kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Литературная мастерская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять представления учащихся о детской литературе,раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями,вырабатывать художественный вкус,формировать культуру чувств,общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Литературная мастерская"»


«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания №______

методического объединения учителей __________________

от «___»____________20___г.

_________________________

(подпись руководителя МО) Ф.И.О.____________________


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР


от «__»____________20___г.

_________________________

(подпись зам. директора по УВР) Ф.И.О.____________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По направлению внеурочная деятельность

(указать: учебный предмет; внеурочная деятельность)


Наименование учебного предмета, курса (модуля) общеинтеллектуальное, «Литературная мастерская»


Уровень образования начальное общее образование

(начальное общее, основное общее образование)


Классы 1-4







Учитель-составитель Зацепина Наталья Викторовна


Срок реализации программы 4 года












Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская» для 1-4 классов разработана на основе:

  • ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;

  • Письма Минобрнауки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».  



Цель программы: – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи: 

- развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;

Для реализации программы используются литература и интернет-источники, на основе которых разработана рабочая программа.

1. Газета «Педсовет». - 2017 №3;

2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение.

5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Особенность данной программы: -это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий. Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.



Место рабочей программы в ООП


Курс

Классы /кол-во часов (в неделю/год)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


«Азбука юного пешехода»

1/33 часа

1/34 часа

1/34 часа

1/34часа



Планируемые результаты освоения курса «Литературная мастерская»


Класс

Личностные универсальные учебные действия

1 класс

Ученик научится:

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» позиции и «хороший ученик», широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

Интереса к учебному материалу, позитивной самооценки, умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

  1. класс

Ученик научится:

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения.

Ученик получит возможность научиться:

умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову, умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.



3 класс

Ученик научится:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Ученик получит возможность научиться:

профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).


4 класс

Ученик научится:

Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

Ученик получит возможность научиться:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.








Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

1 класс

Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения действий по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять первоначальный контроль своих действий; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.




Ученик научится:

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Ученик получит возможность научиться: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.



Ученик научится: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; понимать фактическое содержание текста;выделять события, видеть их последовательность в произведении; выделять в тексте основные части; выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); отличать поэтический текст от прозаического; узнавать сюжет по иллюстрациям; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Ученик получит возможность научиться: выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; группировать тексты по заданному основанию; различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; работать с информацией, осуществлять поиск информации.





2 класс

Ученик научится: знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.






Ученик научится:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности.

Ученик получит возможность научиться: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться: наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.


Ученик научится: самостоятельно работать с книгой, как источником информации; находить заданное произведение разными способами.

Ученик получит возможность научиться: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.


3 класс

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации и использованием учебной и справочной литературы; осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Ученик получит возможность научиться: самостоятельно осваивать незнакомый текст; вычитывать разные уровни текстовой информации; самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.




Ученик научится:

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.




Ученик научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.




4 класс

Ученик научится:

Составлять план учебной проблемы, работать по плану, корректировать свою деятельность.

Ученик получит возможность научиться:

уметь работать в парах, участвовать в проектной деятельности, действовать в соответствии с заданными правилами.

Ученик научится:

владеть формами речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться:

приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию.

Ученик научится:

прогнозировать содержание книги до чтения, ориентироваться в мире книг, составлять краткие аннотации к прочитанным книгам. Ученик получит возможность научиться:

преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую.



Класс

Предметные результаты

1 класс

Ученик научится: получать первоначальные представления о нравственных понятиях, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ученик получит возможность научиться: интереса к учебному материалу; любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества; умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; позитивной самооценки; умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.









2 класс

Ученик научится: сознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении.

Ученик получит возможность научиться: использовать разные виды чтения; самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




3 класс

Ученик научится: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть в художественном тексте средства выразительности; составлять художественные тексты по аналогии используя литературные средства выразительности;

Ученик получит возможность научиться: самостоятельно осваивать незнакомый текст; вычитывать разные уровни текстовой информации, подтекстовую, концептуальную; самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.



4 класс

Ученик научится: овладеть приёмами ознакомительного, поискового, творческого и изучающего чтения; строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли, для завершения текста, для выражения своего отношения к чему-либо)

Ученик получит возможность научиться: создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые четверостишия, дневниковые записи, короткие рассказы, сказки), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо, редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.




















Тематический план

1 класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

Литературные сказки

В.Берестов « Мастер птица»


1

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Пересказ сюжета по вопросам учителя.

Инсценирование одного эпизода по выбору:

Птицы посылают аиста и соловья учиться пению.

Аист у мудреца.

Соловей у мудреца.

Из серии «Мои первые книжки» С.Я.Маршак

«Усатый полосатый»,

«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.


1

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.

Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.


1

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей.

Русские народные потешки и прибаутки.

1

Учимся читать потешки и прибаутки.


«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги

«О хороших людях» С.Сахарнов «Самый лучший параход».

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»


1

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

8 – 9

Ш.Перро «Красная шапочка»


2

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10

«Лес не школа, а всему учит» Ю. Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1


Чтение, рассматривание книги.

11 12

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»


2


Чтение и рассматривание книги

13

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова


1

Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».

14

Друзья детства.

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»


1

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

15

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

16

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»


1

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

17 -19

О наших сверстниках.

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»


3

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

20

Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».


1

Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

21

О героях.

А.Митяев «Богатыри»


1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

22 -23

О доброте.

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».


2

Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

24

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..


1

Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.

25

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

Рассматривание сборника

Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

26

Знакомые незнакомцы.

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

1

Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

27 -28

Книги о животных.

Е. Чарушин «На нашем дворе»,

Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».


2

Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

29

О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»


1

Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку. Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

30

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»


1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

31

Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»


1

Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

32

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг.

33

Итоговое занятие.

Игра – викторина «Угадай сказку»

1




  1. класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»


1

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

2

Сказки о животных

В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»


1

Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

3

Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.



1

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

4

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»


1

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях

5

Здравствуй, осень!

М. Пришвин «Листопадничек»

1

Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!»

6 - 7

Худому делу - худой конец.

Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы»,

В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.


2

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

8

Стихи о Родине.

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.



1

Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»

9

Весёлые стихи. Д.Хармс «Иван Торопышкин»

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»


1

Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

10

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

1

Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.

11

Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»


1

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете

( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

12

Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»


1

Отработка связи «писатель - книги – тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .

13

Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»


1

Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь «тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть.

14 - 16

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»


3

Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях

17 - 18

Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др.


2

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев.

19

Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».


1

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

20

Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!»


1

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге.

21 - 22

О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»



2

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.

23

Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки»


1

Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы.

24

Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»


1

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.

25 - 26

Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»


2

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.

27

Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»


1

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.

28

Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»


1

Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке

29

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»

Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»


1

Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.

30

Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».


1

Обратить внимание на связь «тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин

31

Знай и люби родную природу!

Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев «Про пингвинов»

Г. Скребицкий «Колючая семейка»


1

Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.

32

Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»


1

Устанавливать связь «автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений.

33

Сказки народов родного края.


1

Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.

34

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»


1

Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению.




3 класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1.

Стихотворные сказки.

А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»


1

Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть

2.

Детские энциклопедии.

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.


1

Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию

3.

Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев


1

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

4.

Рассказы современных писателей о детях.

Т. Лихоталь «Синяк»,

Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»


1

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю»

5 - 6

Волшебный мир сказок Бажова.

П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»


2

Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу»

7

Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"


1

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.

8 - 9

Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»

2

Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки.

10

Рассказы о животных.

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»


1

Чувства, эмоции героев, читателей.

Мастерство писателя.

11

Книги о ребятах и их делах.

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара.

12

Произведения о долге и храбрости.

И. Тургенев «Капля жизни»

1

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.

13

Произведения о мамах и детях.

А. Милн «Непослушная мама»

1

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме.

14

Сказки о приключениях детей.

И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.

1

Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов

15

Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»

1

Особенности произведений юмористического жанра.

16

Сказки народов разных стран.

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

1

Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).

17

Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка» и др.


2

Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

18

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин


1

Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.

19

Как рождается герой.

Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»

1

Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца.

20

Люби живое.

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

1

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения.

21

По страницам детских журналов.

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

1

Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении

22 - 23

Твоя книжная полка.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»


2

Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова»

24 - 26

Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»


3

Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»

27

Стихи о родине поэтов родного края.


1

Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца.

28

Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

1

История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.

29 - 30

Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

2

Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета.

31

Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах,

Немейский лев.

1

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».

32 - 33

Книги, которые надо читать долго.

А. Волков «Волшебник изумрудного города»


2

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»

34

КВН « В стране Читалии»

1







4 класс




Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.


1

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии


1

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

3

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях


1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

4

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.


1

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.

5

«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.



1

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

6 - 7

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных


2

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг

8 - 10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.


3

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».

11 - 13

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.


3

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

14 - 16

«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)



3

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

17 - 19

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»


3

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

20 - 22

«От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»




3

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

23 - 24

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком»

2

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»


1

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.

26 - 28

«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»



3

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

29

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

Сказки братьев Гримм



1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм

30

Картины русской природы в произведениях писателей родного края


1

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.

32 - 33

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка»


2

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.

34

Викторина «По страницам любимых книг».

1




24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Литературная мастерская"

Автор: Зацепина Наталья Викторовна

Дата: 25.01.2022

Номер свидетельства: 598795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Технологическая карта литературной мастерской с использованием ИКТ "Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава". "
    ["seo_title"] => string(147) "tiekhnologhichieskaia-karta-litieraturnoi-mastierskoi-s-ispol-zovaniiem-ikt-vielichiie-nie-vsieghda-spraviedlivo-spraviedlivost-vsieghda-vielichava"
    ["file_id"] => string(6) "107593"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403339468"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Мудрость ценят все народы" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mudrost-tsieniat-vsie-narody"
    ["file_id"] => string(6) "125138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414920033"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология творческих мастерских в обучении младших школьников"
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhiiatvorchieskikhmastierskikhvobuchieniimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "257536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448354736"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Четвероногие врачеватели души. Творческая мастерская. "
    ["seo_title"] => string(65) "chietvieronoghiie-vrachievatieli-dushi-tvorchieskaia-mastierskaia"
    ["file_id"] => string(6) "103372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402581960"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект мастерской по литературному чтению "Что такое сказка? Р.н.с. "Кот и лиса" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-mastierskoi-po-litieraturnomu-chtieniiu-chto-takoie-skazka-r-n-s-kot-i-lisa"
    ["file_id"] => string(6) "101513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства