Технология творческих мастерских в обучении младших школьников
Технология творческих мастерских в обучении младших школьников
Одна из задач учителя начальных классов – научить ребёнка любить, переживать, верить, ошибаться и искать. Другими словами, создать для него мир сказки, мечты, вдохновения, творчества, совершенства, индивидуальности. Для этого нужно, чтобы сам учитель был творческой личностью, постоянно находился в процессе поиска, совершенствования.
Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.
На мастерской предоставлена возможность не только выполнить задание, но и почувствовать радость совместного труда, возможность высказаться, понять, как работают другие и почувствовать радость свободы - тебя никто не принуждает и не подгоняет. Искать ответы нужно самому, ответственность за выполнение тоже личная.
Основные идеи мастерских следующие:
образование должно стать новым. Личность сама способна строить свои знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни;
в каждом ребёнке заложены способности практически ко всем видам деятельности.
Все действия в процессе работы творческой мастерской происходит в диалоге «учитель – ученик». Позиция мастера – консультант, советчик.
Задачи мастера заключаются в следующем:
создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
активизировать эмоциональную сферу ребёнка, обратиться к его чувствам, чтобы учащийся проявил личную заинтересованность в изучении проблемы;
работать вместе с учеником, так как мастер равен ученику в поисках знаний;
не торопиться отвечать на вопросы учащихся.
За работу в мастерской отметки не ставятся. Для успешной работы нужно продумать интерьер мастерской, использовать разные технические средства, музыку.
От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.
Этапы создания творческой мастерской следующие:
I. Индуктор – первый шаг в работе - включение в творческий процесс, толчок, точка удивления, недоумение, соединяющие эмоциональную и интеллектуальную сферы деятельности личности.
II. Работа с материалом:
самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, текста, рисунка, проекта;
социоконструкция – работа группой;
социализация – всё, что создано(индивидуально, в паре, в группе), должно быть обнародавано, обсуждено, все мнения должны быть услышаны, все гипотезы рассмотрены;
афиширование – вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними;
разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подталкивающий к углублению в проблему, поиску ответов, сверке нового знания с литературным источником.
III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Результатом работы творческих мастерских становятся сочинения, стихи, рисунки, словесное рисование, создание «фильмов» в рисунках, обращение учащихся к творчеству поэтов и писателей, т.е. у ребят появляется познавательный интерес.
На уроках литературного чтения, кроме развития речи, памяти, воображения, мышления, работа в мастерской учит детей умело вести диалог, оказывать друг другу помощь. Дети любят слушать, обсуждать работы друг друга. Интерес учащихся к учёбе проявляется как познавательные потребности – важный мотив учения, а это способствует восполнению пробелов в знаниях.
Заслуга творческих мастерских в том, что они готовят ребёнка к сознательному построению собственной жизни, активному участию в жизни общества. Технология мастерских требует от учителя больших затрат, но она весьма продуктивна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология творческих мастерских в обучении младших школьников»
Технология творческих мастерских в обучении младших школьников
Наилучшим путем в обучении я считаю тот, который дает материал для мышления и творческих повторений, дает материал для создания идей, а сами идеи возникают уже непосредственно в душе ребенка путем естественной деятельности его психического аппарата.
Д.Д. Галанин
(русский педагог-психолог)
Одна из задач учителя начальных классов – научить ребёнка любить, переживать, верить, ошибаться и искать. Другими словами, создать для него мир сказки, мечты, вдохновения, творчества, совершенства, индивидуальности. Для этого нужно, чтобы сам учитель был творческой личностью, постоянно находился в процессе поиска, совершенствования.
Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.
На мастерской предоставлена возможность не только выполнить задание, но и почувствовать радость совместного труда, возможность высказаться, понять, как работают другие и почувствовать радость свободы - тебя никто не принуждает и не подгоняет. Искать ответы нужно самому, ответственность за выполнение тоже личная.
Основные идеи мастерских следующие:
образование должно стать новым. Личность сама способна строить свои знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни;
в каждом ребёнке заложены способности практически ко всем видам деятельности.
Все действия в процессе работы творческой мастерской происходит в диалоге «учитель – ученик». Позиция мастера – консультант, советчик.
Задачи мастера заключаются в следующем:
создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
активизировать эмоциональную сферу ребёнка, обратиться к его чувствам, чтобы учащийся проявил личную заинтересованность в изучении проблемы;
работать вместе с учеником, так как мастер равен ученику в поисках знаний;
не торопиться отвечать на вопросы учащихся.
За работу в мастерской отметки не ставятся. Для успешной работы нужно продумать интерьер мастерской, использовать разные технические средства, музыку.
От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.
Этапы создания творческой мастерской следующие:
Индуктор – первый шаг в работе - включение в творческий процесс, толчок, точка удивления, недоумение, соединяющие эмоциональную и интеллектуальную сферы деятельности личности.
II. Работа с материалом:
самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, текста, рисунка, проекта;
социоконструкция – работа группой;
социализация – всё, что создано(индивидуально, в паре, в группе), должно быть обнародавано, обсуждено, все мнения должны быть услышаны, все гипотезы рассмотрены;
афиширование – вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними;
разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подталкивающий к углублению в проблему, поиску ответов, сверке нового знания с литературным источником.
III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Результатом работы творческих мастерских становятся сочинения, стихи , рисунки, словесное рисование, создание «фильмов» в рисунках, обращение учащихся к творчеству поэтов и писателей, т.е. у ребят появляется познавательный интерес.
На уроках литературного чтения, кроме развития речи, памяти , воображения, мышления, работа в мастерской учит детей умело вести диалог, оказывать друг другу помощь. Дети любят слушать, обсуждать работы друг друга. Интерес учащихся к учёбе проявляется как познавательные потребности – важный мотив учения, а это способствует восполнению пробелов в знаниях.
Заслуга творческих мастерских в том, что они готовят ребёнка к сознательному построению собственной жизни, активному участию в жизни общества. Технология мастерских требует от учителя больших затрат, но она весьма продуктивна.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия творческой мастерской «Жизнь – радуга»