kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта литературной мастерской с использованием ИКТ "Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная технологическая карта литературной мастерской с использованием ИКТ "Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава" может быть использована в 8 классе как урок внеклассного чтения. Карта использовалась для участия во Всероссийском педагогическом конкурсе разработок учебных занятий "Мастерская гения" в V конкурсном потоке 2014 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта литературной мастерской с использованием ИКТ "Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава". »

Автор:

Панкратова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области

Класс:

8 класс

Тема мероприятия:


Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава.

Тип мероприятия:

Литературная мастерская с использованием ИКТ

Цель мероприятия:

Развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

познакомить с творчеством современного писателя Розой Шорниковой, продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу, научить в процессе реальной ситуации самостоятельно понимать текст;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать, нравственные качества личности, эстетические вкусы, ответственность и аккуратность;

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.

Методы:

Частично-поисковые, проблемно – эвристические, когнитивный, методика работы с текстом, методика организации дискуссии.

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Необходимое учебное оборудование:

Раздаточный материал с текстом произведения Розы Шорниковой «Время собирать камни», проектор, экран, компьютер, ноутбуки на партах, персональные электронные носители с исследовательским материалом.




Технологическая карта литературной мастерской


Этапы учебной деятельности и время проведения

Характеристика компонентов урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)

10 минут (перемена)

- проветривание помещения;

- проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест






Организационный

(методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности). Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Технология проблемного обучения.

3 минуты

Подготовка к восприятию.

Вступительное слово учителя.

Определение цели и задач

урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, используя дифференцированный и индивидуальный подход.

Организация рабочего места,

оформление записи в тетради

темы урока «Нравственный выбор молодого человека, ключевых слов в названии темы: нравственный – выбор

Умение выделять нравственный аспект поведения

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализация знаний

2 минуты

Беседа:

– Как вы считаете, какими должны быть цели сегодняшнего урока, исходя из его темы и предложенных эпиграфов?

– В каких информационных источниках можно найти определение понятия «нравственность», «выбор»?

Высказывают предположения, отвечая на вопросы учителя. Затем слушают выступление докладчика о значении высказывания

Самоопределение

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Уметь проявлять

активность для решения коммуникативных и познавательных задач


Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Изучение нового материала.

Информационная технология

(презентация);

(объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

15 минут


Ознакомление с биографией писателя Розы Шорниковой.

Повторяются знания и умения, необходимые для работы на данном уроке (вспоминаем алгоритм характеристики литературного героя).

Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

- О чем рассказ Розы Шорниковой?

- Насколько сегодня актуальна тема, затронутая в рассказе?

- В каких аспектах раскрывается тема нравственности, долга, ответственности, любви в рассказе?

- Найдите примеры из текста, которые характеризуют дедушку, Вадима, Галочку, бабушку

- Кто из героев, по вашему мнению, положительный и отрицательный?

- Какие чувства испытываете вы при чтении сцен рассказа?


Ответы на вопросы, разрешение проблемы требует тщательного изучения произведения, ознакомления с биографией.


Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, используя индивидуальные особенности получения знаний самостоятельно, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Ответы на вопросы требуют знаний фактического материала.

Возможны дополнения, групповая работа.

Учащиеся делают вывод о сложном, но необходимом пути прощения.

Высказывать свою точку зрения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Уметь искать и выделять необходимую информацию из текста

Физкультминутка

Смена деятельности, обеспечение разгрузки для глаз обучающихся (здоровьесберегающие технологии)

3 минуты


Обучающиеся выполняют упражнения для глаз





Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

10 минут

Учитель кратко повествует о произведениях русской классики, в которых поднимаются вопросы семьи, нравственности (что это за качества, как их определить?)

(Л.Н.Толстой «Война и мир» семьи Болконских, Ростовых, Курагиных.) и предлагает ребятам вспомнить случаи из жизни, возможно встречавшиеся с подобной ситуацией?

После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания


При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к героям, о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

Ориентация в межличностных отношениях.

Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи


Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Закрепление

Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Технология «Педагогика сотрудничества».

10 минут

Побуждение к размышлению. Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме.

Анализ перерастает в обсуждение гуманистической проблемы. Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке.


Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в рассказе поднимаются проблемы нравственности, милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.



Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Формулировать и удерживать учебную задачу


Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(Технология личностно-ориентированного подхода)

3 минуты

Задание 1 уровня: написать продолжение рассказа

Задание 2 уровня: составить план-характеристику одному из героев

Задание 3 уровня: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.



Оценка своей деятельности и деятельности других людей


Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоциональ

ного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

4 минуты

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Прошу вас теперь подвести итоги урока

НА УРОКЕ

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям

Оценки за урок

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Нравственно -этическая ориентация

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панкратова Ольга Викторовна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства