Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ- основы светской этики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №14 Фомина Н.А.
Приказ № 66/13 от 31.08.2020 г
Рабочая программа по ОРКСЭ
модуль - основы светской этики
(базовый уровень)
4 Б класс
Составитель: Сучкова Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов.
г. Егорьевск,2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса основы светской этикидля 4 Б класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ от 06.09.2009 г. № 373 и с учётом последних изменений: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. и приказ от 31.12.2015 г. № 1576.
Программа составленана основе примерной программы курса «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений: Сборник рабочих программ. 1-4классы УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2016г.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Основы светской этики. 4 класс». Автор: А.И. Шемшурина, М.: Просвещение, 2016 г.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ.
Курс основы светской этики направлен на достижение следующих целей:
- Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Количество учебных часов в год – 35; в неделю – 1.
Тематическое планирование
Вводный урок – 1 ч.
Этика общения – 4 ч.
Этикет – 4 ч.
Этика человеческих отношений – 4 ч.
Этика отношений в коллективе – 3 ч.
Вводный урок - 1 ч.
Простые нравственные истины – 4 ч.
Душа обязана трудиться – 5 ч.
Посеешь поступок – пожнёшь характер – 4 ч.
Судьба и Родина едины – 5 ч.
Содержание программы
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
• их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
• осознанию ими ценности человеческой жизни;
• развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравствен-
ности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века.
Слово, обращённое к себе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
Вводный урок – 1 ч.
1
Этика – наука о нравственной жизни человека
1четверть
С.7 творчес.зад.
Этика общения – 4 ч.
1
Добрым жить на белом свете веселей
С.15
2
Правила общения для всех.
С.19
3
От добрых правил – добрые слова и поступки.
С.23
4
Каждый интересен
С.28
Этикет – 4 ч.
1
Премудрости этикета
С.33
2
Красота этикета
С.37
3
Простые школьные и домашние правила этикета
С.41
2 четверть
4
Чистый ручеёк нашей речи
С.46
Этика человеческих отношений – 4 ч.
1
В развитии добрых чувств – творение души
С.51
2
Природа – волшебные двери к добру и доверию
С.55
3
Чувство Родины
С.59
4
Жизнь протекает среди людей
С.62
Этика отношений в коллективе – 3 ч.
1
Чтобы быть коллективом
С.67
2
Коллектив начинается с меня
С.69
3
Мой класс – мои друзья
С.74
3 четверть Вводный урок - 1 ч.
1
Ежели душевны вы и к этике не глухи
С.80
Простые нравственные истины – 4 ч.
1
Жизнь священна
С.85
2
Человек рождён для добра
С.89
3
Милосердие – закон жизни
С.93
4
Жить во благо себе и другим
С.98
Душа обязана трудиться – 5 ч.
1
Следовать нравственной установке
С.103
2
Достойно жить среди людей
С.109
3
Уметь понять и простить
С.115
4
Простая этика поступков
С.120
5
Думай и поступай с позиции добра
С.123
Посеешь поступок – пожнёшь характер – 4 четверть
1
Общение и источники преодоления обид
С.125
2
Ростки нравственного опыта поведения
С.129
3
Доброте сопутствует терпение
С.133
4
Действия с приставкой «со»
С.138
Судьба и Родина едины – 5 ч.
1
С чего начинается Родина…
С.143
2
В тебе рождается патриот и гражданин
С.149
3
Человек – чело века
С.153
4
Слово, обращённое к себе
5
Итоговый урок
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской позиции, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Список литературы
Великие сокровища мировых религий. — М., 2016
Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители: Нравственные учения от Моисея до наших дней.
Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М.: Детская литература
Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: Учеб.пособие. — М.: Юридический институт МИИТа
Лайне С. В. Основные религии России: Учеб. Пособие для школьников. — М., 2017.
Любимов Л. К. Искусство Древнего мира. — М., Просвещение
Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира: Учеб.пособие. — М.
Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Гардарики