Кружок эколого-биологической направленности для 2-3 классов «Школа юного краеведа» способствует расширению представления детей о разнообразии флоры и фауны родного края. Способствует развитию любознательности детей, расширению их представлений о тех растениях и животных, которые можно встретить на территории родного края. Данный кружок способствует реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- исследователя. Внеклассные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребёнка. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания бережного отношения к ней.
Нормативно правовой и методологической основой программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФСГОС второго поколения, Концепция социального развития и воспитания личности, гражданина России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
______________________ 2 года _______________________________
(Срок реализации программы)
_____________________ _____________8 -10 лет _____________________________
(возраст обучающихся)
Составитель:
Чивиликян Е.Н.
Учитель начальных классов
2014
Пояснительная записка
Кружок эколого-биологической направленности для 2-3 классов «Школа юного краеведа» способствует расширению представления детей о разнообразии флоры и фауны родного края. Способствует развитию любознательности детей, расширению их представлений о тех растениях и животных, которые можно встретить на территории родного края. Данный кружок способствует реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- исследователя. Внеклассные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребёнка. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания бережного отношения к ней.
Нормативно правовой и методологической основой программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФСГОС второго поколения, Концепция социального развития и воспитания личности, гражданина России.
Содержание программы направлено на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, всестороннее развитие личности.
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Курс рассчитан на 34 часа каждый год обучения( 1час в неделю), всего 68 часов.
Цели и задачи содержания курса в начальной школе:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности ;
- развитие устойчивого познавательного интереса к загадочному миру природы той местности, в которой они родились и живут;
- формирование бережного отношения к окружающей природе;
- воспитывать патриотические чувства учащихся, бережное отношение к природе родного края;
Программа основывается на следующих принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков при проведении занятий.
Принцип наглядности предусматривает построение учебного процесса с максимальным использованием наглядных материалов.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует всестороннему физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному и эстетическому развитию личности ребёнка.
Учебно – тематический план.
№
Наименование разделов,блоков,тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности
учащихся
Аудит
Внеаудит
1-й год обучения
1
Первые шаги по тропинке открытий.
5
3
2
-работа с различными приборами и оборудованием;
-использование полевого дневника
-применение правил поведения в природе;
2
Природа в наших ощущениях.
9
8
1
-изучение и развитие органов чувств;
-проведение наблюдения за природными объектами;
-составление описания объекта изучения
-выражать свои чувства и эмоции с помощью художественного слова, рисунка и т.п.
-выполнение наблюдения в виде сообщения, проекта;
3
Геометрия живой природы.
7
7
-
-выявление в ходе наблюдения характерных особенностей природных объектов;
-соотнесение форм и свойств различных природных объектов;
-устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды;
4
Природа и её обитатели.
7
5
2
-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
-составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
-находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
5
Лес и ремёсла, связанные с ним.
6
5
1
-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
Итого:
34
2-й год обучения
1
Разнообразие и красота животных и растений родного края.
26
22
4
-изучение различных видов растений и животных родного края;
-знакомятся с основными частями растений;
-наблюдение за ростом и развитием некоторых видов растений и животных;
-оформление своих наблюдений в виде сообщений или проектов;
2
Влияние человека на природу.
8
7
1
-нахождение информации об исчезающих видах животных и растений в различных источниках информации;
-подготовка сообщений и проектов о том, что предпринимает человек для сохранения исчезающих видов растений и животных Краснодарского края;
Итого:
34
Содержание программы.
2 класс
1. Первые шаги по тропинке открытий (5ч.)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карты местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимых каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение- основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений.
Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде, чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? И как наблюдать?
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязка на глаза из плотной материи ( из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
2. Природа в наших ощущениях (9ч.)
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветов, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы или голубого – цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и др.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов – биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов – для изучения различных микро- и макрообъектов.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязка на глаза, карточки – задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
3. Геометрия живой природы (7 ч.)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных – способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветов, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозная.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование :полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки- задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
4. Природа и её обитатели (7 ч.)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) – одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, Повязки на глаза, карточки – задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
5. Лес и ремёсла, связанные с ним. (6 ч.)
Народные промыслы Краснодарского края, связанные с лесом: резьба по дереву, плетение из ивового прута, изготовление подвижных игрушек из дерева и др.
Лесная тематика в работах вышивальщиц, ткачих.
Лесная палитра: растения – красители. Красильная мастерская в работе – окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес – кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников садово – паркового искусства, мастерских народного промысла
3 класс
Разнообразие и красота животных и растений родного края (26ч.)
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе (сезонно). Учиться наблюдать за природой и наблюдать за природой и выделять признаки того или иного времени года. Наблюдение – основной метод работы на природе. Умение записывать основные признаки изменений в природе и самостоятельно делать вывод, зарисовку.
Упражнения для развития наблюдательности: «Смотрим под ноги», «В гармонии с природой», «Прогулка вслепую», «Ходим задом наперёд»
Все люди на Земле должны понимать, что кроме них эту планету населяют другие живые существа и организмы. Животных человек называет братьями по разуму и это не случайно. Растения – это лёгкие нашей планеты. Территория нашего края огромна и поэтому многие представители флоры и фауны обитают на его территории.
Умение ухаживать за растениями и животными в рамках дома или школы. Наблюдать за их ростом и изменениями, которые с ними происходят. Записывать их в дневник, делать соответствующие выводы.
Необходимое оборудование: дневник, простой карандаш, цветные карандаши, предметы необходимые для ухода за растениями и животными.
Влияние человека на природу. (8 ч.)
Увеличение численности населения планеты пагубно влияет на растения и животных. Проблема влияния человека на природу не обошла и наш край. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы влияют и на наш родной край. Сокращение многообразия видов живых организмов и растений, истощение природных ресурсов. Пути решения экологических проблем, проблем исчезающих животных и растений (Красная книга Краснодарского края ). Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения исчезающих видов растений и животных родного края.
Необходимое оборудование: дневник для наблюдений, простой карандаш, цветные карандаши, Красная книга Краснодарского края.
Примерные объекты экскурсий
Ближайший лесопарк или иные зелёные насаждения, соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
Памятники природы.
Мастерские народного промысла.
Музеи, соответствующие данной тематике.
Выставки пейзажной живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
Уголки природы, зоопарки, террариумы и т.п.
Ботанический сад, дендрарий, зимний сад.
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения программы курса являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Метапредметными результатами являются:
- формирование у учащихся приёмов работы с информацией, что включает в себя отработку умений поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в разнообразной знаковой форме – в виде рисунков, схем, таблиц и т.д.
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста;
- развитие у учащихся коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- в ценностно – ориентированной сфере – изучение взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социопредметной среде;
- в трудовой сфере – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности кружка «Школа юного краеведа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
1.Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение на основе собственных наблюдений;
-учиться работать по предложенному алгоритму;
-учиться давать эмоциональную оценку собственной деятельности;
2.Познавательные УУД:
-делать предварительный отбор источников информации;
-добывать новые знания посредством собственных наблюдений;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию из различных источников;
-перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы;
-опираясь на собственный опыт и полученную информацию выполнять проекты;
3.Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других;
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
-слушать и понимать речь своих товарищей;
-владеть технологией проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-организация работы в парах и малых группах;
Программа кружка «Школа юного краеведа» предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый уровень результатов.
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
Приобретение учащимися новых знаний о флоре и фауне родного края, о способах охраны и защиты от вредоносных факторов. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни через экскурсии, походы, беседы, творческие проекты.
Взаимодействие учеников между собой , с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Бережного отношения к природе родного края, её защите и охране.
Взаимодействие ученика с социальными субъектами и субъектами природы за пределами школы в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
В ходе реализации программы «Школа юного краеведа» учащиеся:
В обучающей сфере приобретут глубокие знания о флоре и фауне родного края, о способах защиты окружающей среды.
В воспитательной сфере чувство ответственности за сохранность всего живого, что нас окружает, бережное отношение к растениям и животным.
В развивающей сфере достигнут высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации экскурсий, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих проектов по изучению и охране растений и животных родного края, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления.
V. Формы и виды контроля.
- педагогическое наблюдение;
- творческие мастерские;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, подбор иллюстрированного материала, поиск информации на заданную тему, подготовка рисунков, заполнение полевого дневника);
- выставки рисунков учащихся;
- создание фотоальбомов;
- выступления с сообщениями по изученным темам;
- викторины, тематические игры;
- экскурсии;
- защита проектов;
- исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве , при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Методические рекомендации.
При проведении занятий кружка «Школа юного краеведа» очень важным становится создание проблемной ситуации. При этом дети проявляют максимальную заинтересованность в решении очередной проблемной ситуации. Учащиеся с удовольствием и неподдельным интересом используют различные средства обучения для решения сложившихся проблемных ситуаций. С удовольствием работают в парах и микрогруппах, в которых царит дух сотрудничества и взаимопомощи. В результате такой совместной деятельности рождаются замечательные творческие проекты, тематические выставки и т.д.
Обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у детей интерес к изучаемому материалу, стремление к получению новых знаний.
В зависимости от содержания цели и задач занятий , возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются организационные формы проведения занятий, которые включают в себя различные виды экскурсий на территории родного края, практические занятия исследовательского характера, беседы, творческие мастерские. Такая форма проведения занятий способствует расширению кругозора учащихся, вырабатывается навык в достижении учебных целей и задач. На экскурсиях осуществляется межпредметная связь с такими учебными предметами как кубановедение, окружающий мир, ИЗО и технология.
Достоинством программы является то, что она способствует формированию бережного отношения к природе родного края, защите окружающей среды.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Дереклеева,Н.В. Справочник классного руководителя: 1-4 классы Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление)
1
2
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседа о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1996.
1
3
Лесная энциклопедия: в 2 т. гл. ред. Г.И. Воробьёв. – М.: Советская энциклопедия, 1985.
1
4
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007. – 176 с. – ( Мозаика детского отдыха.)
1
5
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кН. Для учителя. – 2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1991.
1
6
Письмо министерства образования и науки от 27.09.2012 №47 -14800 12-, методические рекомендации и приложения.