Урок русского языка.
Педагогическая цель | Содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний; проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры. |
Личностные результаты | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: принимают участие в работе парами. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Правописание частицы не с глаголами. Значение частицы не в высказывании. Вид предложений по цели высказывания и интонации. Побудительное предложение. |
Образовательные ресурсы | Презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
Сценарий урока.
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствует учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что нужно, - под рукой! - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Наблюдение |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо. | Не не Не не Не не | Выполняют письмо по образцу. | Вырабатывают каллиграфический почерк. | Письмо. |
III. Постановка учебной задачи. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа. | Знакомит с темой, предлагает сформулировать учебные задачи урока. | Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Презентация «Правописание НЕ с глаголами» | Фронтальная. Словесный. | Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение. | Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы. | Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. | Беседа по вопросам. |
2. Работа с правилом (с. 66) | Фронтальная. Словесный. Работа с правилом, беседа. | Организует работу с правилом, проводит беседу по его содержанию. | Читают и запоминают правило, отвечают на вопросы учителя по его содержанию. | Осмысленно читают учебный текст, извлекают из него необходимую информацию. | Правило. |
3. Развитие речи. Работа с пословицами. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение. | Комментирует задания, организует беседу. Не спеши языком, торопись делом. Умелые руки не знают скуки. Ссора до добра не доведёт. - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Перед какой частью речи стоит НЕ? - Как пишется НЕ с глаголами? - Спишите пословицы, выделите частицу НЕ. | Читают, выполняют задания. | Объясняют смысл пословиц. | Упражнение. |
4. Вид предложений по цели высказывания. Глаголы с частицей НЕ. (упр. 96) | Парная. Словесный, практический. Упражнение. | Формулирует задания упражнения, организует их выполнение, проводит беседу. | Читают. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. | Определяют вид предложений по цели высказывания. Находят глаголы с частицей не. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. | Упражнение, беседа по вопросам. |
Физкультминутка. | Коллективная. Практический. | Проводит физкультминутку. Не лениться! Не лениться! На зарядку становиться! Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. - Какой глагол с отрицанием НЕ встретился в тексте физкультминутки? - Запишите его. Выделите частицу не. - Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления. | Правильное выполнение движений. |
5. Глаголы-исключения. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа со стихотворением-правилом. | - Прочитайте текст: Негодует царь на дочку: «Ненавижу эти слёзы! Тебе что, нездоровится?» - Какой частью речи являются подчёркнутые слова? - Что интересного вы заметили в написании этих слов? - Запомните! В глаголах ненавидеть, негодовать, нездоровится НЕ является приставкой и поэтому пишется слитно. Это слова-исключения, их надо запомнить. - Спишите текст, выделите приставку не. - Прочитайте правило-стихотворение: НЕ с глаголом Пиши раздельно, Например, НЕ хотел, НЕ знал. Только помни об исключеньях: НЕнавидел, НЕгодовал. - Как пишется НЕ с глаголами? - Назовите глаголы-исключения. - Какого глагола-исключения здесь не хватает? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют задания упражнения. Читают и запоминают правило. | Выразительно и осмысленно читают текст. Находят глаголы в тексте. Распознают приставку не, правильно обозначают её на письме. | Упражнение, правило. |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Упражнения в написании глаголов с не.(Упр.№ 94.) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение. | - Прочитайте отрывок из колыбельной песни. - Не противоречит ли смысл прочитанного назначению песни? Какое слово поможет устранить это противоречие? - Выпишите глаголы с частицей не. | Читают отрывок из колыбельной песни. Устраняют противоречие при помощи частицы не. Отвечают на вопросы. Выполняют задания упражнения. | Правильно пишут глаголы с частицей не. | Упражнение. |
2. Дидактическая игра. | Фронтальная. Словесный, практический. | - А теперь давайте немного поиграем. Я бросаю мяч и называю существительное, вам нужно подобрать к нему глагол с частицей не. Например: ворона не лает, поезд не летает. | Активно принимают участие в игре. | Называют глаголы с частицей не. | Игра. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Смогли ли вы достичь цели, задачи урока? - Какие испытывали трудности? - Что воспринималось легко? - Дайте оценку уроку. | Отвечают на вопросы. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
VII. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. - Составить и записать три предложения - правила поведения в театре, используя глаголы с частицей не. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Упражнение. |