Проектная деятельность в начальной школе.
" Проект есть всякое действие, совершаемое
от всего сердца и с определ?нной целью."
Кагаров Е. Г.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике
под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций,
которые помогают овладеть определённой областью практических или
теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы
говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая
завершится практическим результатом.
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.
В современном понимании проект – это шесть «П»
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
6. Портфолио (папка-отчёт)
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей
деятельности выделяют:
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные,
- информационные,
- приключенческие, игровые,
- телекоммуникационные.
По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у обучающихся формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
обучающиеся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у обучающихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
Цель работы над проектами в начальной школе:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески
раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самим учащимся.
Несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направить ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Начальные классы МБОУ «СОШ№78» работают по программе «Перспектива»
УМК «Перспектива» предполагает выполнение обучающимися большого количества проектов по учебным предметам. Несколько примеров монопроектов:
Технология
2 класс.
Проекты: «Деревенский двор», «Убранство избы», «Аквариум».
3класс
Проекты: «Детская площадка», «Водный транспорт», «Готовим спектакль»
4 класс
Проекты «Медаль», «Цветы для школьной клумбы»,
Окружающий мир
2 класс
Проект «Растения в домашней аптечке»
3класс
Проекты: «Любознательный пассажир», «Юный краевед»
4класс
Проекты: «Мой проект на благо России», «Если бы меня выбрали президентом России», «Путешествие в», «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России», «Календарь памятных дат», «Моя семья в истории России», «Я строю будущее России».
Изо
4 класс
Проект «Проект экологического плаката»
Литературное чтение
4 класс
Проект «Нам не нужна война»
Обучающиеся успешно выполняют эти задания. И помогают им в этом знания, полученные во время занятий по курсу «Учусь создавать проект» в рамках внеурочной деятельности. На занятиях обучающиеся учатся видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации, выдвигать гипотезы, предположения, ставить цели, задачи, обрабатывать информацию, выполнять проекты, защищать их. Большое место в этой работе занимают ИКТ. В этом направлении огромную помощь оказывает СЮТ Устиновского района. На занятиях кружка «Инфознайка» обучающиеся 2-4 классов обучаются работе на компьютере, учатся делать презентации к проектам.
Итог работы по курсу «Учусь создавать проект» - защита проекта. Это могут быть индивидуальные проекты. Обучающиеся четвертых классов на итоговых занятиях по курсу представили большое количество индивидуальных проектов. Большинство из них были межпредметными проектами – проектами в рамках двух или более учебных предметов (учебных дисциплин). Проекты индивидуальные, но объединённые одной общей темой. Проект «Куклы», выполненный обучающимися 2А класса содержал 29 мини –проектов, продукт этого проекта – печатная книга. Групповой проект - проект обучающихся 3А класса – «Я люблю Ижевск», продукт проекта – диск с презентациями детей.
В 2014-2015 году обучающиеся МБОУ «СОШ№78» участвовали в городском конкурсе «Старт в большую технику: защита проекта», посвящённого Правилам благоустройства города Ижевска (Насыртдинова Камилла,3А класс), в Республиканском конкурсе медиатворчества и программирования среди обучающихся образовательных организаций Удмуртской Республики (Пестова Софья, Повалихина Дарья, Хохрина Анастасия, Шишкин Даниил ,3 А класс) .
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».