Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии) 10 минут (перемена) | - проветривание помещения; - проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест | | | | | |
Организационный (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности). Создание благоприятного психологического настроя на работу. Технология проблемного обучения. 3 минуты | Подготовка к восприятию. Вступительное слово учителя. Определение цели и задач урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, используя дифференцированный и индивидуальный подход. | Организация рабочего места, оформление записи в тетради темы урока «Нравственный выбор молодого человека, ключевых слов в названии темы: нравственный – выбор | Умение выделять нравственный аспект поведения | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Актуализация знаний 2 минуты | Беседа: – Как вы считаете, какими должны быть цели сегодняшнего урока, исходя из его темы и предложенных эпиграфов? – В каких информационных источниках можно найти определение понятия «нравственность», «выбор»? | Высказывают предположения, отвечая на вопросы учителя. Затем слушают выступление докладчика о значении высказывания | Самоопределение | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. |
Изучение нового материала. Информационная технология (презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения). 15 минут | Ознакомление с биографией писателя Розы Шорниковой. Повторяются знания и умения, необходимые для работы на данном уроке (вспоминаем алгоритм характеристики литературного героя). Эвристическая беседа. Примерные вопросы: - О чем рассказ Розы Шорниковой? - Насколько сегодня актуальна тема, затронутая в рассказе? - В каких аспектах раскрывается тема нравственности, долга, ответственности, любви в рассказе? - Найдите примеры из текста, которые характеризуют дедушку, Вадима, Галочку, бабушку - Кто из героев, по вашему мнению, положительный и отрицательный? - Какие чувства испытываете вы при чтении сцен рассказа? | Ответы на вопросы, разрешение проблемы требует тщательного изучения произведения, ознакомления с биографией. Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, используя индивидуальные особенности получения знаний самостоятельно, сопоставляют, анализируют, делают выводы. Ответы на вопросы требуют знаний фактического материала. Возможны дополнения, групповая работа. Учащиеся делают вывод о сложном, но необходимом пути прощения. | Высказывать свою точку зрения | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Уметь искать и выделять необходимую информацию из текста |
Физкультминутка Смена деятельности, обеспечение разгрузки для глаз обучающихся (здоровьесберегающие технологии) 3 минуты | | Обучающиеся выполняют упражнения для глаз | | | | |
Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». 10 минут | Учитель кратко повествует о произведениях русской классики, в которых поднимаются вопросы семьи, нравственности (что это за качества, как их определить?) (Л.Н.Толстой «Война и мир» семьи Болконских, Ростовых, Курагиных.) и предлагает ребятам вспомнить случаи из жизни, возможно встречавшиеся с подобной ситуацией? После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания | При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему. Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо. Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к героям, о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя. | Ориентация в межличностных отношениях. | Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. | Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. |
Закрепление Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Установление правильности и осознанности изучения темы. Технология «Педагогика сотрудничества». 10 минут | Побуждение к размышлению. Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Анализ перерастает в обсуждение гуманистической проблемы. Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке. | Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в рассказе поднимаются проблемы нравственности, милосердия, любви, верности, преданности. Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании | Формулировать и удерживать учебную задачу | Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Технология личностно-ориентированного подхода) 3 минуты | Задание 1 уровня: написать продолжение рассказа Задание 2 уровня: составить план-характеристику одному из героев Задание 3 уровня: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | | | Оценка своей деятельности и деятельности других людей | |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоциональ ного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. 4 минуты | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… и оставить смайлики соответствующие записям Оценки за урок Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Нравственно -этическая ориентация | Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. | | |