Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Авторской программы М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") »
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Авторской программы М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Учебного плана гимназии на 2012-2013 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебник
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 4 класса./ М.Т. Студеникина-М.Русское слово-учебник», 2012.
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 5 класса./М.Т. Студеникина-М.Русское слово-учебник», 2012.
Цель учебного курса «Основы светской этики»:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство обучающихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения четвероклассников, их поступков. Учащимся 4 класса следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся 4 класса выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений четвероклассников, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики 4 класса способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Место предмета в учебном плане. По результатам мониторинга был выбран модуль «Основы светской этики». Курс изучается в течение года в объёме 34 часов как предмет базового компонента учебного плана, 1 час в неделю.
Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проекта. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Содержание учебного курса «Основы светской этики»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)
Россия − наша Родина.
Основы светской этики (28 ч)
Что такое этика и этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?». Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Духовные традиции многонационального народа России (5ч)
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка и защита творческих работ и проектов.
Учебно-тематический план
Учебный период
Количество часов
1 четверть
9
2 четверть
7
3 четверть
10
4 четверть
8
Итого
34
№
п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2
Основы светской этики
28
3
Духовные традиции многонационального народа России
3
4
Презентация творческих проектов учащихся.
2
Итого
34
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской – государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 4 класса./ М.Т. Студеникина-М.Русское слово-учебник», 2012.
М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 5 класса./М.Т. Студеникина-М.Русское слово-учебник», 2012.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Мир словарей
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Энциклопедия «Вокруг света»
Интернет-сайты:
Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Календарно-тематический план
№
Дата
план
Дата
факт
Тема
Планируемые результаты/
Требования к уровню подготовки учащихся
1 четверть
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)
1
4а
3.09
4г
6.09
Россия - Родина моя. Патриотизм.
Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
Основы светской этики (28ч)
2
10.09
13.09
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.
3
17.09
20.09
Этика и этикет. Понятие этикет. Нормы этикета.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
4
24.09
27.09
Общечеловеческие ценности. Вежливость, уважение.
Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
5
1.10
4.10
Добро и зло. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.
Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
6
8.10
11.10
Дружба и порядочность. Честь и достоинство. Взаимопонимание, ответственность.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честь, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, достоинство, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
7
15.10
18.10
Правила дружбы. Честность и порядочность.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
8
22.10
25.10
Гордость и гордыня. Альтруизм и эгоизм.
Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие, альтруизм, эгоизм.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.
9
29.10
1.11
Свобода и ответственность. Моральный выбор человека.
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2 четверть
10
12.11
15.11
Обычаи и обряды русского народа. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
11
19.11
22.11
Терпение и труд. Трудовая мораль.
Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды
12
26.11
29.11
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Имя и фамилия – наследственное семейное имя.
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
13
3.12
6.12
Родословная семьи.
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи.
14
10.12
3.12
Семейные традиции и праздники - передача из поколения в поколение правил поведения в семье.
Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.
15
17.12
20.12
Традиции моей семьи.
Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи,
проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей
16
24.12
27.12
Сердце матери. Материнская любовь.
Роль матери в семье.
Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
3 четверть
17
14.01
17.01
Правила твоей жизни
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, жестокость, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.
18
21.01
24.01
Культура общения со сверстниками и взрослыми
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.
19
28.01
31.01
Праздники народов России
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
20
4.02
7.02
Праздники народов России
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
21
11.02
14.02
Гражданин России. Защитники Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ.
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин;
определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
22
18.02
21.02
Нравственный поступок. Образцы нравственности в культуре и истории Отечества. Порядочность
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах и героях России.
23
25.02
28.02
Золотое правило нравственности.
Милосердие и сострадание.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей
24
4.03
7.03
Стыд, вина и извинение. Совесть.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
25
11.03
14.03
Нравственные идеалы. Доверие и доверчивость.
Правда и ложь.
Уметь анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.
26
18.03
21.03
Джентельмены и леди. Традиции воспитания.
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения
4 четверть
27
1.04
4.04
Мужество.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
28
8.04
11.04
Дворянский кодекс чести. Самовоспитание.
Познакомиться с историей развития представлений человечества о морали и нравственности
29
15.04
18.04
Порядочность и интеллигентность. Речевой этикет.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Духовные традиции многонационального народа России (5ч)
30
22.04
25.04
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
31
29.04
2.05
Государство и мораль гражданина. Мои права и обязанности.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
32
6.05
10.05
Жизнь человека-высшая нравственная ценность
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
33
13.05
16.05
Защита творческих проектов
Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
34
20.05
23.05
Защита творческих проектов
Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.
Приложение
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. (См.: Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N мд-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».