kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Четвероногие врачеватели души. Творческая мастерская.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МАСТЕРСКОЙ

Название мастерской: «Четвероногие врачеватели души…»

Краткая аннотация мастерской:

Работая в мастерской, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУНы в области русского языка и литературы; креативность и любознательность и межличностные взаимодействия и сотрудничество. Смогут развивать регулятивные и познавательные УУД по широкому спектру аспектов. Мастерская направлена на освоение метапредметных компетенций, в частности, коммуникативной, аксиологической, когнитивной. Участие в мастерской поможет учащимся сформировать следующие предметные компетенции: умение работать со словом, анализировать текст, определять авторскую позицию. В ходе работы участники мастерской получат возможность выразить свою нравственную позицию.

Предметы: русский язык и литература

Классы: 10 класс

Продолжительность мастерской: 3 академических часа

Ожидаемые результаты:

В ходе мастерской учащиеся смогут глубже оценить идейно-эстетическую значимость произведений современных авторов (А.В.Костюнина), формировать представление о мировом литературном процессе, о единстве духовного развития человечества. Учащиеся смогут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать информацию в разных формах, приобретут опыт работы в команде, опыт решения проблем, уважения различных мнений. Смогут соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, смогут реализовать основные социальные роли в пределах особенностей возраста, смогут сформулировать свою точку зрения на основе синтеза и анализа литературы; аргументировать свою позицию, вести дискуссию по проблеме, объективно оценивать себя и оппонента.

Стратегическая цель мастерской: создание условий для осознания и осмысления идейного содержания рассказа «Орфей и Прима» через деятельностный подход    современной образовательной технологии педагогическая мастерская.

 Цели образовательные и воспитательные:

  •       познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина; с рассказом «Орфей и Прима»;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • воспитание интереса к  литературному творчеству современных писателей (творчеству А.В.Костюнина);
  • развитие интереса к культурному наследию народностей России;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование урока:  : мультимедийный проектор, слайд картины Паулюса Поттера «Наказание охотника», тексты рассказа А.В.Костюнина «Орфей и Прима», словари литературоведческих терминов, чистые листы бумаги, письменные принадлежности.

Учащиеся предварительно разделены на 4 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Четвероногие врачеватели души. Творческая мастерская. »

МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»












Творческая мастерская написания рецензии

по рассказу А.В. Костюнина «Орфей и Прима».


«Четвероногие врачеватели души».




Томникова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новосельская средняя

общеобразовательная школа
















-2014-





ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МАСТЕРСКОЙ


Название мастерской: «Четвероногие врачеватели души…»


Краткая аннотация мастерской:

Работая в мастерской, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУНы в области русского языка и литературы; креативность и любознательность и межличностные взаимодействия и сотрудничество. Смогут развивать регулятивные и познавательные УУД по широкому спектру аспектов. Мастерская направлена на освоение метапредметных компетенций, в частности, коммуникативной, аксиологической, когнитивной. Участие в мастерской поможет учащимся сформировать следующие предметные компетенции: умение работать со словом, анализировать текст, определять авторскую позицию. В ходе работы участники мастерской получат возможность выразить свою нравственную позицию.


Предметы: русский язык и литература


Классы: 10 класс


Продолжительность мастерской: 3 академических часа


Ожидаемые результаты:

В ходе мастерской учащиеся смогут глубже оценить идейно-эстетическую значимость произведений современных авторов (А.В.Костюнина), формировать представление о мировом литературном процессе, о единстве духовного развития человечества. Учащиеся смогут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать информацию в разных формах, приобретут опыт работы в команде, опыт решения проблем, уважения различных мнений. Смогут соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, смогут реализовать основные социальные роли в пределах особенностей возраста, смогут сформулировать свою точку зрения на основе синтеза и анализа литературы; аргументировать свою позицию, вести дискуссию по проблеме, объективно оценивать себя и оппонента.










Стратегическая цель мастерской: создание условий для осознания и осмысления идейного содержания рассказа «Орфей и Прима» через деятельностный подход современной образовательной технологии педагогическая мастерская.



Цели образовательные и воспитательные:

  • познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина; с рассказом «Орфей и Прима»;

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

  • воспитание интереса к литературному творчеству современных писателей (творчеству А.В.Костюнина);

  • развитие интереса к культурному наследию народностей России;

  • формирование умения давать оценку полученным результатам.


Задачи учебно – педагогические:

  • развитие творческой активности;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование навыков исследовательской деятельности.






Оборудование урока: : мультимедийный проектор, слайд картины Паулюса Поттера «Наказание охотника», тексты рассказа А.В.Костюнина «Орфей и Прима», словари литературоведческих терминов, чистые листы бумаги, письменные принадлежности.

Учащиеся предварительно разделены на 4 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.








Когда потреплют нас в житейской драке,

И кажется, напастям нет конца,

Зализывают раны нам собаки

И слезы слизывают нам с лица.

Так пусть же человек, венец творенья,

Каких бы в жизни ни достиг вершин,

Склонит чело с любовью и почтеньем

К четвероногим врачевателям души.


Е.Нефёдова



Ход мастерской


I. Учитель (индуктор):

Ребята, познакомьтесь с эпиграфом нашей мастерской. В эпиграфе, как вы знаете, заключается ключ к идее занятия. Выделите в стихотворении Е.Нефёдовой знаковые слова и запишите их.

У голландского художника Паулюса Поттера есть необычная картина – «Наказание охотника». Она состоит из множества четырехугольников со вписанными туда сюжетами. Давай познакомимся с этим полотном.






- Какова идея сюжета этой картины? Ваши впечатления, ассоциации. Запишите.

Индивидуальная работа:

Учащиеся рассматривают картину, записывают свои мысли, делают выводы.

Социализация:

Одно из правил мастерской: сказать должен каждый. Учащиеся зачитывают свои наработки. Примеры ответов:

  • по строению картина напоминает икону, в центре святой, а по всему периметру основные события из жизни. (Максим Обухов);

  • в центре картины изображена казнь человека и собаки; собака разделяет судьбу человека. И по жизни собака, по –моему, - самое преданное существо. (Катя Зотова);

  • в маленькие четырехугольники вписаны сюжеты охоты на разных животных; собака помогает человеку, хотя сама принадлежит к разряду животных, значит она враг животным и друг человеку, самый преданный друг. она разделяет участь человека. (Андрей Мазепин)

Учитель:

В центральной части – казнь охотника, пойманного дикими зверями. Участь человека в этой сцене разделяют … собаки. Остальные животные радуются заслуженной казни своих врагов, потирая лапы, рога и копыта. Волки вместе с ланями, гепарды с кабанами. Собака, выходит, враг животных. Потому что собака – друг человека. Или точнее тоже человек. В литературе это ее свойство становится наиболее очевидным. Человек любит писать о собаках. Так он пишет о самом себе. Ведь человек – друг собаки. Или точнее – тоже собака человек. А если точнее, то до собаки ему тянуться и тянуться. Прежде всего быть преданным и верным. Ждать. Служить. Любить. Прощать. Довольствоваться малым. В умении быть мудрым и смелым. Человек, включивший слово «собака» и разные его заменители в целый ряд бранных оборотов, подспудно чувствует это и испытывает перед собакой свою глухую и затаенную вину. Может быть, еще и потому, что живет дольше?

К нашему занятию вы прочитали удивительный по нравственной глубине и идейному содержанию рассказ Александра Костюнина «Орфей и Прима».

-- Определите точки соприкосновения трех этих произведений. Используйте свои записи, ассоциации.

Примеры ответов:

  • собака – самый преданный друг человека;

  • собака тоже человек

  • самое бескорыстное существо – собака

  • четвероногие врачеватели души



- Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшней мастерской,.






II. Сообщение цели занятия. Запись темы на доске:

«ЧЕТВЕРОНОГИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ ДУШИ»


Учитель:

1.Вы знаете, что композиция любого произведения направлена на достижение главной цели: осмыслить и понять идею произведения. Сильной позицией текста является его начало. Работаем с текстом, читаем первые абзацы , выделяем ключевые (знаковые) слова. Исследовательская деятельность.

Групповая работа:

каждая группа работает с текстом вступления.

Социоконструкция:

обсуждение материала в группах.

Социализация:

вступление каждой группы.

Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:

  • в самом начале нет ничего романтического, хотя само название о традициях мифологии (Орфей);

  • с самого начала говорится о коммерческой сделке, все становится ясным из одного предложения;

  • рассказчик твердо уверен, что за деньги можно купить все, даже удачную охоту;

  • «коммерческая охота»…Охота – дело серьезное, это не развлечение, результат не зависит от количества денег;

  • охотничья база… дело поставлено на поток



Учитель:

2. Когда мы читаем рассказ, то непременно встречаемся с описанием героя, видим его внешность, по словам и поступкам представляем его характер, а есть ли характер у собак? Каждая группа будет исследовать текст на предмет героев и персонажей произведения.

  1. группа читает текст и заполняет таблицу сведениями об Орфее;

  2. группа готовит материал о Приме;

  3. группа – все о хозяине базы;

  4. образ автора-повествователя

Групповая работа:

работа с текстом, заполнение таблицы

Социоконструкция:

обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.

Социализация:

Выступление каждой группы

Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:

1 группа:

  • Описание внешности Орфея переплетено с упоминанием о его стремлении добраться до Примы любыми силами, силами, которые неподвластны человеческому анализу, сам Фомич об этом говорит: думал, сопоставлял, как ему удалось прорваться, разогнуть гвозди? Фомич рассказывает об Орфее, наделяя его качествами человека и говорит, как о человеке: знал, что «мужики» будут крутиться возле, раз «гуляет»; пусть, думаю, намыливаются, даже рассказчик не сразу понимает, о ком идет речь: Кто? – не сразу понял я. В то же время умаляет его способности мыслить: У него ума-то на это не хватит (Евстигнеева Дарья)…

  • У читателя создается впечатление, что Орфей понимает, о чем рассказывает хозяин: Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, лишь притворялся и всё слышал., Орфей перестал делать вид, что спит. Эту историю Орфей слушал, очевидно, не первый раз. Видно было по всему – не просто так смотрит. Он думает! Конфуз, произошедший с собакой в машине, заставил самого рассказчика восхититься деликатностью, тонкостью природного такта пса: Пёс после упрёка так сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека.( Глухова Екатерина)

  • Интересен эпизод охоты: с азартом и увлечением рассказчик передает динамику гона. Впереди, вожаком, Орфей. Кобель «висит на хвосте» зверька. Добирает его. Едва отняли.

Счастливый, удоволенный гончак забрёл в центр лужи и лёг в бурую жижу, озорно пуская пузыри. Понятно, что собаки смертельно устали: Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл.

Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём. Но вот здесь и взыграл природный инстинкт, инстинкт сопричастности с природой, инстинкт, который потерян человеком и который он называет страстью: как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим!

И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?

Гон на круг заворачивать не стал, ушёл по прямой: так уводит только лиса. Рассказ об Орфее заканчивается трагически: Мы объехали на машине все ближние деревни: собаки нигде не было. И только знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков. Как раз там, где мы вчера полевали.

2 группа:

  • с Примой мы встречаемся в самом начале рассказа, но характеризует ее не хозяин, мы видим гончую глазами рассказчика. Ключевыми, знаковыми выражениями здесь являются фразы охотника-гостя, а не хозяина, для которого коммерческая сделка превыше всего:. Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой. Сосредоточенно, подолгу, принюхивалась к бурым клочкам пожухлой травы. Изредка ложилась на землю, прикрыв глаза. Вся в себе. Набухшие розовые соски её томились.(Обухов Максим)

  • Рассказывая историю Орфея и Примы, Фомич характеризует гончую: Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. Нарочно залетела! .. сигаретина дешёвая. Сама ему, стерва, помогла. Ломилась навстречу, изнутри. Дверь всю исцарапала, шерсть прямо клочками на калитке оставила и всё-таки выскочила – так хотелось к нему на свиданку. О Приме егерь рассуждает с досадой, обидой, ведь нарушаются все прибыльные сделки. Поражают преданность, верность Примы – качества, которые она проявляет во время прощания с Орфеем. Прима ворчала. Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила. А когда охотники вернулись ,то к нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась. Приму наделяют качествами человека, не отказывают ей в сообразительности и даже коварстве, но в то же время видят в ней лишь источник наживы, лишают счастливого материнства: безжалостно топят щенков, т.к. продать их нельзя. А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом.(Мазепин Андрей)

  • Какой пронзительной болью написаны строки о трагедии собаки Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить. Такое поведение и состояние, несомненно, свойственно разумным, преданным существам. я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня.

3 группа:

  • Николай Фомич, егерь, любитель русской охоты с гончими. Мы видим его крепким мужчиной лет пятидесяти. .Рассказчик ничего не сообщает о прошлом хозяина базы, нам только известно, откуда такая страсть к охоте. Оказывается, еще его дед был охотником и отец любил это русское развлечение. Разговоры будоражили душу ребенка Дед никогда не говорил: «Ружьё стрельнуло». Ружьё только бьёт или садит. Моё ружьё бьёт садче, чем твоё! Или вот: собака ладистая – значит, правильно сложена. Залиться – это когда гончак, подняв зверя, – «помкнув» его, – гонит, щедро и беспрерывно отдавая голос. Скажи – красиво?! А увидев воочию, он Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, старинную. Увидел и влюбился в неё навек. Гончая охота – как натянутая струна. Сильнее напряжения я не испытывал ни на какой другой. (Зотова Екатерина).

  • Фомич профессионально разбирается в породах собак, по-своему любит их и понимает. Жалеет. В его хозяйстве все устроено крепко, прочно, долговечно, рационально. У доброго хозяина и собаки сыты, живут в отдельных вольера. И все у него обстоятельно: Он не спеша набил трубку самосадом. Раскурил. Расправил пышные усы. И технику он бережет. Фомич машину вёл аккуратно: привычно объезжал глубокие лужи, заученно сбавлял скорость перед ухабами и поворотами, на прямой разгонялся вновь. Все рассчитано на хороший материальный доход. Поэтому и топит он щенков, что продать нельзя. Поэтому и пересчитывает обстоятельно купюры. Поэтому и соглашается на охоту, хотя лапы у собак изрядно сбиты. Но ведь азарт! Поражает, с какой легкостью он оставляет Орфея в лесу, бросив лишь куртку для родного запаха! Хотя рассказчик невольно оправдывает этот поступок: и раньше так бывало, но Орфей возвращался. Напрашивается мысль: а убежал бы домой Орфей, если бы в лесу потерялся хозяин. Конечно, нет! Собаки всегда ждут, даже погибших! (Обухов Максим)

4 группа:

  • с автором-повествователем мы встречаемся в самом начале рассказа.

Повествователь человек интересующийся, наблюдательный, а тут еще и объявление, что гарантировало «получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими». Рассказчик уверен, что за деньги можно получить самые лучшие и незабываемые впечатления от охоты. Забегая вперед, скажем, что он их получил. Впечатления, действительно, незабываемые, они коренным образом перевернули отношение к охоте с русскими гончими. От этого болит душа у Саши. Никакая музыка не может заглушить внутренний стон, рожденный горечью, трагедией Примы. Корка черствости меркантильного интереса с невыразимой болью отрывается, наступает прозрение. Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются!

Звёзды светят всем одинаково. (Евстигнеева Даша)

  • Интересен глагол не ведал. Автор умышленно использует сильнейшее средство выразительности. Ведать, значит чувствовать, переживать , быть сопричастным. А употребление глагола в форме прошедшего времени убеждает нас в том, что мировоззрение Саши изменилось, да и сам он об этом говорит. .Душа ожила, она болит.

Повествование ведется от первого лица. В начале рассказчик предстает как бы сторонним наблюдателем, чувствуется «водораздел»: здесь Фомич, там гончии с их историей. Автору все интересно. Сопричастности к происходящему он еще не чувствует, но ярко и образно рассказывает о собаках, совсем немного о Фомиче. Местоимение мы появляется только в назначенном месте – месте стоянки охотников. Здесь и происходит слияние интересов: забываются контракты, репутация, израненные лапы…Смотрю, они ищут, ищут, ищут… Морда к морде. И вдруг натекают на пахучий волнующий след. Проверяют. И вот нос ещё сзади, не может оторваться от следа, а корпус, ноги в погоне. Уже пошли вперёд. Не отдавая голос. Рывком! На гон.

Синтаксис этого отрывка помогает прочувствовать напряжение, динамику, тугую струну натянутых нервов. И все же остается ощущение, что автор смотрит на все как бы со стороны, в этом и заключается мастерство рассказчика: через отдаленность выразить свою сопричастность к происходящему. Некоторую иронию мы слышим в повествовании: сделал всего один выстрел и промахнулся, думал газетины листок, на ходу нацепил очки. Создается впечатление, что он и не охотник, в прямом значении этого слова. Любитель!!! Поразительно, с какой человечностью он говорит о Приме и ее щенках. Они у него как люди: копошились детёныши; сосал маткину грудь, для удобства забравшись поверх братьев и сестёр; слепо хватая ртом воздух, в поисках желанного соска, или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери; крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Манера писателя подчеркивать в изображении животных черты, которые не всегда находят у человека: стремление к свободе, справедливость, сильно развито чувство любви и привязанности, детскость, непосредственность. Изображая животный мир, автор показывает читателям неискаженное цивилизацией сознание.

Альтруизм, жертвенность, любовь верность соседствует с эгоизмом, меркантильностью, изменой. (Зотова Екатерина)

Учитель:

3.Все необходимые замечания, находки, размышления и умозаключения вы занесли в таблицу. Впоследствии при написании рецензии этим материалом можно воспользоваться. Мы продолжаем дальнейшее исследование текста.

- Что вы можете сказать об эпохе, хронотопе рассказа? Эпоха формирует характер и мировоззрение человека. Работаем индивидуально.

Индивидуальная работа:

работа с текстом. Все находки учащиеся фиксируют в рабочих материалах.

Социализация:

Одно из правил мастерской: сказать должен каждый. Учащиеся зачитывают свои наработки. Примеры ответов:

  • рассказ охватывает небольшой промежуток времени: всего сутки с небольшим, а столько событий, повлиявших на рассказчика;

  • это произведение интересно тем, что буквально несколькими словами в начале рассказа характеризуется наше время. Коммерческая сделка гарантировала удачную охоту с русскими гончими. Все продается и покупается, деньги решают все;

  • Заонежье… заповедные места, но и их коснулась коммерческая рассудительность. Поохотиться может каждый, деньги только выложи. Охота – это призвание, талант, единение с природой! А тут «объявление гарантировало»…В этом вся наша современность.

Учитель:

4.Конфликт произведения. Каким бы образом ни проявлялся Конфликт художественный, обычно он лежит в основе проблематики произведения, а приемы и способы его разрешения обусловлены авторским замыслом. Давайте определим, в чем же заключается конфликт рассказа. Предлагаю вспомнить определение. На столах у вас словари литературоведческих терминов: поработайте со словарными статьями.

- Так в чем же заключается конфликт произведения?

Групповая работа:

работа с текстом, заполнение таблицы

Социоконструкция:

обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.

Социализация:

Выступление каждой группы

Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:

  • я вижу отражение противоречия времени: охота с русскими гончими, а организуется она на меркантильных интересах, что несвойственно, как мы знаем из классики, русскому характеру (Даша Евстигнеева);

  • основной конфликт, по-моему, происходит в душе рассказчика: внешнее развлечение, которое он искал за деньги, сменилось глухой, затаенной, но постоянно живой болью души. Вещь не материальная, но вечная. Внутренний конфликт. Автор пишет о русских гончих, но говорит о себе. (Максим Обухов);

  • Конфликт проявляется уже в самом начале рассказа – его сильной позиции: все продается и покупается в человеческом мире, если смотреть на него через призму материального обогащения. Концовка выражает позицию автора: Звёзды не продаются!

Звёзды светят всем одинаково (Зотова Екатерина);

  • рассказчик как бы уходит от открытой конфликтной ситуации; он не противостоит действиям егеря, можно сказать, что соглашается с его поступками: бросают Орфея, топят щенков…. Но внутренний монолог Саши убеждает нас, что не все продается и покупается. (Максим Обухов)

  • серьезный конфликт между природой и человеком: человек – часть природы, никогда часть не может победить целое, если это природа!(Вспомним Базарова из романа «Отцы и дети»).Но человек стремится все чего-то доказать; щенков топит – не в то время родились! А когда оно то время?! (Мазепин Андрей)


Учитель:

5. О композиции рассказа мы обмолвились в самом начале нашей мастерской. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку; она всегда, иначе говоря, функциональна. Особый смысл имеет и эпиграф произведения. Обратите на него внимание.

Групповая работа:

работа с текстом

Социоконструкция:

обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.

Социализация:

Выступление каждой группы

Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:


  • Любопытно соотношение между эпиграфом и содержанием рассказа: эпиграф вступает в полемику с окончанием рассказа: …Охота зело добрая потеха, её же не одолеют печали и кручины всякие…. я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня. С тех пор я не охотился с гончими. (Катя Глухова);

  • Композиция произведения кольцевая. Прослеживается перекличка между началом и концом произведения. Саша предвкушает удовольствие от коммерческой охоты, т.к. все решают деньги, а в эпилоге мы слышим: Звезды не продаются.(Максим Обухов);

Учитель:

6. Мы с вами не единожды писали рецензию на прочитанные произведения. Эта письменная работа требует соблюдения своей композиции, регламента, если хотите.

- Какие аспекты еще необходимо рассмотреть, чтобы наша работа была полной и композиционно законченной? Примеры ответов:

  • необходимо рассмотреть роль деталей в произведении. Считаю, что важно обратить внимание на пейзаж, пейзаж и внутреннее состояние персонажей: в природе все гармонично, умиротворенно, а вот у человека всегда проблемы (Зотова Катя);

  • даже мелкие детали объемно высвечивают образ Фомича, об этом говорили, когда исследовали его образ (Андрей Мазепин)

  • все произведение, я думаю, состоит из россыпи незначительных, на первый взгляд, деталей. Я читала несколько раз и каждый раз находила новое, поражающее своей глубиной: егерь – Николай Фомич – Николай – Фомич – егерь. Чаще упоминается «Фомич», это тоже наводит на размышления.(Даша Евстигнеева);

  • смысл финала. Это своего рода предупреждение: нужно ценить все, что нас окружает, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего мира. Человек должен понять себя, а достигается это, когда находишься в ладу с собственным Я. (Максим Обухов);

  • авторская идея. Авторское размышление о том, что не все продается: люди в суете современного мира забывают о душе, нравственных ценностях. В животном мире таких понятий не существует, но верность, преданность, жертвенность – это и есть звезды, которые не продаются.


Учитель:

7. Ваше читательское восприятие и оценку вы изложите, когда будете писать рецензию. Мы помним, что необходимым условием мастерской является афиширование. Этот этап вы будете представлять готовыми работами. А сейчас проведем рефлексию. Устно ответьте на любые два вопроса:

  • Хочу сказать….

  • Мне было трудно, когда…

  • Мне особенно важно было понять…

  • Я так и не понял, почему…

  • Мои наблюдения за ходом мастерской…


Из записей на рефлексии:

  • Мне очень важно было понять самого Сашу, в нем самом происходит много конфликтов;

  • хочу сказать, что мне всегда нравятся мастерские по литературе. Некоторые произведения как загадочный ларец, открываешь, а там так глубинно…;

  • Мне было трудно успеть записать, когда выступали группы;

  • Мне важно было понять чувства Саши, они глубоки, ведь он умеет сострадать;

  • мне важно было понять Фомича: неужели же деньги и материальное благополучие для него все;


РЕСУРСЫ




  1. Костюнин А.В. Сборник произведений. http://kostjunin.ru

  2. Паулюс Поттер. Наказание охотника. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%

3. Литература №12. Газета для учителей словесности. М.: Издательский Дом Первое сентября, 2011.





ПРИМЕР РАБОЧЕЙ ТАБЛИЦЫ




автор

фомич

прима

орфей

«получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими».

Остальное решают деньги.

«Торгуется», – сообразил я и предложил тройную цену.

Фомич отвёл глаза.

Укладывая вещи в машину, прощаясь с егерем, я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня.

***

С тех пор я не охотился с гончими. Но странное дело: всякий раз, когда мне случается читать или слышать про созвездие Гончих Псов, я невольно вспоминаю Орфея и Приму – русских гончих, страстью которых торговали под заказ.

Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются!

Звёзды светят всем одинаково.



, крепкий мужик лет пятидесяти, встретил сухо.

– Саша, не получится завтра съездить. Собаки устали. Двое суток подряд на гону. Заменить некем. Выжловка, – он указал на брюхатую русскую гончую, – сам видишь...

Тропа эти дни была жёсткой. У выжлецов все лапы сбиты в кровь. Их утром не поднять.

– Саш, понимаешь… Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, старинную. Увидел и влюбился в неё навек. Гончая охота – как натянутая струна. Сильнее напряжения я не испытывал ни на какой другой.

… Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. Нарочно залетела

сигаретину дешёвую

пусть, думаю, намыливаются – Примка-то под замком.

Я потом анализировал-сопоставлял: как такое могло случиться? Сама ему, стерва, помогла. Ломилась навстречу, изнутри. Дверь всю исцарапала, шерсть прямо клочками на калитке оставила и всё-таки выскочила – так хотелось к нему на свиданку.

– Ему ещё восемь месяцев было. Сделал для них с Громом вольер из сетки. Закрываю. Через некоторое время – Орфей на улице. Что такое?! Я к забору. Снежок выпал. Смотрю по следам: где перелазит? Оказывается, он – на будку, с будки прыгает через забор – и на волю. Ладно. Я над конурой делаю навес. Два листа шифера стелю. Ну, на будку пускай заберётся, но прыгнуть с неё не сможет – голова в крышу упрётся. Им же… Он же не может сначала изогнуться – вот так, из-под выступа, потом подтянуться за край и ногу закинуть. У него ума-то на это не хватит… Через некоторое время Орфей опять на свободе. Да ещё и не один – с Громом. По следам ничего не могу понять. Закрыл обоих. Отошёл подальше, они меня не видят. Сел и наблюдаю: вот он ходил-ходил, ходил-ходил, прыгнул на будку. Встаёт на задние лапы, упирается головой в шифер, напря-га-а-ется, вырывает его с гвоздя… Выпускает в щель Грома. Потом сам – вот так – в эту щель голову пихает, шельмец, ему шифером да-а-а-ви-ит сверху, он всё ррр-а-вно тискается, прола-а-а-аа-зит и выпрыгивает

Съездим завтра в лес, коли так. Давай деньги.

Николай обстоятельно пересчитал купюры, показал мне спальное место и повёл собак в вольер.

Я вышел на крыльцо. Егерь удалялся по лесной дорожке, держа перед собой «летучую мышь». Мерцающие блики огня прыгали тусклым светом по чёрным еловым лапам. Гончие неспешно следовали за ним.

Мы ждали. И кричали. И дважды бегали до дальней делянки. Звали, трубили, стреляли в воздух – напрасно. Кобель не вернулся. Николай бросил под куст свою фуфайку – родной запах.

– Поехали домой. Его так просто с гона не снять – вязкий, непозывистый гончак. Ничего, нагоняется – придёт! Не первый раз

? А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом. Мне от вас с Орфеем щенки весной нужны.

Николай, ухватив за ошейник, перевёл собаку из вольера в соседний, наглухо сколоченный дощатый сарайчик, поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак.

Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его.

Малышей отнесли в выгребную яму и зарыли.

Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой.

Вся в себе.

Прима ворчала. Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила. В наше отсутствие Прима ощенилась и теперь, забившись в конуру, устало облизывала свои мокрые родные комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась.

Сам поманил Приму куском сахара. Та недоверчиво высунула голову из будки. В ногах у самки беспомощно копошились детёныши. Один, что покрепче, сосал маткину грудь, для удобства забравшись поверх братьев и и сестёр. Другие же или беспомощно попискивали, слепо хватая ртом воздух, в поисках желанного соска, или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери.

Сука, почуяв недоброе, завыла

Звериный вой суки будоражил ночную тьму.


Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить.

Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего




Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, лишь притворялся и всё слышал

Орфей перестал делать вид, что спит

. Видно было по всему – не просто так смотрит. Он думает!

изобразил полное равнодушие

Кобель попытался вырваться с рук ей навстречу. Хозяин окрикнул:

– Прима, место!

И ещё крепче прижал к себе внезапно разволновавшегося выжлеца.

Видишь ли – не согласен он…

Пёс после упрёка так сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека.

Их нужно сперва выдержать. Пусть потомятся. Они должны с радостью, с азартом, без понуждения ступать на тропу. Страсть в них должна взыграть…

Правда: собаки перетаптывались в машине не в силах более сдерживать своего волнения. Принимались лаять. В нетерпении скребли лапами.

Гон зазвенел на все голоса: жаркий, страстный. Не лай, а стон покатился по низине, заиграл эхом и пошёл кромкой влажного леса. Гончаки резвые, паратые, равные на ноги – косому петлять некогда

Счастливый, удоволенный гончак забрёл в центр лужи и лёг в бурую жижу, озорно пуская пузыри. Мы втроём: Николай, Гром и я – переглянулись.

. Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это сил не было.

– Орфей, что с тобой?!

Кобель попробовал подняться. Не смог.

– На сегодня, Орфеюшка, всё. Пойдём домой. Вставай.

Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл.

Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём.

До машины оставалось метров пятьдесят. Орфей направился к кусту, хотел рухнуть, как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим запахом красного зверя.

– А-ау! А-ау! А-ау!

И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?

У машины воем завёлся Гром.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Четвероногие врачеватели души. Творческая мастерская.

Автор: Томникова Марина Вячеславовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства