коллективных проектов,

- проведение семейных праздников,

- выставки поделок, рисунков, альбомов,

- заочное путешествие по фотовыставке,

- конкурсная программа для детей и родителей,

- разучивание народных игр

Применяются педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие, ИКТ, проекты. Используется объяснительно-иллюстративный метод, ведётся групповая и коллективная работа.

Регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование бесед на разные темы, словесных и подвижных игр радует детей, т.к. труд чередуется с отдыхом.

Содержание программы

1 класс

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к занятиям предлагаю детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

   Содержание программы, разделов и тем.


Вводная беседа.

Знакомство с работой кружка. Что изучает краеведение?

Краеведение - наука об изучении родного края. Понятие «краевед».

Моё село.

Безопасный путь - дорога от школы до своего дома и обратно. Безопасный и короткий путь домой.

Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается.

Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома. Викторина на опознавание знаков дорожного движения.

Понятие «дом»: дом – жилище. Работа с мультимедийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями.

За что я люблю свой дом? Мой дом - моя крепость, правила дружных жильцов.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина. Творческая работа «Нарисуй свой дом». Выставка рисунков

Моё село. Знакомство с селом, как средой обитания. Взаимосвязь села и человека. Основы этики сельчанина.

Практическая работа. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Никольское сегодня». Заочное путешествие по фотовыставке.

История названия села. Никольское сельское поселение. Встреча с коренным жителем.

Дома моего села. Загадки о жилище. Дом будущего.

Ознакомительная экскурсия по селу. Современные и старинные дома и здания. Элементы украшения домов и зданий.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Село моё Никольское».

Люди моего села. Кем гордятся наши земляки.

Первоначальное знакомство с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической и культурной жизни села.

Места отдыха для местных жителей. Прогулка с родителями. Конкурсная программа. Экскурсии.


Моя семья.


Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники. Эта тема очень богата для подготовки уроков русского языка, чтения.

Практическая работа. Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий.

Я и моё имя.

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Использование игр с именами.

Традиции моей семьи.

Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно). Использование семейных фотографий.

Наша дружная семья.

Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья».

Семейные реликвии.

Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала.

Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы.

Моя родословная.

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного села.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа проводится вместе с родителями)

История моей семьи в истории села Никольское.


Рассказ о родственниках, оставивших след в истории села Никольское.

Практическая работа. Устный журнал.


Растительный и животный мир села.

Что растет на улицах нашего села? Кто живёт в парке нашего села? Правила бережного отношения к природе. Река Гжать.

Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (спортивная площадка, пришкольный участок).

Что растёт на клумбе.

Знакомство с растениями, растущими на клумбе около школы. Практическая работа. На специально заготовленных картинках дети раскрашивают растения, увиденные на клумбе. Можно сделать гербарий данных растений


Мои четвероногие друзья.


Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных.

Практическая работа. Работа в альбомах, конкурс рисунков «Мой четвероногий друг», составление рассказов, сочинение стихов.


Улицы нашего села.


Улицы, на которых мы живём. Моя улица, почему так названа.

Откуда пошло это название?

Практическая работа. Рисование на тему: «Моя улица». Оформление стенгазеты, рассказывающей об улицах своего села.

Военное прошлое в названиях улиц. Улица Мира, улица Краснинская, улица 30 лет Победы, Акимовой, Центральная, Юбилейная.


Учреждения нашего села.

Филиал сбербанка, администрация сельского совета, почта, контора СХПК, спортзал, стадион, библиотека, дом Культуры, детский сад, школа. Пожарная часть.


Моя школа.

Родная школа.

Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений).

Трудовая жизнь в школе. Экскурсия в школьную мастерскую на урок технологии. Конкурс рисунков «Что увидел – нарисуй»

Знакомство с режимом работы школы, общими правилами поведения.

Из истории школы.

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями. Знакомство с известными людьми, учениками данной школы.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя школа».


Профессии.

Такие разные профессии.

Разнообразие профессий в мире.

Практическая работа. Конкурс загадок, составленных совместно с родителями на тему: «Назови профессию моей мамы» (папы)


Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Труд людей родного села. Программист. Библиотекарь. Экскурсии

Традиционные ремёсла моего края.

Продолжить знакомство с жизнью и бытом; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края.

Практическая работа. Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок.

Зимние забавы наших предков.


Знакомство с зимними забавами наших предков. Разучивание народных игр.

Практическая работа. Чтение стихов, отрывков из рассказов, просмотр школьных видеозаписей.

Масленица.

Традиции праздника Масленицы, символизирующего проводы зимы и встречу весны. Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины.

Подготовка и проведение праздника. Чаепитие с блинами.

Практическая работа. Инсценирование обрядов.

Проводы русской зимы.

Традиция проведения проводов русской зимы в селе Никольское.

Практическая работа. Заучивание стихов, песен, инсценирование обрядов.


Памятные места нашего села.

Памятник воину-освободителю. Церковь Николая Чудотворца. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Обобщение изученного – проведение праздника «Береги своё село»(1 ч.) Резерв (1 ч.)


Календарно-тематическое планирование занятий кружка для 1 класса (33 учебные недели по 6 часов, всего 198 часов)

№ п\п

Содержание

Количество часов

Дата

1-2.

Вводное занятие «Что изучает краеведение»; «Кто такие краеведы?»

2

5.09

3-8

Экскурсия «Дорога от школы до…». Безопасный и короткий путь домой. Беседа «О чём рассказывают знаки на дорогах наших улиц?» Викторина на опознавание знаков дорожного движения. Практическая работа «Составление схемы короткого пути до своего дома» Обсуждение маршрута.

6

6.09 7.09

12.09


9-14

«Мой дом - моя крепость»: мультимедийная презентация. Творческая работа «Нарисуй свой дом». Рассказы детей о своём дворе «А у нас во дворе». Правила дружных жильцов. Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина. Оформление тематической выставки.

6

13.09

14.09

19.09

15-34

Состав семьи. «Кто в моей семье живёт? (составление рассказов по фотографиям). Я и моё имя. «Что означает моё имя?» Что такое фамилия и отчество? Именины. «Имя и ангел-хранитель». Практическая работа. Разучивание игр с именами. Знакомство с традициями семей. Традиции моей семьи. Семейный праздник «На что клад, если в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках. Семейные реликвии (оформление выставки памятных предметов совместно с родителями). Встреча с родителями, воспоминания, связанные с семейными реликвиями. Организация выставки семейных поделок. Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы. Моя родословная. Поколения предков. Составление родословного древа (подготовка выставки рисунков совместно с родителями). Рассказы детей о своей родословной. «История моей семьи в истории села Никольское» (подготовка устного журнала о знаменитых родственниках). Устный журнал о знаменитых родственниках. Встреча с дедушками и бабушками – ветеранами войны и труда. Урок воспоминаний (рассказы о родственниках, оставивших след в истории села Никольское)

20

20.09

21.09

26.09

27.09

28.09

3.10

4.10


5.10

10.10

11.10

35-40

Загадки о жилище. «Какие дома «живут» в нашем селе?» (ознакомительная экскурсия по селу). Творческая работа «Дом будущего». Прогулка «Современные и старинные дома и здания села» (рассказ работника ДК). Изображение элементов украшения домов и зданий (по наблюдениям). Конкурс рисунков «Село моё Никольское»

6

12.10

17.10

18.10

41-50.

Беседа на тему: «Село, в котором я живу и учусь». История названия села. Встреча с коренным жителем Н.Н. Фокиным. Воспоминания родителей «Когда моя мама была маленькой...» «Что это такое: Никольское сельское поселение?» Экскурсия в здание администрации Никольского сельского поселения. Знакомство с главой Е.Н. Говрашковым. Рассказы ведущих специалистов. Подготовка фотовыставки (совместно с родителями) на тему: «Никольское сегодня». Заочное путешествие по выставке.

10

19.10

24.10

25.10

26.10

31.10

51- 58.

Экскурсия «Что растет на улицах нашего села?» Конкурс рисунков (по наблюдениям). Рассуждение на тему: «Что растёт на твоём участке?» Конкурс загадок и разгадывание кроссворда. Праздник «Что нам осень принесла?» Презентация индивидуальных и коллективных проектов (совместно с родителями) на тему: «Какое блюдо можно приготовить из овощей, выращенных на вашем огороде?»

8

1.11

2.11

7.11

8.11

59-70.

Сочинялки на тему: «Что в природе красивого?» Целевая прогулка для сбора природного материала. Изготовление поделок. Беседа «Береги растения» Растения нашего края, занесённые в Красную книгу (работа с иллюстрациями Красной книги Смоленской области). Экскурсия по школьной территории «Что растёт на клумбе?» Викторина о растениях. Изготовление гербария. Экскурсия на пришкольный участок. Инсценировка по самостоятельно составленному рассказу «Спор овощей». Изготовление масок и декораций.

12

9.11

14.11

15.11

16.11

21.11

22.11

71-78

Беседа с использованием фотовыставки «Кто живёт в парке нашего села?» Тематическая выставка рисунков. Экскурсия «Животные вокруг нас: насекомые, птицы». Изготовление аппликаций на тему: «Я увидел сороку...» (по наблюдениям). Чтение сказок Смоленского края о животных. «Животные в поделках из природного материала». Творческая игра «Придумай сказку про своих героев и поиграй с друзьями». Изготовление декораций.

8

23.11

28.11

29.11

30.11

79-88.

Мои четвероногие друзья. Беседа «Береги животных». Разгадывание тематического кроссворда «Мои домашние животные». Обыгрывание ситуаций «Повадки домашних животных». Изготовление масок. Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг». Кроссворд «Дикие животные нашего района». Творческая работа «Отгадай загадку – вылепи отгадку», «Дикие животные, которых я знаю». Коллективная работа – сочинение рассказов и стихов.

10

5.12

6.12

7.12 12.12

13.12

89-96

Моя школа. Беседа «Для нас всегда открыта в школе дверь». Экскурсия по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом школы. Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения (беседа с учениками своей школы). Праздник «Мы школьниками стали». Из истории школы «Почему школа носит имя И.А. Денисенкова?» (рассказ завуча по воспитательной работе) Конкурс рисунков «Моя школа»

8

14.12

19.12

20.12

21.12

97-104

Моя улица. Беседа «Улицы, на которых мы живём». Экскурсия по главной (Центральной) улице села. Знакомство с достопримечательностями улиц. Оформление фотовыставки. Подготовка рассказов (совместно с родителями) на тему: «Почему улицы носят их имена?» (Улица Акимовой, улица Титова). Почему улицы так называются? (Улицы: 30 лет Победы, Юбилейная, Центральная). Экскурсия.

8

26.12

27.12

28.12

105-110

Встреча поколений на тему: «Почему улицы так называются?» (Улицы: Мира, Краснинская, Заречная). История названия улиц. Военное прошлое в названиях улиц. Экскурсия по улице Мира. Конкурс рисунков «Вот моя улица, вот он – мой дом». Оформление тематической выставки рисунков.

6


111-118.

Люди моего села. Кем гордятся наши земляки? Рассказ коренной жительницы о прославленных земляках. «Мы ими гордимся (рассматривание фотографий и школьных стендов). «И это всё о нём...» (рассказ о Герое Соц. Труда – И.А.Денисенкове). Подготовка проекта (совместно с родителями) на тему: «Кем гордится моя семья?», «Связь поколений и имён в истории родного села». Презентация коллективных и индивидуальных проектов.

8


119-126.

Такие разные профессии. Традиционные ремёсла моего села. Практическая работа. Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок. Труд людей родного села. Профессии в моей семье (встреча с родителями учащихся, которые работают в учреждениях нашего села). Конкурс загадок, составленных совместно с родителями «Отгадай профессию моей мамы» (папы). Подготовка тематической выставки фотографий, посвященной профессиям родителей.

8


127-132

Трудовая жизнь в школе. Беседа с техслужащими, поварами на тему «Что они для нас делают? Экскурсия в школьную мастерскую на урок технологии. Наблюдение за изготовлением указок. Посещение швейной мастерской. Рассказ учителя технологии на тему: «Помощь школе своими руками». Конкурс «Что увидел – нарисуй»

6


133-138

Места отдыха для местных жителей. Беседа на тему: «Где отдыхают жители нашего села?» Практическая работа «Составление схемы зоны отдыха». Прогулка с родителями в лес. «Отдых с пользой для всей семьи» (конкурсная программа для детей и родителей). Правила бережного отношения к природе.

6


139-144

«Где отдыхают жители нашего села?» Посещение концерта художественной самодеятельности в Доме Культуры. Беседа на экологическую тему. Экскурсия на реку Гжать. Прогулка в парк. Конкурс рисунков по полученным впечатлениям.

6


145-149

Труд людей родного села. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. Изучение тематической книжной выставки. Знакомство с выставкой изделий местных умельцев. Игровая программа «Все профессии важны...»

5


150-157

Учреждения нашего села. «Что находится в нашем селе?» «Идём в гости к дошколятам» (игровая программа). Практическая работа «Изготовление коллективной аппликации: детский сад, школа, администрация сельского совета, почта, контора СХПК, Филиал сбербанка». Экскурсии (по выбору). Встреча с работником выбранного учреждения. Беседа, рассказ, показ рабочего места.

8


158-165

Беседа «Большая Гжать: река или реченька?» Правила бережного отношения к природе. Инструктаж по технике безопасности при нахождении у водоёма. Подготовка выставки рисунков на тему: «Пруды и озёра нашего поселения». Конкурс загадок «Кто живёт в нашей речке?» Изготовление из цветной бумаги и пластилина речных обитателей. Оформление фотовыставки (совместно с родителями). Работа с фотовыставкой «Что по берегам Гжати растёт?» Конкурс рисунков.

8


166-169

Труд людей родного села. Профессии «Программист, кто это?» Экскурсия в контору села.

4


170-181

Знакомство с забавами наших предков. Разучивание народных игр «Колечко», «Два Мороза». Знакомство с традициями проведения проводов русской зимы в селе Никольское. Подготовка к празднику «Масленица». Инсценирование обрядов. Практическая работа: чтение стихов, отрывков из рассказов из книги смоленского автора Кошелева. Участие в общешкольном празднике «Как на масляной неделе...» Традиция печь блины. Кулинарный конкурс и игровая программа (совместно с родителями) Просмотр видеозаписей с праздника.

12


182-185

Что такое православие? Иконы в нашем доме. Беседа о правилах поведения в святых местах. Экскурсия в церковь Николая Чудотворца.

4


186-194

Беседа на тему: «Нам этот мир завещано беречь». Тематическая выставка рисунков. «Кто такие ветераны?» Подготовка рассказов на тему: «Есть ли ветераны в нашей семье?» Правила поведения у подножия памятника. Целевая прогулка к памятнику воину-освободителю. «Ветераны – земляки» (встреча с ветераном, тематическая беседа). Посещение митинга, слушание рассказа «Как встречали День Победы в нашем селе».

8


195-196

Подготовка к празднику. Изготовление стенгазеты.

2


197-198

Праздник «Береги своё село». Презентация творческих проектов по теме (совместно с родителями)

2


199-200.

Итоговое занятие. Оформление папок творческих работ. Резерв.

2


Работа с родителями.

1. Беседа на тему: «Обеспечение детей необходимыми материалами для практических работ»

2. Беседа о культуре поведения детей.

3. Организация семейных праздников, помощь детям в подготовке творческих работ и проектов.

4. Приглашение родителей на занятия и праздники.

Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся 1 года обучения

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

безопасный путь - дорогу от школы до своего дома и обратно;

название растений, которые растут в родном селе;

название диких и домашних животных,

название улиц своего села;

название профессий людей, работающих в селе;

фамилии знаменитых земляков;

название и месторасположение основных достопримечательностей своего села;

правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно находить безопасный путь из школы домой и обратно;

объяснять, почему главные улицы села так названы,

поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.





































Программа кружка «Юный краевед»,

часть 2 «Моя малая Родина – город Гагарин»



Предназначена для учащихся 2 класса




Составитель: учитель начальных классов Косьяненко И.В.


Программа реализуется в МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная им. И.А. Денисенкова»

Период работы по данной программе: 2012/2013 учебный год




















Пояснительная записка

Данная программа предназначена для детей 2 класса, посещающих кружок второй год. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 2 ч 5 мин., с перерывом 5 мин. В течение года дети занимаются 216 часов. Программа построена с учетом возрастных особенностей второклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана для проведения кружковой работы с детьми младшего школьного возраста на четыре года изучения и включает в себя следующие части: 1 класс «Я и моё село», 2 класс «Моя малая Родина – город Гагарин», 3 класс «Моя Смоленщина», 4 класс «Каким ты был, мой древний город». Учебная группа состоит из 10 человек. Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному краю.

Программа предполагает регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование различных форм и видов работы с детьми.

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт.

Родной край, малая родина - то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения.

Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

Благодаря тематическому содержанию программы ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Важность данной проблемы отражена в ФГОС-2 и Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров Закона направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Работая с малышами, я убедилась в том, что дети хотят больше знать о своей малой Родине, районе, области.

Вот и возникла идея по ведению кружка «Юный краевед». Программа кружка «Моя малая Родина – город Гагарин» разработана для внеклассной кружковой работы учащихся второго класса. Работа кружка проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и виды работы.

Формы и виды работы с детьми:

беседы, краеведческие викторины, праздники, экскурсии, посещение музеев, библиотек, целевые прогулки; устный журнал, творческая работа, разгадывание кроссвордов, составление тематических выставок совместно с родителями, встречи со знаменитыми земляками, сбор природного материала для изготовления поделок, презентации индивидуальных и коллективных проектов, оформление книжек-малышек, проведение семейных праздников, выставки поделок, рисунков, альбомов, заочное путешествие по фотовыставке, конкурсная программа для детей и родителей, участие в общешкольных и районных мероприятиях.

Использование методических приёмов: оживление опыта (представлений) детей; работа по рисункам; обсуждение проблемы, предположения; обсуждение сообщений и рисунков; работа с картой; составление портрета; рассматривание фотографий, стендов.

Применяются педагогические технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (видеометод, интернет-ресурсы), проектные, технологии использования в обучении игровых методов. Используется объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический метод, ведётся групповая, индивидуальная и коллективная работа.

Содержание данной программы направлено на реализацию основных целей и задач кружка.

Цели программы:

- способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации;

- сформировать представления детей о своей малой Родине - городе Гагарине; о знаменитом земляке - «Колумбе Вселенной со спутника «Восток» Ю.А.Гагарине;

- расширить и углубить знания учащихся по истории, культуре, традициях родного края;

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач.

Задачи программы:

в области образования:

- дать наиболее полное представление о городе Гагарин, познакомить с информацией о сегодняшнем дне и истории города;

- формирование знаний учащихся об особенностях и достопримечательностях своей малой Родины – городе Гагарине;

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, азбуке Смоленского края;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- развитие у учащихся любознательности и познавательного интереса; логического мышления, кругозора;

совершенствование духовных и физических потребностей; развитие эстетических чувств;

формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; умения доводить начатое дело до конца;

гуманное отношение к окружающей среде, бережное отношение к памятникам истории и культуры города;

воспитание патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим свою малую Родину, любви к родному краю;

создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

При составлении программного материала предусматривается постепенное увеличение нагрузки. Дети не только исполняют требования педагога, но и проявляют творчество, фантазию, воображение. Все занятия проходят в дружественной, игровой атмосфере.

В процессе работы дети оказывают друг другу помощь, советуют, анализируют. Знания, полученные на занятиях, применяют на интегрированных уроках.

Содержание программы, разделов и тем.

Вводное занятие.

Знакомство с работой кружка. Беседа на тему: «Что изучает краеведение?»

Краеведение - наука об изучении родного края. Понятие «краевед».

Первоначальные понятия по краеведческой деятельности.

Географическое положение.

Расположение города Гагарина. Расстояние от Гагарина до крупных городов (заочное путешествие по карте автодорог). Город на карте страны. Гагарин – административный центр Гагаринского района Смоленской области. «Знакомьтесь: географическая карта Смоленской области» (работа с картой). Площадь города. Население.

Практическая работа. Составление схемы пути от указателя Никольское до города Гагарина. Изображение карты своей области в миниатюре. Работа с мультимедийной презентацией: знакомство с крупными городами, соседствующими с городом Гагарин. За что я люблю свой город? Моя малая Родина – город Гагарин.

Практическая работа. Творческий конкурс: вылепить из пластилина указатель города и рассказать замысел его появления. Творческая работа «Нарисуй город». Выставка рисунков и поделок.

Мой город. Знакомство с городом, как средой обитания. Взаимосвязь города и человека. Основы этики горожанина.

Практическая работа. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Гагарин сегодня». Заочное путешествие по фотовыставке.

Герб города. История герба Гагарина.

«Мы – гагаринцы, граждане России». Год основания города (1776). Прежнее название (Гжатск до 1968 г.) Герб Гжатска (1780). Следы истории на гербе города Гагарина.

Знаменательная дата: 8 декабря – День флага и герба г.Гагарина (знакомство с информацией на сайте «Жители города о флаге и гербе). Современный герб города Гагарина. Официальные символы г. Гагарин. Геральдическое описание герба и флага.

Девиз «Родина первого космонавта». Герб, гимн и флаг. Гимн «Звёздный город» - торжественная песня нашего города. Этнохороним: гагаринец, гагаринка.

Знакомство с официальным сайтом города Гагарина Смоленской области.

Практическая работа. Составление рассказа о городе с использованием фотографий.

Творческая работа: «Это белое поле для нас…»

Практическая работа. Устный журнал «Следы истории на гербе города Гагарина».

Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала.

Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы

История города.

Из истории возникновения города Гагарина. История названия города. Гагарин - административный центр Гагаринского района.

Ознакомительная экскурсия по городу. Современные и старинные дома и здания. Элементы украшения домов и зданий.

Путешествие по фотовыставке «Где я мог это увидеть…»

Славная история города Гжатска. Город Гжатск и его уезд. Уездный город Гжатск. Название Гжатск. Гжатская пристань. Памятники войны 1812 года на Смоленщине. Кутузов в Гжатске. Знаменательная дата: 200-летие победы в Отечественной войне 1812 г. в Гагарине (историческая викторина «Недаром помнит вся Россия...»). Экскурсия совместно с родителями в историко-краеведческий музей на открытие выставки «По старой Смоленской дороге», «Город новый – город старый» (14 сентября). Творческий конкурс по исторической реконструкции военного костюма эпохи Отечественной войны 1812 г. с использованием интерактивной доски.

Как сформировался город. Переименование в город Гагарин в честь первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.

Годы Великой Отечественной войны. Памятные места 1941-1945 гг. в Гагарине. Воспоминания ветеранов. Творческая работа «Какого цвета память о войне?»

Современный период (с 1992 г.) Развитие торговли, сферы услуг, строительной и пищевой промышленности. Появление крупных торговых федеральных сетей. Частный бизнес.

Проект «Путешествие в историю Гжатск – Гагарин»

Экскурсия в новое здание ЦДТ «Звёздный».

Практическая работа. Создание коллективной книжки-малышки по впечатлениям об экскурсии.

Транспорт.

Практическая работа с картой автомобильных дорог. Федеральная автомобильная дорога М1 «Беларусь». Автомобильный транспорт. Железнодорожная линия Смоленского направления МЖД. Железнодорожный транспорт. Автобусное сообщение. Общественный транспорт.

Практическая работа. Путешествие по фотопутеводителю «Город Гагарин». «Сочинялки»: загадки о транспорте. Изготовление игрушки аппликации «Поезд». Беседа о железнодорожном транспорте.


Промышленные предприятия города.

Крупные заводы и фабрики города (работа со слайдами).

ООО «Гагаринский бетонный завод». ОАО «Гагаринский машиностроительный завод». ОАО «Гагаринский светотехнический завод». Фабрика «Гжатская мануфактура». ЗАО «Гагаринский молочно-консервный завод». Завод по производству сухого быстрорастворимого молока. ООО «Эггер Древпродукт Гагарин». Логический центр «Классен Рус». Что создают наши земляки? Рассказ с использованием фотографий, материалов газеты «Гжатский вестник» о фабрике «Лео» по пошиву детской одежды в городе Гагарин.

Продукция заводов. Использование продукции.


Учебные заведения.

Такие разные профессии. Разнообразие профессий в мире.

Практическая работа. Конкурс загадок, составленных совместно с родителями на тему: «Назови профессию моей мамы» (папы)

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Труд горожан. Программист. Библиотекарь. Экскурсии

Традиционные ремёсла моего края.

Продолжить знакомство с жизнью и бытом; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края.

Практическая работа. Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок.

Где можно получить профессию. «Где учиться мне потом, чем заниматься?» Филиал РосНОУ. Аграрно-экономический колледж. Колледж современных технологий. Педагогический колледж. ПТУ №8. Средняя школа №1 имени Ю.А.Гагарина. Средняя школа №2 имени Е.В. Камышева. Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола. Средняя школа №4 имени А.А. Леонова. Вечерняя школа. Специальная школа-интернат. Музыкальная школа. Художественная школа.

Культура.

Музыка (Народный театр).

Клуб любителей поэзии «Вдохновение». Клуб книголюбов «Собеседник». Хор ветеранов «Былинушка». Клуб бардовской песни «Восток». Театр танца «Синяя птица»

Кинотеатр («Космос»).

Объединённый мемориальный музей Ю.А.Гагарина:

Историко-краеведческий музей (урок в музее «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!»), ул. Герцена. 7.

Дом-музей школьных лет Ю.А.Гагарина (экскурсия «Юрино детство в стихах»), ул. Гагарина, 69.

Детский музей «Игры Юрия Гагарина» (интерактивная экскурсия «Игры Юрия Гагарина»), Дом космонавтов, ул. Гагарина, 74а.

Художественная галерея (урок в музее «Мы – художники»), ул. Герцена, 9.

Музей Первого полёта (урок в музее «Космос начинается на Земле»), ул. Ленина, 12.

Дом космонавтов (занятие «Один день из жизни Ю.А. Гагарина. 12 апреля 1961 г.»)

Дом-музей Ю.А.Гагарина в селе Клушино (просмотр слайдов)

Дома культуры (МБУК МКДЦ «Комсомолец»; МУКиК ГДК «Гагаринский городской Дом культуры).

Центр детского творчества «Звёздный».

Природный парк «Гагаринский».

Центральная библиотека.

Гагаринский ФОК «Восток» (экскурсия на тему «В нём исток бодрящей силы»). Беседа с тренером о спортивно-массовых мероприятиях городского, районного и областного уровня ФОКа.

Практическая работа. Рисование на тему: «О, спорт, ты жизнь!» Участие в гагаринских стартах.

Места отдыха для местных жителей. Прогулка с родителями в городской Парк культуры и отдыха имени Солнцева. Конкурсная программа. Экскурсии.


Гагарин в поэзии, песнях, книгах, драматургии, живописи.

Знакомство с поэзией Н. Кеженова, М. Чекусова, Ю.Сельдёнкова, Насти Толчевой.

Песни и музыка о Гагарине и о космосе.

Творческий конкурс: «Звёздный сын земли Смоленской» (номинация «Поэзия»)

Космическая неделя – выставка рисунков на космическую тему «К звёздам!»

Конкурс рисунков и поделок, стараниями детей и родителей «Космонавтика и дети»

Конкурсно-игровая программа «Космический рейс»

Знакомство с ресурсами интернета, посвященными 51-летию первого полёта человека в космос.


Достопримечательности г. Гагарина, памятники истории и культуры.

Памятное место – «Дворца Петра 1», отсюда начиналось строительство г. Гагарина. Памятник Ю.Гагарину на Красной площади города. Мемориальный комплекс в честь партизанского отряда «Победа», Аллея партизанской славы (городской Парк культуры и отдыха имени Солнцева). Дом купца Царевитинова, в котором останавливался полководец М.И.Кутузов. Памятный знак на месте, где находится дом, в котором родился и жил с 1889 по 1907 гг. Солнцев Фёдор Фёдорович – один из 26-ти Бакинских комиссаров.

Памятник Петру 1, как основателю Гжатской пристани. Памятники архитектуры города Гагарина. Религиозные организации города Гагарина. Благовещенский собор (1897-1900), в котором размещается Историко-краеведческий музей. Церковь Скорбящей Божьей Матери (1753). Церковь Казанской Божьей Матери (1734-1737). Вознесенская церковь. Впечатления от посещения Благовещенского собора или Вознесенской церкви. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.


Известные уроженцы города.

Кем гордятся наши земляки. Первоначальное знакомство с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической и культурной жизни села. Человек и его доброе имя на Земле». Гагарин Юрий Алексеевич – сын Земли Смоленской. «Мы снова вспомним о нём…» Экскурсия-ознакомление с материалами школьных стендов о нашем земляке. Рассказы членов ДОО «Гагаринцы» о своей деятельности. Презентация плаката к 79-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. Участие в творческом конкурсе районного совета ДОО на тему: «Юные гагаринцы о Гагарине».

Гамен Алексей Юрьевич. Глазенап Пётр Владимирович. Ломоносов Юрий Владимирович. Носков Николай Иванович. Сорнев Игорь Андреевич. Тихонов Андрей Николаевич. Рассказ о родственниках, оставивших след в истории города Гагарин.

Практическая работа. Устный журнал. Изготовление панно «В космосе». История названия улиц.



Города-побратимы.

Ратиген, Германия (1998). Можайск, Россия, 2011. Борисов, Белоруссия. Крупки, Белоруссия.

СМИ.

Газета городской администрации «Гжатский вестник». Газета «Орбита плюс-регион» (общественно-рекламная). Развлекательный рекламно-информационный журнал «Мой город Гагарин». Радиостанция «Радио Дача». Кабельное телевидение и телеканал «Орбита плюс». Локальная сеть, интернет.

Фотогалерея.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Обобщение изученного – презентация творческого проекта «Моя малая Родина – город Гагарин» (1 ч.) Резерв (1 ч.)








Календарно-тематическое планирование занятий кружка для 2 класса (34 учебные недели по 6 часов, всего 230 часов)

№ п\п

Содержание

Количество часов

Дата

1-2.

Знакомство с работой кружка. Вводное занятие «Что изучает краеведение»; «Кто такие краеведы?»

2

сентябрь

3-8

Практическая работа с географической картой Смоленской области. Заочное путешествие по карте автодорог. Рассматривание карты Гагаринского района. Историческая викторина «Недаром помнит вся Россия…» Посещение выставки совместно с родителями «Город новый – город старый» Творческий конкурс по исторической реконструкции военного костюма эпохи Отечественной войны 1812 г. с использованием интерактивной доски.

6



9-14

Мультимедийная презентация «Кто наши соседи?» Краеведческая викторина «За что я люблю свой город?» Творческий конкурс «Придумай свой указатель города», расскажи историю его появления.

6




15-24

Изготовление коллективного панно из гофрированного картона на тему: «Моя малая Родина – город Гагарин» Творческий отчёт «Путешествие по выставке рисунков и поделок». Подготовка тематической фотовыставки совместно с родителями на тему: «Гагарин сегодня» Экскурсия в библиотеку. Тематическая беседа «Взаимосвязь города и человека» Представители народов, населяющих г.Гагарин.


10





25-38

Презентация «Символика Гагарина». Работа со слайдами «Следы истории на гербе г. Гагарина» Беседа «Что такое Гжатск?» Рассматривание герба Гжатска. Встреча с вожатыми и знакомство с детской организацией «Гагаринцы». Подготовка проекта «Знаменательная дата – День флага и герба». Работа с ресурсами интернет: знакомство с официальным сайтом г. Гагарин «Жители города о флаге и гербе» Творческая работа: «Это белое поле для нас…»

Практическая работа. Устный журнал «Следы истории на гербе города Гагарина». Организация выставки семейных поделок. Практическая работа. Составление рассказа о городе с использованием фотографий. Подготовка проекта «Родной город»


14

октябрь







39-64

Краеведческий час «Как возник город Гагарин?» Библиотечное занятие «История названия города». Семейная экскурсия в город Гагарин. Посещение городской библиотеки. Выставка рисунков на тему: «Современные и старинные дама и здания нашего города» Коллективный проект «Элементы украшения домов и зданий». Путешествие по фотовыставке «Где я мог это увидеть?» Проект «Родной город» Путешествие в историю «Город Гжатск и его уезд» Проект «Гжать – Гжатск –гжатчане» Презентация «Памятники войны 1812 г. на Смоленщине» Пр.р: составление схемы пути движения от Никольского до Гагарина. Творческий проект: «Изображение города Гагарина в миниатюре». Площадь города. Водоёмы. Лесная зона, парк. Население. Проект «Путешествие в историю Гжатск – Гагарин». Участие в общешкольном мероприятии «Солдат без формы – не солдат» (номинация – герой «ожившей» картины). Знакомство с информацией по теме на сайте г. Гагарина «Памятные места 1941 -1945 гг. в Гагаринском районе»

20






ноябрь

65- 77.

Беседа на тему: «Нам этот мир завещано беречь». Тематическая выставка рисунков. «Кто такие ветераны?» Подготовка рассказов на тему: «Есть ли ветераны в нашей семье?» Правила поведения у подножия памятника. Целевая прогулка к памятнику воину-освободителю. «Ветераны – земляки» (встреча с ветераном, тематическая беседа). Посещение митинга, слушание рассказа «Как встречали День Победы в нашем городе». Презентация индивидуальных и коллективных проектов (совместно с родителями) на тему: «Какого цвета память о войне…»Работа с информацией официального сайта г. Гагарин по теме «Памятные места 1941-1945 гг. в Гагарине», «Ветераны детям о войне»

13

май


78-95.

Экскурсия в новое здание ЦДТ «Звёздный».

Практическая работа. Создание коллективной книжки-малышки по впечатлениям об экскурсии.

Практическая работа с картой автомобильных дорог «Дорога М1 - «Беларусь». Игра «Какой бывает транспорт?» «Сочинялки»: загадки о транспорте. Экскурсия по улицам города. Автомобильный транспорт. Изготовление автомобилей из спичечных коробков. Железнодорожная линия Смоленского направления МЖД. Беседа о железнодорожном транспорте. Изготовление игрушки аппликации «Поезд». Автобусное сообщение. Конкурс «Какие бывают автобусы?» Общественный транспорт. Игровая программа по правилам дорожного движения с использованием самостоятельно изготовленных игрушек «Берегись автомобиля», «Школа пешехода»

Путешествие по фотопутеводителю «Город Гагарин»


18

ноябрь






96-107

Путешествие по фотовыставке «Заводы и фабрики нашего города»

Беседа «Что приходит к нам с завода?» Встреча с родителями, работниками «Гагаринского молочно-консервного завода». Рассказ родителей, работников фабрики «Гжатская мануфактура».


Предприятия нашего города на страницах газеты «Гжатский вестник». Выставка рисунков по полученной информации на тему: «Что создают наши земляки?» Подготовка к проекту «Профессии»

12

декабрь




108-123

Беседа «Такие разные профессии».

Конкурс загадок, составленных совместно с родителями на тему: «Отгадай профессию моей мамы» (папы)

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Творческий конкурс «Я – программист, а я -.библиотекарь, ну а я – экскурсовод».

Практическая работа. Изготовление доступных по возрасту костюмов поделок.

Беседа «Культура и образование». Где училась моя мама, сестра, брат? «Где учиться мне потом, чем заниматься?» Презентация «Что такое Филиал РосНОУ. Аграрно-экономический колледж. Педагогический колледж. ПТУ №8». Беседа «Почему школы нашего города носят их имена?» Средняя школа №1 имени Ю.А.Гагарина. Экскурсия в школьный музей. «Кто учится в вечерней школе?» Встреча с завучем на тему: «Школы разные нужны…» Рассказ о специальной школе-интернате, музыкальной и художественной школах.

Коллективная работа – сочинение рассказов и стихов о профессиях. Подготовка тематической выставки фотографий, посвященной профессиям родителей. Представление проекта на тему «Профессии»

16

январь



124-141

Праздник «Окунитесь в мир культуры». Проект «Путешествие в театр». Творческая работа «Мы не просто вам расскажем, а возьмём и всё покажем…»

Рассматривание материалов сайта «Культурная жизнь нашего города».

Краеведческая викторина «Игры Юрия Гагарина».

Экскурсия в Музей Первого полёта (урок в музее «Космос начинается на Земле»)

Тематическая выставка рисунков «Один день из жизни Ю.А. Гагарина. 12 апреля 1961 г.»

Целевая экскурсия в Дом культуры МБУК МКДЦ «Комсомолец». Экскурсия в Центр детского творчества «Звёздный».

Заочное путешествие по фотовыставке в Природный парк «Гагаринский».

Гагаринский ФОК «Восток» (экскурсия «В нём исток бодрящей силы»). Беседа с тренером о занятиях в спортивных секциях)

Практическая работа. Рисование на тему: «О, спорт, ты жизнь!» Участие в гагаринских стартах.

Прогулка с родителями в городской Парк культуры и отдыха имени Солнцева.

Изготовление стенгазеты по полученным впечатлениям.


18




апрель

142-150

Устный журнал «Памяти Ю.Гагарина»

Разучивание песни «Мы снова вспомним о нём» Музыкальный час о Гагарине и о космосе.

Творческий конкурс: «Звёздный сын земли Смоленской» (номинация «Поэзия»)

Подготовка к участию в Космической неделе – выставка рисунков на космическую тему «К звёздам!»

Конкурс рисунков и поделок, стараниями детей и родителей «Космонавтика и дети»

Конкурсно-игровая программа «Космический рейс»

Знакомство с ресурсами интернета, посвященными 51-летию первого полёта человека в космос.


9


март


151-160

Беседа «Чем интересен наш город для туристов?» Презентация «Достопримечательности г. Гагарина, памятники истории и культуры».

Экскурсия на Памятное место – «Дворца Петра 1» и к памятнику Ю.Гагарину на Красной площади города. «Всё это из нашей истории строки…» (рассказ о мемориальном комплексе в честь партизанского отряда «Победа» и об Аллее партизанской славы).

Заочное путешествие по теме: «Святые места нашего города» в Благовещенский собор (1897-1900), в котором размещается Историко-краеведческий музей и в Вознесенскую церковь. Посещение святых мест с родителями. Впечатления от посещения Благовещенского собора или Вознесенской церкви. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники. Оформление тематической выставки рисунков.

10


161-176.

Библиотечное занятие «Кем гордятся наши земляки?» Экскурсия-ознакомление с материалами школьных стендов о нашем земляке «Гагарин Юрий Алексеевич – сын Земли Смоленской». Подготовка к вступлению в ДОО «Гагаринцы». Проект «Наш отряд» Творческий конкурс на лучшее название, эмблему и девиз отряда. Тематический час в рассказах членов ДОО «Гагаринцы» о своей деятельности. Литературно-музыкальная композиция «Это Юрий Гагарин нас вперёд за собою ведёт…» Презентация плаката «Колумб Вселенной со спутника «Восток» к 79-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. Участие в творческом конкурсе районного совета ДОО на тему: «Юные гагаринцы о Гагарине».

Устный журнал «Их имена о чём-то говорят…» Рассказ о родственниках, оставивших след в истории города Гагарин.

Изготовление панно «В космосе». Презентация коллективных и индивидуальных проектов.

16

март

177-178.

Путешествие по сайту г. Гагарина на тему: «Города-побратимы».


2


179-188

Библиотечное занятие «Все новости в районной газете городской администрации «Гжатский вестник». Знакомство с краеведческим проектом «Поколение» на страницах газеты. Изучение статьи «Заслуженные награды гагаринских школьников». «Если что-то очень нужно, ты в «Орбиту загляни…» Газета «Орбита плюс-регион». Презентация развлекательного рекламно-информационного журнала «Мой город Гагарин». Конкурсно-игровая программа «Телеканал «Орбита плюс представляет…» Конкурс юных корреспондентов «Журналина». Проба пера: заметки в школьную стенгазету «Новости школьной жизни», «Мой любимый город»

6

февраль

189-192

Подготовка краеведческого журнала «Земля и люди» Сбор материала. Оформление фотовыставки.

4

февраль

193-194

Конкурс рисунков по полученным от экскурсии впечатлениям. Оформление выставки.

2


195-198

Подготовка (совместно с родителями) литературно-музыкальной композиции «Я гагаринцем зовусь…»

4

апрель

199-203

Представление творческих работ краеведческого журнала. Подготовка сообщения на тему: «Сам себя считаю городским теперь я…»

5


204-208

Участие в подготовке к общешкольному мероприятию, посвященному приёму в ДО «Гагаринцы» Разгадывание тематического кроссворда.

4

апрель

209-215

Литературно-музыкальная композиция «Я гагаринцем зовусь…» Экскурсии. Посещение музеев.

7


216-220

Подготовка к участию в районных конкурсах, тематических общешкольных и классных мероприятиях.

5


221-224

Организация целевых прогулок и встреч со знаменитыми земляками.

4


225-226

Подготовка материалов творческого проекта «Моя малая Родина» Изготовление стенгазеты.

2


227-228

Презентация творческого проекта «Моя малая Родина – город Гагарин»

2


229-230.

Итоговое занятие. Оформление папок творческих работ, детских портфолио. Резерв.

2



Работа с родителями.

1. Беседа на тему: «Обеспечение детей необходимыми материалами для практических творческих работ»

2. Беседа о культуре поведения детей и сопровождение на экскурсиях.

3. Организация семейных праздников, помощь детям в подготовке творческих работ, презентаций и проектов.

4. Приглашение родителей на занятия и праздники.

Требования к уровню сформированности знаний и умений учащихся 2 года обучения

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

необходимый исторический и справочный материал по теме кружка;

основные знаменательные даты, отличать символику своего города;

название улиц своего города;

название промышленных предприятий города;

фамилии знаменитых земляков;

название и месторасположение основных достопримечательностей своего города, памятников истории и культуры;

правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

добывать информацию по заданной теме из различных источников;

работать над проектом,

поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Юный краевед"

Автор: Косьяненко Ирина Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "программа кружка "Школа юного краеведа" "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-kruzhka-shkola-iunogho-kraievieda"
    ["file_id"] => string(6) "211950"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431705947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "376319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483816684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект. Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "proiekt-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "263855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449599514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства