Расширять представления учащихся о детской литературе,раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями,вырабатывать художественный вкус,формировать культуру чувств,общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наименование учебного предмета, курса (модуля) общеинтеллектуальное, «Литературная мастерская»
Уровень образования начальное общее образование
(начальное общее, основное общее образование)
Классы 1-4
Учитель-составитель Зацепина Наталья Викторовна
Срок реализации программы 4 года
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская» для 1-4 классов разработана на основе:
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
Письма Минобрнауки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Цель программы: – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
- развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
Для реализации программы используются литература и интернет-источники, на основе которых разработана рабочая программа.
1. Газета «Педсовет». - 2017 №3;
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение.
5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
13. Интернет-ресурсы с литературными презентациямиmetodisty.ru. Все работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
Особенность данной программы: -это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий. Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.
Место рабочей программы в ООП
Курс
Классы /кол-во часов (в неделю/год)
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Азбука юного пешехода»
1/33 часа
1/34 часа
1/34 часа
1/34часа
Планируемые результаты освоения курса «Литературная мастерская»
Класс
Личностные универсальные учебные действия
1 класс
Ученик научится:
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» позиции и «хороший ученик», широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Ученикполучит возможность научиться:
Интереса к учебному материалу, позитивной самооценки, умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
класс
Ученик научится:
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову, умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
3 класс
Ученик научится:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ученик получит возможность научиться:
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
4 класс
Ученик научится:
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Ученик получит возможность научиться:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Класс
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
1 класс
Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения действий по результату;в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;осуществлять первоначальный контроль своих действий;самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Ученик научится:
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Ученик получит возможность научиться: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Ученик научится: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; понимать фактическое содержание текста;выделять события, видеть их последовательность в произведении; выделять в тексте основные части; выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); отличать поэтический текст от прозаического; узнавать сюжет по иллюстрациям; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Ученик получит возможность научиться: выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; группировать тексты по заданному основанию; различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; работать с информацией, осуществлять поиск информации.
2 класс
Ученик научится: знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Ученик научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;умения владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ученик получит возможность научиться: наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Ученик научится: самостоятельно работать с книгой, как источником информации; находить заданное произведение разными способами.
Ученик получит возможность научиться: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
3 класс
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации и использованием учебной и справочной литературы; осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Ученик получит возможность научиться: самостоятельно осваивать незнакомый текст; вычитывать разные уровни текстовой информации; самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
Ученик научится:
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
4 класс
Ученик научится:
Составлять план учебной проблемы, работать по плану, корректировать свою деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
уметь работать в парах, участвовать в проектной деятельности, действовать в соответствии с заданными правилами.
Ученик научится:
владеть формами речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию.
Ученик научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, ориентироваться в мире книг, составлять краткие аннотации к прочитанным книгам. Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую.
Класс
Предметные результаты
1 класс
Ученик научится:получать первоначальные представления о нравственных понятиях, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Ученик получит возможность научиться: интереса к учебному материалу; любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества; умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; позитивной самооценки; умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
2 класс
Ученик научится: сознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении.
Ученик получит возможность научиться: использовать разные виды чтения; самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
3 класс
Ученик научится:воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть в художественном тексте средства выразительности; составлять художественные тексты по аналогии используя литературные средства выразительности;
Ученик получит возможность научиться: самостоятельно осваивать незнакомый текст;вычитывать разные уровни текстовой информации, подтекстовую, концептуальную;самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
4 класс
Ученик научится: овладеть приёмами ознакомительного, поискового, творческого и изучающего чтения; строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо)
Ученик получит возможность научиться:создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо, редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.
1
Учимся разгадывать загадки различной тематики.
Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.
Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей.
Русские народные потешки и прибаутки.
1
Учимся читать потешки и прибаутки.
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»
1
Слушание, чтение и рассматривание книги
«О хороших людях» С.Сахарнов «Самый лучший параход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»
1
Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.
8 – 9
Ш.Перро «Красная шапочка»
2
Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
10
«Лес не школа, а всему учит» Ю. Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
1
Чтение, рассматривание книги.
11 12
Сказки о животных
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
2
Чтение и рассматривание книги
13
Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова
1
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
14
Друзья детства.
К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»
1
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».
15
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
16
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»
1
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
17 -19
О наших сверстниках.
Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»
3
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
20
Стихи о родном крае.
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».
1
Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
21
О героях.
А.Митяев «Богатыри»
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»
22 -23
О доброте.
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».
2
Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.
24
«Поговорим о наших мамах»
Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..
1
Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.
25
«В стране Вообразилии»
Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
1
Рассматривание сборника
Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.
26
Знакомые незнакомцы.
Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
1
Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.
27 -28
Книги о животных.
Е. Чарушин «На нашем дворе»,
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».
2
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.
29
О любимых игрушках.
Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»
1
Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку. Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.
30
О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик – семицветик»
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.
31
Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг.
33
Итоговое занятие.
Игра – викторина «Угадай сказку»
1
класс
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1
Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»
1
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.
2
Сказки о животных
В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»
1
Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.
3
Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.
1
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях
5
Здравствуй, осень!
М. Пришвин «Листопадничек»
1
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!»
6 - 7
Худому делу - худой конец.
Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.
2
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
8
Стихи о Родине.
Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.
1
Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»
9
Весёлые стихи. Д.Хармс «Иван Торопышкин»
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»
1
Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.
10
«На ярмарке»
Малые фольклорные жанры.
1
Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.
11
Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»
1
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете
( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
12
Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»
1
Отработка связи «писатель - книги – тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .
13
Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»
1
Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь «тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть.
14 - 16
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
3
Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях
17 - 18
Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др.
2
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев.
19
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».
1
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
20
Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!»
1
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге.
21 - 22
О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»
2
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.
23
Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки»
1
Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы.
24
Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»
1
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.
25 - 26
Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»
2
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.
27
Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
1
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.
28
Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»
1
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке
29
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»
1
Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.
30
Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?»
Э. Шим «Чем пахнет весна».
1
Обратить внимание на связь «тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин
31
Знай и люби родную природу!
Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев «Про пингвинов»
Г. Скребицкий «Колючая семейка»
1
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.
32
Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»
1
Устанавливать связь «автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений.
33
Сказки народов родного края.
1
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.
34
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»
1
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению.
3 класс
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1.
Стихотворные сказки.
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
1
Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть
2.
Детские энциклопедии.
Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.
1
Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию
3.
Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
1
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн
4.
Рассказы современных писателей о детях.
Т. Лихоталь «Синяк»,
Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»
1
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю»
5 - 6
Волшебный мир сказок Бажова.
П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»
2
Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу»
7
Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,
В. Осеева «Простое дело"
1
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.
8 - 9
Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»
2
Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки.
10
Рассказы о животных.
Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»
1
Чувства, эмоции героев, читателей.
Мастерство писателя.
11
Книги о ребятах и их делах.
А.Гайдар «Тимур и его команда».
1
Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара.
12
Произведения о долге и храбрости.
И. Тургенев «Капля жизни»
1
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.
13
Произведения о мамах и детях.
А. Милн «Непослушная мама»
1
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме.
14
Сказки о приключениях детей.
И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.
1
Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов
15
Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»
Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).
17
Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка» и др.
2
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»
18
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин
1
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.
19
Как рождается герой.
Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»
1
Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца.
20
Люби живое.
М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»
1
Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения.
21
По страницам детских журналов.
Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»
1
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении
22 - 23
Твоя книжная полка.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»
2
Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова»
24 - 26
Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»
Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»
3
Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»
27
Стихи о родине поэтов родного края.
1
Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца.
28
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.
К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».
1
История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.
29 - 30
Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»
2
Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета.
31
Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах,
Немейский лев.
1
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».
32 - 33
Книги, которые надо читать долго.
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
2
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»
34
КВН « В стране Читалии»
1
4 класс
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1
О чём рассказывают журналы?
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
2
«Где, что, как и почему?»
Книги-справочники, энциклопедии
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
3
«Вчера и сегодня»
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях
1
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.
4
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
1
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
5
«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
1
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.
6 - 7
«В путь, друзья!»
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
2
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг
8 - 10
«Обыкновенная биография в необыкновенное время»
Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
3
Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».
11 - 13
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
3
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
14 - 16
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)
3
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
17 - 19
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
3
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.
23 - 24
«Современные писатели - детям»
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
2
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
25
Мир детства в рассказах А. П. Чехова
«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»
1
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
29
Путешествие по сказкам братьев Гримм.
Сказки братьев Гримм
1
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм
30
Картины русской природы в произведениях писателей родного края
1
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
32 - 33
Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков
Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка»
2
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.