kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мастерской по литературному чтению "Что такое сказка? Р.н.с. "Кот и лиса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мастерской по литературному чтению «Что такое сказка? Русская народная сказка « Кот и лиса»

Тема: «Что такое сказка? Русская народная сказка « Кот и Лиса».                

Технология: мастерская построения знаний с элементами творческого письма.        

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки «Кот и Лиса».

Задачи

образовательные:

-повторить материал о сказках, изученный во 2 классе;

-познакомить учащихся со значением некоторых устаревших слов и ориентировать их на пользование толковыми словарями.

Развивающие:

-способствовать развитию умения самостоятельно анализировать произведение в процессе работы с текстом и решать поставленные задачи.

воспитывающие:

-способствовать привитию культуры общения и чувства ответственности.

Оборудование учителя:     

-магнитофон

-аудиозапись  «Птичий концерт»

-пособие « Домик сказок»

-текст сказки

-толковый словарь Ожегова

-большая литературная энциклопедия для школьников

-карточки с №№ 1, 2,3,4(для пересадки учащихся)

-карточки с именами героев сказки (для афиширования на доске работ учащихся)

-магниты

Оборудование учащихся:

-ручки и фломастеры

-листы линованные

-листы бумаги А3

-большие конверты с текстом сказки (по количеству учащихся)

-маленькие конверты с наборами частей сказки (по количеству групп)

-«словарные листы»            

Организация пространства:

Сначала учащиеся садятся за столы по 4 человека в группе, затем объединяются в группы по № части, с которой работали.

АЛГОРИТМ МАСТЕРСКОЙ

ИНДУКЦИЯ.

Сегодня, ребята, мы будем творить в мастерской по чтению. Надеюсь,работать будет интересно, каждый откроет для себя что-то новое и полезное. Желаю вам успеха!

Послушайте внимательно запись. (Звучит пение птиц.)

Что вы услышали? Как вы думаете, ,где могут так дружно петь птицы?

Закройте глаза и представьте, что мы попали в не обычный лес, а волшебный.

(Учитель читает строки из стихотворения С.Погореловского.)

«Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес».

( На доске учитель открывает пособие « Домик сказок».)

Смотрите, ребята, мы оказались у Домика сказок. Вы хотите побывать в гостях у сказок?

ДЕКОНСТРУКЦИЯ.

Чтобы познакомиться со сказками, надо ответить на вопросы.

1.Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

Посовещайтесь в своей группе.

Далее каждая группа отвечает на поставленные вопросы.

Ребята, где можно узнать значение слов? После ответов учащихся учитель показывает толковый словарь С.И.Ожегова и зачитывает значение слова сказка.

Сказка-повествовательное, поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

         Молодцы! Вы справились с заданием, и нас радушно встречает сказка. Откройте маленькие конверты и возьмите карточки. Прочитайте свою часть сказки. Определение устаревших слов вы найдёте на словарных листах. Составьте и запишите на листе бумаги один вопрос по содержанию своей части сказки. Потом расскажите друг другу содержание своего отрывка сказки и попытайтесь разложить части по порядку. Далее следует работа в группах.

РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Ребята, какие бывают сказки по авторской принадлежности?

Сказку, с которой мы встретились, написал русский народ. Давайте прочитаем её. Откройте большие конверты и возьмите текст сказки. (Первую часть читает вслух учитель, а остальные части учащиеся.)

Поднимите руки те, у кого порядок следования частей совпал с авторским. Молодцы!

Теперь пронумеруйте части сказки в «окошечках» и самостоятельно озаглавьте её. Напишите название на своём листе бумаги.

Обсудите заголовки в группе, выберите лучший и напишите его крупно фломастером на большом листе бумаги. (Далее идёт работа в группах, затем проводятся афиширование и социализация).

Называется сказка «Кот и Лиса». Возьмите часть текста, с которой вы работали, и объединитесь в новые группы, по №, которые написаны в «окошечках». Прочитайте друг другу свой вопрос и выберите самый удачный. Задайте его соседней группе. (Группы задают вопросы «по цепочке».)

Что вынесено в название сказки: тема, главная мысль, жанр или герои?

Выберите одного героя сказки и напишите его имя сверху обратной стороны вашего листочка. Опишите  характер героя, что вам в нём нравится (не нравится) и почему?

АФИШИРОВАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

( На доске учащиеся вывешивают свои работы и читают их).

Сегодня мы говорим Домику сказок до свидания, но совсем скоро снова побываем в гостях у сказки.

РЕФЛЕКСИЯ

На обратном пути встречаем яблоньку. Злая ведьма заколдовала её за то, что она угощала своими яблочками только добрых жителей волшебного леса. Давайте разрушим злые чары. Оцените свою работу, выберите яблочко соответствующего цвета и подарите яблоньке.

Я работал (а) очень хорошо. (Зелёный цвет).

Я работал (а) хорошо. (Жёлтый цвет).

Я работал (а) хуже, чем могу. (Красный цвет).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и Лиса.

(русская сказка)

1

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет, есть - пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». -  «Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. - Не знала про тебя, не ведала; ну пойдём же ко мне в гости». Кот пошёл к лисице; она привела его в свою норку и стала потчевать разной дичинкой, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?»

«Холост», -  говорит кот. «И я лисица - девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

 

2

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с ней заигрывать: « Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». - «Пусти, я теперь замужняя жена».-  «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» - «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». -  « Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Волк побежал за бараном.

Идёт лиса, а навстречу ей медведь и стал с ней заигрывать. « Что ты, косолапый Мишка, я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена». -  « За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» - «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, - за него и вышла». -  «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Медведь потащился за быком.

 

3

Принёс волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит-медведь лезет с быком. « Здравствуй, брат Михайло Иванович!»- « Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?»- «Нет, брат, давно дожидаю».- « Ступай, зови». - «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня».- «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся-бежит заяц. Медведь как крикнет на него: « Ну что, косой пострел! Знаешь, где живёт лисица?» - « Знаю, Михайло Иванович!»- «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: « Я полезу на сосну».- « А мне что же делать? Я куда денусь? - спрашивает волк. - Ведь я на дерево ни за что не взберусь, Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помогу горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьём, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку и поглядывает: не идёт ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к Лисицыной норе, постучался и говорит лисе: « Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном».

  « Ступай, косой, сейчас будем!»  

4

Вот идёт кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку: « Ну, брат Левон Иваныч, идёт лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришёл кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нём взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами, и лапами, а сам мурчит, будто сердится: « Мало, мало!» А медведь говорит: « Невелик да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, и до нас доберётся! Пожалуй, Идо нас доберётся!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил да давай Бог ноги! Ибыл таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. « Ну, - думает медведь, - увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на Божью волю да как шмякнется с дерева об земь, все печёнки отбил; вскочил да бежать! А лисица вслед кричит: « Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисою запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать и теперь живут, хлеб жуют.

Бурмистр - управляющий. Шкодливый - вредный, озорной. Потчевать – кормить.

Дичинкой - дичь (птица).

Али - или.

Величать - звать.

Коли-если.

Пострел - шустрый, ловкий. Схорониться - спрятаться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастерской по литературному чтению "Что такое сказка? Р.н.с. "Кот и лиса" »



Конспект мастерской

по литературному чтению

«Что такое сказка? Русская народная сказка « Кот и лиса»

Тема: «Что такое сказка? Русская народная сказка « Кот и Лиса».

Технология: мастерская построения знаний с элементами творческого письма.

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки «Кот и Лиса».

Задачи

образовательные:

-повторить материал о сказках, изученный во 2 классе;

-познакомить учащихся со значением некоторых устаревших слов и ориентировать их на пользование толковыми словарями.

Развивающие:

-способствовать развитию умения самостоятельно анализировать произведение в процессе работы с текстом и решать поставленные задачи.

воспитывающие:

-способствовать привитию культуры общения и чувства ответственности.

Оборудование учителя:

-магнитофон

-аудиозапись «Птичий концерт»

-пособие « Домик сказок»

-текст сказки

-толковый словарь Ожегова

-большая литературная энциклопедия для школьников

-карточки с №№ 1, 2,3,4(для пересадки учащихся)

-карточки с именами героев сказки (для афиширования на доске работ учащихся)

-магниты

Оборудование учащихся:

-ручки и фломастеры

-листы линованные

-листы бумаги А3

-большие конверты с текстом сказки (по количеству учащихся)

-маленькие конверты с наборами частей сказки (по количеству групп)

-«словарные листы»

Организация пространства:

Сначала учащиеся садятся за столы по 4 человека в группе, затем объединяются в группы по № части, с которой работали.

АЛГОРИТМ МАСТЕРСКОЙ

ИНДУКЦИЯ.

Сегодня, ребята, мы будем творить в мастерской по чтению. Надеюсь,работать будет интересно, каждый откроет для себя что-то новое и полезное. Желаю вам успеха!

Послушайте внимательно запись. (Звучит пение птиц.)

Что вы услышали? Как вы думаете, ,где могут так дружно петь птицы?

Закройте глаза и представьте, что мы попали в не обычный лес, а волшебный.

(Учитель читает строки из стихотворения С.Погореловского.)

«Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес».

( На доске учитель открывает пособие « Домик сказок».)

Смотрите, ребята, мы оказались у Домика сказок. Вы хотите побывать в гостях у сказок?

ДЕКОНСТРУКЦИЯ.

Чтобы познакомиться со сказками, надо ответить на вопросы.

1.Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

Посовещайтесь в своей группе.

Далее каждая группа отвечает на поставленные вопросы.

Ребята, где можно узнать значение слов? После ответов учащихся учитель показывает толковый словарь С.И.Ожегова и зачитывает значение слова сказка.

Сказка-повествовательное, поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Молодцы! Вы справились с заданием, и нас радушно встречает сказка. Откройте маленькие конверты и возьмите карточки. Прочитайте свою часть сказки. Определение устаревших слов вы найдёте на словарных листах. Составьте и запишите на листе бумаги один вопрос по содержанию своей части сказки. Потом расскажите друг другу содержание своего отрывка сказки и попытайтесь разложить части по порядку. Далее следует работа в группах.

РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Ребята, какие бывают сказки по авторской принадлежности?

Сказку, с которой мы встретились, написал русский народ. Давайте прочитаем её. Откройте большие конверты и возьмите текст сказки. (Первую часть читает вслух учитель, а остальные части учащиеся.)

Поднимите руки те, у кого порядок следования частей совпал с авторским. Молодцы!

Теперь пронумеруйте части сказки в «окошечках» и самостоятельно озаглавьте её. Напишите название на своём листе бумаги.

Обсудите заголовки в группе, выберите лучший и напишите его крупно фломастером на большом листе бумаги. (Далее идёт работа в группах, затем проводятся афиширование и социализация).

Называется сказка «Кот и Лиса». Возьмите часть текста, с которой вы работали, и объединитесь в новые группы, по №, которые написаны в «окошечках». Прочитайте друг другу свой вопрос и выберите самый удачный. Задайте его соседней группе. (Группы задают вопросы «по цепочке».)

Что вынесено в название сказки: тема, главная мысль, жанр или герои?

Выберите одного героя сказки и напишите его имя сверху обратной стороны вашего листочка. Опишите характер героя, что вам в нём нравится (не нравится) и почему?

АФИШИРОВАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

( На доске учащиеся вывешивают свои работы и читают их).

Сегодня мы говорим Домику сказок до свидания, но совсем скоро снова побываем в гостях у сказки.

РЕФЛЕКСИЯ

На обратном пути встречаем яблоньку. Злая ведьма заколдовала её за то, что она угощала своими яблочками только добрых жителей волшебного леса. Давайте разрушим злые чары. Оцените свою работу, выберите яблочко соответствующего цвета и подарите яблоньке.

Я работал (а) очень хорошо. (Зелёный цвет).

Я работал (а) хорошо. (Жёлтый цвет).

Я работал (а) хуже, чем могу. (Красный цвет).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и Лиса.

(русская сказка)

1

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет, есть - пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». - «Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. - Не знала про тебя, не ведала; ну пойдём же ко мне в гости». Кот пошёл к лисице; она привела его в свою норку и стала потчевать разной дичинкой, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?»

«Холост», - говорит кот. «И я лисица - девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.


2

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с ней заигрывать: « Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». - «Пусти, я теперь замужняя жена».- «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» - «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». - « Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Волк побежал за бараном.

Идёт лиса, а навстречу ей медведь и стал с ней заигрывать. « Что ты, косолапый Мишка, я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена». - « За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» - «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, - за него и вышла». - «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» - «У, Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!» Медведь потащился за быком.


3

Принёс волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит-медведь лезет с быком. « Здравствуй, брат Михайло Иванович!»- « Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?»- «Нет, брат, давно дожидаю».- « Ступай, зови». - «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня».- «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся-бежит заяц. Медведь как крикнет на него: « Ну что, косой пострел! Знаешь, где живёт лисица?» - « Знаю, Михайло Иванович!»- «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: « Я полезу на сосну».- « А мне что же делать? Я куда денусь? - спрашивает волк. - Ведь я на дерево ни за что не взберусь, Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помогу горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьём, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку и поглядывает: не идёт ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к Лисицыной норе, постучался и говорит лисе: « Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном».

« Ступай, косой, сейчас будем!»

4

Вот идёт кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку: « Ну, брат Левон Иваныч, идёт лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришёл кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нём взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами, и лапами, а сам мурчит, будто сердится: « Мало, мало!» А медведь говорит: « Невелик да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, и до нас доберётся! Пожалуй, Идо нас доберётся!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил да давай Бог ноги! Ибыл таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. « Ну, - думает медведь, - увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на Божью волю да как шмякнется с дерева об земь, все печёнки отбил; вскочил да бежать! А лисица вслед кричит: « Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисою запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать и теперь живут, хлеб жуют.

Бурмистр - управляющий. Шкодливый - вредный, озорной. Потчевать – кормить.

Дичинкой - дичь (птица).

Али - или.

Величать - звать.

Коли-если.

Пострел - шустрый, ловкий. Схорониться - спрятаться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект мастерской по литературному чтению "Что такое сказка? Р.н.с. "Кот и лиса"

Автор: Лысикова Марина Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства