Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2014-2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- главные календарные праздники народов своего края.
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
2. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива»,
3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
4. Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.
5. Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая., автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2013 .
6. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко.
1. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
2. Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
2. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко.
№ | Тема урока. | Формирование УУД. | Кол. часов | Стр. уч. и тет. | дата | Домашнее задание |
предметные | метапредметные и личностные |
1 четверть (18 часов). Окружающий мир 1 часть. Раздел "Вселенная, время, календарь" (15 часов). |
1. | Мы — союз народов России. | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. | Личностные: - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; - формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности при работе с компасом, термометром; - составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром - контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Познавательные: -умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство; - установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее; - оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам). | 1 | Уч. стр 3-7. Рабочая тетрадь стр. 3-4, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать с.4-7, р.т № 5 с. 5 |
2. | Мы — жители Вселенной. | Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | 1 | Уч. стр 8-11. Рабочая тетрадь стр. 6-7, задания 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать с.8-11; р.т. с.6-7 № 1,4 |
3-4. | Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом «Стороны горизонта» | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, знать устройство компаса, уметь определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, уметь находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну. | 2 | Уч. стр 12-15. Рабочая тетрадь стр. 8-11, задания 1, 2, 3, 10, 11 | | Читать, пересказывать с.12-13, Р.т с.8 № 1; Читать, пересказывать С.14-15 задание руб. «Подумаем!» и вопросы руб. «Проверим себя!» |
5. | Время (настоящее, прошлое, будущее) | Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, уметь перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, знать устройство часов, уметь определять время по часам. | 1 | Уч. стр 16-19. Рабочая тетрадь стр. 12-13, задания 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 16 – 19, р.т. С.13 № 3 |
6. | Сутки и неделя. | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, уметь называть дни недели и выстраивать их последовательность. | 1 | Уч. стр 20-23. Рабочая тетрадь стр. 14-15, задания 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать С.20 – 23, Р.т. с.15 № 5 |
7. | Месяц и год | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, уметь давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, уметь выстраивать правильную последовательность месяцев года. | 1 | Уч. стр 24-27. Рабочая тетрадь стр. 18-19, задания 1, 4, 5 | | Читать, пересказывать С. 24 – 27, |
8. | Времена года. | Уметь объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, уметь перечислять времена года в правильной последовательности. | 1 | Уч. стр 28-31. Рабочая тетрадь стр. 20-21, задания 1, 2, 4, 5. | | Читать, пересказывать С.28 – 31, Р.т. с.21 № 3 |
9. | Погода. Практическая работа «Термометр». | Уметь конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям. | 1 | Уч. стр 32-35. Рабочая тетрадь стр. 22-23, задания 1, 2, 3, 4, 5. | | Измерить температуру своего тела Р.т с. 23 № 1(4) Читать, пересказывать с. 32 - 35 |
10. | Погода. ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации. | 1 |
11. | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | 1 | Уч. стр 36-39. Рабочая тетрадь стр. 26-27, задания 1, 2, 4, . | | Читать, пересказывать С.36 – 39. Р.т с. 26-27 № 1,2,3. |
12. | Праздники для всех. | Уметь кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе. | 1 | Уч. стр 40-43. Рабочая тетрадь стр. 28, задания 1. | | Читать, пересказывать С. 40 – 43, Р.т с. 29 № 2 |
13. | Народный календарь. | Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | 1 | Уч. стр 44-47. Рабочая тетрадь стр. 30, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С. 44 – 47, Р.т с. 31 № 4 |
14. | Экологический календарь. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | 1 | Уч. стр 48-51. Рабочая. тетрадь стр. 32-33, задания 1, 3. | | Читать, пересказывать С.48 – 51, Р.т с. 33 № 3 |
15. | Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». | Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу. | | 1 | Тест – ( поурочные разработки по курсу окр. мир автор Васильева, стр 99-100) | | |
Осень (19 часов). |
16. | Осенние месяцы. | Знать чередование осенних месяцев, уметь характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | 1 | Уч. стр 54-57. Рабочая тетрадь стр. 36-37, задания 1, 2. 3. | | Читать, пересказывать С. 54 – 57, Р.т с. 37 № 4,5 |
17. | Осень в неживой природе. | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, знать названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе. | 1 | Уч. стр 58-61. Рабочая тетрадь стр. 38, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 58 – 61, Р.т с.38 -39 № 4 |
18. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе. | 1 | Уч. стр 62-65. Рабочая тетрадь стр. 40, задания 1. | | Читать, пересказывать С. 62 – 65, Р.т с.40 № 2 |
19. | Итоговое тестирование за 1 четверть. | Показать уровень усвоения изученного материала за 1 четверть. | 1 | | | |
2 четверть (14 часов). |
20. | Звездное небо осенью. | Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу; Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом- определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу; -контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнение обрядов и обычаев, характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | 1 | Уч. стр 66-69. Рабочая тетрадь стр. 42, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.66 – 69, Р.т с. 42 – 43 № 2,3,4. |
21. | Трава у нашего дома. ОБЖ. В волшебный лес за ягодами. | Понять причины пожелтения травы осенью, уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. | 1 | Уч. стр 70-73. Рабочая тетрадь стр. 44, задания 1, стр 42 задание 2. | | Читать, пересказывать С. 70 – 73, Р.т с. 44 – 45 № 2,3,4. |
22. | Старинная женская работа. | Уметь определять особенности льняной ткани, называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки. | 1 | Уч. стр 74 -77. Рабочая тетрадь стр. 46-47, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 74-77,р.т с.46 № 2 |
23. | Деревья и кустарники осенью. ОБЖ. Ориентиры местности. | Понять причины листопада, уметь сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель. | 1 | Уч. стр 78-81. Рабочая тетрадь стр. 48, задания 1, стр 49 задание 2. | | Читать, пересказывать С.78 – 80, Р.т с. 49 № 3,4 |
24. | Чудесные цветники осенью. | Знать растения цветника по материалам учебника, уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе. | 1 | Уч. стр 82-86. Рабочая тетрадь стр. 50-51, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.82 – 85, Р.т с. 50 -51 № 2,3,4. |
25. | Грибы. ОБЖ. В волшебный лес за грибами. | Уметь сравнивать грибы по внешнему виду, знать строение грибов, уметь устанавливать связи грибов с растениями и животными, уметь различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. | 1 | Уч. стр 86-89. Рабочая тетрадь стр. 52-53, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 86 – 89, р.т. с. 53 № 4 |
26. | Шестиногие и восьминогие. | Знать отличительные особенности насекомых от паукообразных, уметь узнавать изученных насекомых на рисунках, знать этапы развития бабочки и стрекозы. | 1 | Уч. стр 90-93. Рабочая тетрадь стр. 54-55, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.90-93, Р.т с.55 № 2,4 |
27. | Птичьи секреты. | Уметь различать перелётных и зимующих птиц, узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам, приводить примеры птиц, знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края. | 1 | Уч. стр 94-97. Рабочая тетрадь стр. 56-57, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С. 94-97, Р.т.с 57 № 2,3 |
28. | Как разные животные готовятся к зиме. | Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных, знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | 1 | Уч. стр 98-101. Рабочая тетрадь стр. 58-59, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.98 -100, Р.т с. 59 № 2 |
29. | Невидимые нити в осеннем лесу. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | 1 | Уч. стр 102-105. Рабочая тетрадь стр. 60-61, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 102 – 105, Р.т с.60 № 2, с. 61 № 3 |
30. | Осенний труд. | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, уметь соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | 1 | Уч. стр 106-109. Рабочая. тетрадь стр. 62, задания 1. | | Читать, пересказывать С. 106 – 109, Р.т с. 62 – 63 № 2 |
31. | Будь здоров! Подвижные старинные игры. ОБЖ. Опасные игры. | Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой. Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | 1 | Уч. стр 110-113. Рабочая тетрадь стр. 64, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.110- 112, Р.т с. 65 № 65 |
32. | Охрана природы осенью. | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | 1 | Учебник стр 114-117. Рабочая тетрадь стр. 68-96, задания 3, 4. | | Читать, пересказывать С. 114 – 117, Р.т с.69 № 5 |
33. | Контрольное тестирование по разделу «Осень». | | 1 | | | |
3 четверть (15 часов). Окружающий мир 2 часть. |
34. | Зимние месяцы. | Уметь сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом Познавательные: Обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); - моделирование и преобразование моделей; - умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие Коммуникативные: - умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. - называть самое главное, что понравилось на уроке; -умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами; - умение договариваться об условиях игры. | 1 | Учебник стр 3-7. Рабочая тетрадь стр. 3-4, задания 1, 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать С.4-6,р.т с. 5 № 5 |
35. | Зима — время науки и сказок. | Знать несколько зимних народных примет на погоду, уметь объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни. | 1 | Учебник стр 8-11. Рабочая тетрадь стр. 6, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.8-10, Р.т. с. 6-7 № 3,4. |
36. | Зима в неживой природе. | Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями, знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | 1 | Учебник стр 12-15. Рабочая тетрадь стр. 8, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 12-14, Р.т с. 8-9 № 1,2,4. |
37. | Звездное небо зимой. | Уметь находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, уметь ориентироваться по Полярной звезде. | 1 | Уч. стр 16-19. Рабочая тетрадь стр. 8-10, задания 1, 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать С.16-18, Р.т с. 10-11 № 2,5 |
38. | Зимняя прогулка (экскурсия) | Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе. | 1 | | | |
39. | Зима в мире растений. | Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом. | 1 | Учебник стр 20-23. Рабочая тетрадь стр. 12-13, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 20-22, вопросы с.23, р.т. с.13 № 3,4, |
40. | Зимние праздники. ОБЖ. Если ты потерялся. | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | 1 | Учебник стр 24-27. Рабочая тетрадь стр. 14-15, задания 1, 3. | | Читать, пересказывать С. 24- 27, р.т. с. 14 -15 № 2,4 |
41. | Растения в домашней аптечке. | Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. | 1 | Уч. стр 28-31. Рабочая тетрадь стр. 16, задания 1. | | Читать, пересказывать С. 28 – 31, Р.т с. 17 № 3 |
42. | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | 1 | Уч. стр 32-35. Рабочая тетрадь стр. 18, задания 1. | | Читать, пересказывать С.32 – 35, Р.т с.19 № 3 |
43. | Невидимые нити в зимнем лесу. | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. | 1 | Уч. стр 36-39. Рабочая тетрадь стр. 20-21, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.36 - 38 |
44. | В феврале зима с весной встречаются впервой. | Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года. | 1 | Уч. стр 40-43. Рабочая тетрадь стр. 22, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.40-43, р.т. с.23 № 3,4 |
45. | Зимний труд. | Знать о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными. | 1 | Уч. стр 44-47. Рабочая тетрадь стр. 24, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.44 -47, р.т. С. 25 № 4 |
46. | Будь здоров! ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы. | 1 | Уч. стр 48-51. Рабочая тетрадь стр. 26, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.48 – 50, р.т с.27 № |
47. | Охрана природы зимой. | Знать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу, уметь соблюдать чистоту во время прогулки, знать о некоторых представителях Красной книги России. | 1 | Уч. стр 52-55. Рабочая тетрадь стр. 28-29, задания 1, 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать С.52 – 55, Р.т.с 28-29 № 1,2,3. |
48. | Контрольное тестирование по разделу «Зима». | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | 1 | | | |
Весна и лето (21 ч.) |
49. | Весенние месяцы. ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах. | Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их; - умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; - выполнение правил здорового образа жизни в весенний период; - формирование личной ответственности за происходящее, воспитание | 1 | Уч. стр 58-61. Рабочая тетрадь стр. 32, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С. 58-60, Р.т с. 33 № 3,4. |
50. | Весна в неживой природе. ОБЖ. Каким бывают наводнения. | Знать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой. | 1 | Уч. стр 62-65. Рабочая тетрадь стр. 34, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С. 62 – 64, р.т с. 34-35 № 2,4 |
51. | Весна — утро года. | Знать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой. | 1 | Уч. стр 66-69. Рабочая тетрадь стр. 36, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.66- 68, р.т с. 37 № 4,5. |
52. | Звездное небо весной. | Уметь определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | 1 | Уч. стр 70-73. Рабочая тетрадь стр. 38, задания 1. | | Читать, пересказывать С.70 – 72, р.т с. 38-39 № 2,3,4. |
53. | Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной. | Познакомить с раннецветущими растениями | 1 | | | |
54. | Весеннее пробуждение растений. | Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. | 1 | Уч. стр 74-77. Рабочая тетрадь стр. 40-41, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.74 – 77, р.т с. 41-43 № 2,4,5,6,7. |
55. | Чудесные цветники весной. | Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе, уметь различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. | 1 | Уч. стр 78-81. Рабочая тетрадь стр. 44, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.78-81,р.т с. 45 № 3,4. |
56. | Весна в мире насекомых. | Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, уметь определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека. | 1 | Уч. стр 82-85. Рабочая тетрадь стр. 46, задания 1, 2, 3, 4. | | Читать, пересказывать С.82-84, р.т. с 46-47 № 2,3 |
57. | Весна в мире птиц и зверей. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, уметь определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики. | | 1 | Учебник стр 86-89. Рабочая тетрадь стр. 48-49, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.86-88, Р.т с. 48-49 № 2,4 |
58. | Невидимые нити в весеннем лесу. | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | 1 | Учебник стр 90-93. Рабочая тетрадь стр. 50-51, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.90-93,р.т с. 51 № 2,4 |
59. | Весенний труд. | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время, уметь проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами. | 1 | Учебник стр 94-97. Рабочая тетрадь стр. 52-53, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.94-97, р.т с. 53 № 4 |
60. | Старинные весенние праздники. | Уметь характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России. | 1 | Учебник стр 98-101. Рабочая тетрадь стр. 54-55, задания 1, 2, 3. | | Читать, пересказывать С.98 – 101, р.т с. 55 № 4 |
61. | Будь здоров! ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу. | Уметь формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной, знать и уметь объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны. | | 1 | Учебник стр 102-105. Рабочая тетрадь стр. 56, задания 1, 2. | | Читать, пересказывать С.102-104,р.т с. 57 № 3 |
62. | Охрана природы весной. | Знать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. | | Учебник стр 106-109. Рабочая тетрадь стр. 59, задания 2. | | Читать, пересказывать С.106-109, р.т с. 58-59 № 1,3 |
63. | Контрольное тестирование по разделу «Весна». | Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки. | 1 | | | |
64. | Лето красное. ОБЖ. Как не заблудиться в лесу. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников, объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев. | 1 | Учебник стр 110-113. Рабочая тетрадь стр. 62-64, задания 1, 2, 3, 5,6, 7. | | Читать, пересказывать С.110-112, р.т с. 63-65 № 3,4,8 |
65. | Летние праздники и труд. ОБЖ. Учимся плавать. | Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | | 1 | Учебник стр 114-117. Рабочая тетрадь стр. 66-67, задания 1, 2, | | Читать, пересказывать С.114-116, р.т с. 68 |
66 | Итоговая проверочная работа. | Показать уровень усвоения материала по пройденным разделам, уметь находить и анализировать свои ошибки | | 1 | | | - |
67 68. | Повторение изученного материала за год. | Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года. | 2 | | | - |